Просмотр содержимого документа
«Методический прием "Автобусная остановка"»
Балейский филиал ГАПОУ
«Читинский педагогический колледж»
Методический прием
«Автобусная остановка»
Выполнила:
Студентка 413 группы
Комогорцева Анастасия
Проверил:
Преподаватель МДК 04.01
Юсова Валентина Ивановна
Цель метода: учащиеся научатся обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: лист А3 ( А4), ручки, карандаши
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирует вопросы для анализа
Решают поставленные проблемные вопросы, самостоятельно выбирая методы и пути поиска решения
Готовит «остановки», ватман, маркеры
Деление на малые группы способствует повышению эффективности учебного занятия:
Количество групп определяется количеством вопросов, а количество вопросов – тем объемом материала, который вы планируете повторить и систематизировать.
Работа в малых группах меняет принцип работы «сам за себя» на принципы сотрудничества, способствует вовлечению в деятельность всех учащихся.
Отсутствие состязательности позволяет создать благоприятную рабочую обстановку.
Ограниченность во времени стимулирует активность, вовлеченность каждого в работу.
Требования к вопросам:
Вопросы предполагают возможность разных вариантов ответов.
Вопросы требуют творческого переосмысления теоретических знаний.
Вопросы направлены на практическое применение теоретических знаний.
Должны быть посильными, опираться на имеющиеся знания и умения.
Возможности урока, построенного на этом методе:
Актуализировать, обобщить и систематизировать знания и умения.
Осуществить перенос приобретенных знаний и их применение в новые измененные условия.
Самостоятельность в осмыслении и анализе материала, в выборе метода, путей поиска.
Поиски путей решения способствуют развитию лингвистической догадки.
Ситуация успеха для «слабых»
Организовать рационализацию способов выполнения
Последовательность осуществления метода
Класс делится на группы (любым способом)
Группы распределяются по так называемым «автобусным остановкам». На каждой остановке (на столе) расположен лист А3 (А4) с записанным на нем вопросом по теме. Преподаватель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 4 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.
Затем по команде преподавателя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя.
Затем следующий переход к новой «автобусной остановке» и еще 2 минуты на знакомство с уже сделанными предыдущими группами выводами или вариантами ответов, обсуждение и добавление своих записей.
Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 2 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Пример применения метода на уроке окружающего мира
в начальной школе
Класс: 3
Тема: Солнце, растения и мы с вами
Тип урока: изучение нового материала
Вопросы и остановки:
Как дышат растения?
Как питаются растения?
Как связаны между собой Солнце, растения и люди?
Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
Как питаются растения?
Как дышат растения?
Один ученик из группы презентует получившийся материал
Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
Как связаны между собой Солнце, растения и люди?
Пример применения метода на уроке русского языка
в начальной школе
Класс: 4
Тема: Типы текстов
Тип урока: повторение пройденной темы
Вопросы и остановки:
Составьте кластер, с одним из типов текста «Повествование» (Приложение 1)
Составьте кластер, с одним из типов текста «Описание»
Составьте кластер с одним из типов текста «Рассуждение»
Много глаголов
(Приложение 1)
Пример повествовательного текста
К таким текстам можно поставить вопросы: Что? Где? Как? Когда произошло
Повествование
Начинается со слов: «Как-то раз», «Однажды», «Вдруг»
В повествовательных текстах повествуется, рассказывается, сообщается о чем-либо.
Пример применения метода на уроке литературного чтения
в начальной школе
Класс: 3
Тема: М. Пришвин «Моя Родина»
Тип урока: изучение нового материала
Вопросы и остановки:
О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? Важны ли они для писателя? Почему?
Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?