Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность как одно из направлений функциональной грамотности младших школьников»
Составила:
Милюткина Е. А., учитель начальных классов
Для обучающихся начальной школы мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителю важно показать, что эти знания будут нужны не далеко в будущем, а здесь и сейчас. Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность – позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности –это понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях; способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать; совокупность математических умений.
Функциональная математическая грамотность включает в себя три уровня математической компетентности:
1 уровень - включает в себя воспроизведение математических фактов, методов, выполнение стандартных процедур, алгоритмов, работу с формулами, вычисления;
2 уровень – в нестандартных ситуациях, интерпретацию. Этот уровень предусматривает в себя установление связей, интеграцию материала, ориентирование, математические рассуждения, обобщения, интуиции, больше творчества и самостоятельности;
3 уровень – рассматривает более сложные задания, решение которых предусматривает выделение и формулировку проблемы, построение математической модели, обобщения, интерпретацию.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
«-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».
(ФГОС НОО)
Систематическоеиспользованиена уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников,
позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
технология проектов (учатсяориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах);
проблемное обучение (проблемные задания на уроках, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);
работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.
Моделирование заданий– представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе:
Объяснять математические понятия с помощью предметных действий.
Играть в математические игры.
Давать жизненные задания.
Подключать родителей.
Использовать цифровые платформы.
1.Объяснение математических понятий с помощью предметных действий!
Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи.Например,дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.
2. Математические игры
Время от времени можно устраивать уроки вформе деловой игры,где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему«Коммунальные платежи»и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы. Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.
Другая идея – прямо на уроке устроитьгрупповой конкурс на лучший проект школьного двора,параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумают. Можно рассчитать и стоимость такого проекта.
3. Давать жизненные задания
С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 5 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата. А если едем на общественном транспорте, можно заодно посчитать, сколько придется заплатить за билеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.
5. Использование цифровых платформ
Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике, Учи.Ру, где составили подборку заданий на формирование математической грамотности. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы. Такие задания проводят ребенка через все этапы работы с проблемой от ее формулирования на языке математики до интерпретации. Каждый шаг система помогает выполнять наводящим вопросом, предложением разных вариантов или при помощи визуализации.