Конспект урока математики по теме «Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд: 167 + 45 + 308».
Конспект урока математики по теме «Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд: 167 + 45 + 308».
Урок поможет cформировать умение складывать более двух натуральных чисел в столбик с переходом через разряд; применять указанный способ в работе с именованными числами и при решении задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд: 167 + 45 + 308».»
Тема: «Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд: 167 + 45 + 308».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать умение фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности и опыт
самооценки этого умения на основе применения эталона.
2) Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
4) Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель
использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
5) Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
6) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные:
1) Сформировать умение складывать более двух натуральных чисел в столбик с переходом через разряд; применять указанный способ в работе с именованными числами и при решении задач.
2) Тренировать умение соотносить между собой единицы измерения длины.
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны по курсу «Мир деятельности»
Д−30.1 Подробный образец выполнения домашнего задания;
Д−30.2 Эталон сложения трёхзначных чисел с переходом через два разряда (из урока 29);
Д−30.3 Эталон сложения в столбик более двух натуральных чисел;
Д−30.4 Подробный образец выполнения задания в парах;
Д−30.5 Подробный образец выполнения самостоятельной работы;
Д−30.6 Поговорка.
2) Презентация: слайды 1−4.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– С какими числами вы работали на предыдущих уроках? (С трёхзначными и двузначными.)
– Какие вычислительные операции вы с ними выполняли? (Сложение, сравнение, вычитание.)
– Как вы справлялись с этими заданиями? Что у вас очень хорошо получается? (…)
– А теперь вы можете назвать себя знатоками трёхзначных чисел? (Да – нет.)
– По ходу урока вы убедитесь, правы вы или нет. Ведь сегодня вы опять будете работать с трёхзначными и двузначными числами, и вновь вы узнаете что-то новенькое о сложении трёхзначных чисел. А как человек может узнать что-то новое? (Надо попробовать выполнить задание, в котором что-то новое. Скорее всего, не получится. Надо понять, почему не получилось, поставить цель, выбрать средства и самому найти способ…)
– Начинаете вы … (С повторения необходимого.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− Повторение начнем с проверки домашнего задания.
На доске подробный образец выполнения домашнего задания и эталон сложения с переходом через два разряда (Д−30.1, слайд 1−2, Д−30.2):
− Какие знания вы использовали при выполнении № 4?
− Какие знания вы использовали при выполнении № 5?
– Какой способ был выбран мной для повторения? (Способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд.)
– Что дальше? (Будет задание для пробного действия.)
– Откройте рабочие тетради на стр. 50, выполните № 2 (а). Что в этом задании надо сделать? (Надо выполнить сложение четырех чисел.)
− Я уточню задание: надо все слагаемые записать в столбик и найти их сумму.
– Что в этом задании для вас ново? (Мы не складывали в столбик столько чисел.)
– И что же вы будете делать? (Попробуем выполнить это задание.)
– Пробуйте.
– У кого нет результата? Что вы не смогли сделать? (Я не смог записать четыре слагаемых в столбик и найти их сумму.)
− У кого есть результат, вы можете доказать, что выполнили задание правильно?
− Что вы пока не можете сделать? (Я пока не могу доказать, что выполнил задание правильно.)
– И что же делать в случае затруднения? (Подумать над причиной затруднения.)
3. Выявление причины затруднения.
– Какое задание вы выполняли? (Складывали в столбик четыре числа.)
– Что в этом задании было для вас новым? (Раньше мы не складывали в столбик столько чисел.)
– В чём же причина вашего затруднения? (Мы не знаем способа записи и решения примеров на сложение в столбик больше двух чисел.)
– Молодцы! Вы поняли главное – причину затруднения. Что нужно сделать дальше? (Поставить цель.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Поставьте перед собой цель. (Построить способ записи и решения примеров на сложение более двух слагаемых в столбик.)
– А как бы вы назвали урок? (Сложение более двух слагаемых в столбик.)
Тему записать на доске.
– Теперь необходимо выбрать средства для достижения цели. Какими известными вам правилами (эталонами) вы можете воспользоваться? (Правилом записи в столбик двух слагаемых и эталоном сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд.)
– Правильно я поняла, что вам надо будет уточнить эти правила? (Правильно, мы будем уточнять эти правила.)
– Вам осталось продумать план дальнейшей работы. Что уточните сначала: правило записи и способ решения? (Сначала уточним запись в столбик, потом уточним способ решения.)
– Работая в группах выполните № 2 (б) в рабочих тетрадях. Посмотрите на задание, что вы должны сделать? (Надо найти сумму трех чисел с помощью модель, проанализировать выполнения, сделать вывод и проверить себя по учебнику.)
Учащиеся работают в группах самостоятельно. Дать возможность каждой группе озвучить вывод.
– Скажите, как правильно записать пример в столбик? (Единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.)
– Применимо ли это правило к записи столбиком более двух слагаемых? Почему? (Применимо, так как любые числа состоят из единиц, десятков (сотен).)
Открыть на доске часть эталона (Д−30.3):
– А теперь вернитесь к пробному действию и выполните его.
Учащиеся в группах выполняют пробное действие, и каждая группа вывешивает свой результат на доску. Проводится анализ, полученных результатов.
– Как решать примеры на сложение более двух слагаемых? (Так же, как и на сложение двух слагаемых с переходом через разряд: начинаем складывать с единиц…)
– Какую цель вы ставили? (Построить способ записи и решения примеров на сложение более двух слагаемых в столбик.)
– Достигли цели? Докажите. (Мы достигли цели, так как узнали способ записи и решения примеров на сложение более двух слагаемых в столбик.)
– Да, вы – молодцы! Но достаточно ли вам только знания нового способа? (Нет, надо научиться его использовать при решении примеров.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№ 1 (У), стр.58.
Задание выполняется устно.
№ 2 (У), стр. 58.
Задание (а, в) выполнить на доске с комментарием, а задания (б, г) учащиеся выполняют в парах с самопроверкой по подробному образцу (Д−30.4, слайд 3):
+
+
− У каких пар задание вызвало затруднение?
− В каком месте возникло затруднение?
− В чем причина ваших затруднений?
− У кого задание выполнено правильно?
– Наступило время проверить себя. Что для этого надо сделать? (Поработать самостоятельно.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
– Выполните в рабочих тетрадях № 3, стр. 50. Выберите два любых примера и решите их.
Учащиеся работают самостоятельно с самопроверкой по подробному образцу (Д−30.5, слайд 4):
+
+
+
+
– Какие трудности возникли при решении примеров? (Неверно записали в столбик, забыли увеличить количество десятков (сотен) на 1, …)
– Какие правила вам надо повторить? (При записи примеров в столбик сотни пишем под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами. Чтобы не забыть прибавить один к следующему разряду, надо надписать единицу над этим разрядом, …)
– У кого оба примера решены верно? Поставьте на полях «+».
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Посмотрите на № 5 на стр. 58. Действия, с какими числами надо выполнить? (Надо выполнить действия с именованными числами.)
– Когда возможны действия с именованными числами? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)
– Решите второй и третий примеры. Во втором примере, в какие единицы измерения удобнее перевести? (Удобнее 20 дм перевести в метры.)
− А в третьем примере? (34 дм перевести в метры и дм, 53 см в дм и см.)
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
– Теперь решите задачу и посмотрим, пригодится ли для её решения новое знание. Прочитайте задачу из № 3 (а) (У), на стр. 58.
– Выполните анализ задачи. (Известно, что в парке растут 217 дубов, 326 лип и 78 тополей. Надо узнать, сколько всего деревьев растёт в парке. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сложить количество дубов, лип и тополей, так как ищем целое. Мы можем сразу ответить на вопрос задачи, так как известны все части.)
– Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какова была цель вашей работы на уроке? (Построить способ записи и решения примеров на сложение более двух слагаемых в столбик.)
– Достигли цели? Докажите. (Мы достигли цели, так как построили способ записи и решения примеров на сложение более двух слагаемых в столбик.)
– Какие знания, полученные ранее, позволили вам понять новое? (Правило записи в столбик, эталон сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд.)
– Над чем каждому из вас еще надо поработать?
– Кому удалась сегодня работа ученика? Докажите.
– Вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока. Могли вы в начале урока назвать себя знатоками трёхзначных чисел? (Нет.)
– А сейчас? (Да – нет.)
– Не торопитесь. На этот вопрос даёт ответ народная мудрость.
Открыть на доске: Век живи – век учись! (Д−30.6, слайд 5).
– Прочитайте пословицу. Как вы понимаете ее смысл?
– Есть ли предел человеческим знаниям?
Домашнее задание: правило, № 3 (б) (У), стр. 58, № 5 (У) (1 и 4 примеры), стр. 58; № 7 (У), стр. 59, по желанию № 11* (а или б на выбор).