Тема: «Использование мультфильмов на уроках и внеурочной деятельности с целью развития функциональной грамотности младшего школьника»
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться, что препятствует формированию функциональной грамотности. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность.
А так как мои ребята часто смотрят мультики и чтоб не просто смотрели, а с пользой, я решила попробовать использовать мультфильмы на уроках.
Ребенок с самого раннего детства привык к каждодневному просмотру мультфильмов. Он любит периодически просматривать одни и те же диски, «встречаться» на экране с любимыми героями, переживать вместе с ними те приключения, которые преподносятся мастерами мультипликации. По данным социологов, от 20 до 40% всего свободного времени ребенок проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения.
Обычно просмотр мультфильмов воспринимается как отдых, приятное времяпровождение. Но организованный педагогом анализ материалов и просмотр мультфильма на уроке позволяет сделать процесс изучения нового материала интенсивным и интересным, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формирует у них функциональную грамотность.
Современный урок, выстроенный в соответствии с ФГОС, обязательно предполагает мультимедийное сопровождение. Поэтому использование различных технических и информационных средств, становится обязательной необходимостью любого урока. Исходя из этого мною была проделана работа по внедрению технологии просматривания мультфильмов на уроках. Конечно, не каждый мультфильм может быть продемонстрирован во время учебного процесса. Выбор мультфильма должен осуществляться исходя из возрастных особенностей учащихся с одной стороны и методическим соответствием содержания мультфильмов с другой. Современный рынок кино и мультиндустрии предлагает широкий выбор различных фильмов, как отечественного, так и зарубежного производства. На мой взгляд, наиболее соответствующим выше изложенным требованиям в основном, являются отечественные мультфильмы, т.к. они:
1. Учат доброте, искренности, трудолюбию, покладистости, дружелюбию и сопереживанию. Герои мультфильмов учат не сдаваться, бороться со злом, и справляться со всеми трудностями. Современный российский мультфильм «Лунтик» выстроен в лучших традициях советских мультфильмов. Добрые, дружелюбные, честные, воспитанные друзья Лунтика Кузя, Мила и Пчеленок борются с вредностью, лживостью, жадностью, злостью и завистью недружелюбных гусениц Вупсеня и Пупсеня. И в конце каждой серии добро побеждает зло, впрочем, на чем и должны воспитываться дети. Поэтому «Лунтик» становится частым гостем на уроках литературного чтения. Анализируя поведение и действия этих героев, дети делают выводы, какие качества личности надо воспитывать в себе, а какие искоренять. На уроках формируется читательская грамотность.
2. Развивают воображение, память и мышление ребенка. Это происходит в процессе восприятия и анализа происходящего, сравнения, установления логики последовательности событий, а также рассуждений по итогам просмотренного. Так, из серии «Лунтика» «Круговорот» дети узнали, что такое испарение, как образуются тучи, почему идет дождь? Благодаря серии «Листопад» стало понятно, почему листья сначала желтеют, а потом опадают.
3. Расширяют кругозор учащихся. Сегодня создано много таких мультфильмов, которые учат ребенка считать и читать, различать цвета, формы и фигуры, а еще красочно повествуют об окружающем нас мире, при этом формируется математическая и финансовая грамотность.
4. Способствуют пополнению словарного запаса, учат говорить грамотно и красиво формулировать свои мысли. Ведь у некоторых персонажей дети перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром. Здесь, конечно же, имеет место демонстрация мультфильмов – сказок («Гуси –лебеди», «Морозко» и др.)
5. Развивают креативность детей. При просмотре ярких, неординарных картинок включается фантазия, нестандартное мышление и это может стать началом творчества ребенка. Нередко после просмотра мультфильма дети ставят себя вместо героев и думают, как бы они поступили на их месте. Иногда предлагается детям после просмотра только начала фильма самим придумать концовку с развитием событий. Дети дают волю воображению и «полету фантазии» и часто выдают очень интересные версии завершения серии.
Сейчас представлю вашему вниманию, что я уже испробовала и применяю в своей работе. Сначала я ставлю перед собой цель, что я хочу от детей, на чем конкретно сосредоточили свое внимание.
Урок математики: любой мультик, в них всегда есть что посчитать, включаю отрывок(Мойдодыр) смотрят 10-20с. Стоп кадр, и я задаю вопросы:
- сколько кубиков на первой машине?
-какая первая игрушка, последняя?
-сколько картин на стене?
после этого пересматриваем и проверяем себя. В процессе ребята еще сами называют произведение, автора и даже высказывают свои замечания (почему неумытый лег спать, крокодил курит, идя с маленьким и по парку и тд)
Русский язык: записать шк. принадлежности, одежду, мебель, которую видели в отрывке)
Мир вокруг нас: правила поведения которые были нарушены. Мы все проводим инструктажи, но чтоб это не оставалось лишь подписью в инструктажах, посмотрите любой мультик, и вы найдете минимум одно нарушение. «Шапокляк» на вагоне, идут по путям, браконьерство. «Кошкин дом» дети рассуждают, о том, что надо помогать кто просит о помощи, как вести себя в гостях. И порой сам не заметишь того, что успеют разглядеть дети.
Таким образом, просмотр мультфильмов занимает важное место в моей работе.
Но, планируя свой урок, учитель должен помнить, что использование мультфильма должно быть к месту и в меру. Обязательно должно быть соответствие тематике урока и программному материалу. Просматривание мультфильма должно органически влиться в структуру урока и ни в коей мере не оттеснять остальные этапы его проведения. Более того, не следует злоупотреблять демонстрацией фильмов. Ведь в конечном итоге, урок – это все же учебный процесс, главной функцией которого является образовательная. Поэтому благоразумнее запланировать мульт – сеансы на внеучебное время – во время внеурочной деятельности и на классных часах.