Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения – залог успешности ученика»
Интерактивные методы обучения – залог успешности ученика
Учитель начальных классов
МБОУ СШ с.Таремское
Кириллова О.В.
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствовать- вот единственный курс учительский»К.Д. Ушинский
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса. Каждый урок требует чего-то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Для педагога часто встаёт вопрос, а как организовать учебную деятельность , чтобы она была не только познавательной, но и интересной, а значит успешной. Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда»
Интерактивность
0
–это интерактивность в информационных системах
–это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога)
Интерактивному обучению соответствуетдеятельностный подход в обучении :
Интерактивному обучению соответствуетдеятельностный подход в обучении :
«Не меня учат, а я учусь»
«Не меня учат, а я учусь»
Схемы взаимодействия
Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
▪Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
▪Повышение познавательной мотивации .
▪Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).
▪Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
▪Воспитание лидерских качеств.
▪Умение работать с командой и в команде.
▪Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
1 направление : Учебная деятельность
Интерактивные формы применяются на всех этапах урока
Для каждого этапа урока используются свои приёмы позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
▪Структура интерактивного урока
Технологии интерактивного обучения
«Свеча»
Работа в парах
«Карусель»
«Броуновское движение»
«Аквариум»
«Один – вдвоём – все вместе»
«Мозговой штурм»
«Дерево решений»
«Совместный проект»
Игра «Реклама на телеканале»
Игра «Интервью -знакомство»
Займи позицию
Сменные тройки
Незаконченное предложение
Упражнение «Хочу спросить»
«Микрофон»Игра «Исследователи»
Дискуссия
далее
Работа в парах.
Можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.. Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию
Алгоритм действия
1. Предложите ученикам задания, задайте вопрос. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений.
2. Определите, кто из них будет выражать мысли первым и попросите обсудить свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения.
3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.
“ Свеча”
Пор кругу передаётся зажжёная свеча, а учащиеся высказываются о разных аспектах обучения
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
“Карусель”
Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
“Аквариум”
Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.
После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа .
«Один-вдвоём– вместе»
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
“Дерево решений”
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
«Мозговой штурм»
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.
Правила мозгового штурма:
1. Никакой критики!
2. Заимствования других идей является нормальным явлением.
3. Желаемое - большое количество идей.
4. Оценка приходит позже.
Чтобы усовершенствовать качество идей, предоставьте время детям, чтобы они написали свои идеи сначала индивидуально.
«Совместный проект»
Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.
Игра «Реклама на телеканале»
Работа в группах. Каждая группа выбирает карту, где указана тема рекламы.
Мы - пешеходы. Моя Родина. Моя семья. Моя школа.
Ротационные (сменные) тройки.
Способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения.
Алгоритм действия
1.Разработать различные вопросы, чтобы помочь учащимся начать обсуждение нового или разъяснение материала.
2. Разместите тройки так, чтобы каждая из них видела тройку слева и тройку справа. Вместе все тройки должны образовывать круг.
3. Дайте каждой тройке открытый вопрос (одинаковый для всех).
4. После короткого обсуждения попросите участников рассчитаться от 0 до 2.
Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а ученики с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на месте и являются постоянными членами тройки. Результатом будет полностью новая тройка.
5. Вы можете двигать тройками столько раз, сколько у вас есть вопросов. Незаконченное предложение.
Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому ..., желаю ей ... .
Займи позицию
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Игра «Интервью – знакомство»
Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 1 классе( в начале года). Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
Упражнение «Хочу спросить»
Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль найди грамматическую основу предложения,
«Орфографический диктант для соседа»
« Микрофон»
Задача: задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал. Дети берут микрофон и спрашивают. Чаще используя те вопросы, которые слышали на предыдущих уроках.
Игра «Исследователи»
Исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «калина» и т.
Дискуссия ( от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).Использование дискуссии на уроках заключает в себе следующие приемы:
предъявление учащимся проблемной ситуации;
постановка проблемных вопросов к данной ситуации;
проигрывание проблемной ситуации;
анализ противоречивых высказываний к обсуждаемой проблеме;
выбор точек зрения или способов решения проблемы,
подведение итогов,рефлексия.
Обязательным условием при проведении дискуссии является:
– уважение к различным точкам зрения ее участников;
– совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. В ходе дискуссии дети приходят к точной формулировке темы урока.
Фрагменты уроков с использованием приёмов интерактивного обучения
▪ Фрагмент урока математики 3 класс. Тема «Задачи с недостающими данными»
▪ Фрагмент урока математики 4 класс. Тема «Задачи на движение»
2 направление: Интерактивность в информационных системах
Интерактивный лист
Интерактивный рабочий лист – электронный рабочий лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика.
Где и как можно использовать интерактивные листы?
▪на уроке для самостоятельной работы с последующим обсуждением результатов
▪для фронтальной работы на уроке
▪на домашнем компьютере учащегося в качестве альтернативного домашнего задания
Образцы интерактивных листов:
Русский языклист№1 лист №2
Математикалист№1 лист №2
Работа с родителями
Родительское собрание с использованием интерактивных приёмов по теме «Электронный дневник»
Направление внеурочная деятельность
Внеурочное занятие с различными приёмами интерактивного обучения
Результативность применения интерактивных технологий заключается в ряде преимуществ
Используются не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта
На собственном опыте осознание и обсуждение особенности чувственного восприятия, контроль собственного восприятия окружающей среды
23
Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.