Просмотр содержимого документа
«"Инновационные подходы в развитии функциональной грамотности учащихся в начальной школе в условиях 12 – летнего образования"»
Доклад "Инновационные подходы в развитии функциональной грамотности учащихся в начальной школе в условиях
12 – летнего образования"
Минина Леся Петровна - учитель начальных классов
ГКУ «Средняя школа № 2» г.Атбасар
«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикаммаксимум знаний, а в том, чтобы привить им интереск самостоятельному поиску знаний, научить добыватьзнания и пользоваться ими».Константин Кушнер
Учащиеся удерживают в памяти:
Основные факторы, подтверждающие необходимость перехода на 12 летнее обучение:
• Изменение парадигмы образования; • Повышение качество знании; • Сохранение здоровья детей; • Социализация учащихся, снижения социальной напряженности; • Признание отечественных аттестатов за рубежом.
Структура модели 12-летнего среднего образованияРеспублики Казахстан.Предполагается, что школа будет состоять из 3-х ступеней:
1 ступень начальное общее образование (1- 4 классы)
Возраст начала обучения – 6 лет
Продолжительность обучения – 4 года
2-я ступень основное среднее образование (5 -10 классы)
Продолжительность обучения – 6 лет
3-я ступень общее среднее образование (11-12 классы)
Продолжительность обучения - 2 года
Функциональная грамотность
- это способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Инновационные подходы:
Личностно – ориентированное обучение
Системно - деятельностный подход
Здоровьесберегающие технологии
Арт-технологии
Технология тестового контроля
Игровые технологии
Технология УДЕ
Технология развития критическое мышление
Проектная деятельность и научно – исследовательская работа
Личностно-ориентированный подход
обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.
Системно-деятельностный подход
заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания.
Использование здоровьесберегающих технологий (ЗОТ) на уроках в начальной школе.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Арт-технологии и игровые технологии
позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, так как для школьников 1 ступени основной формой деятельности остается игровая деятельность.Игровые технологиипомогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации.
Арт-технология– это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
Технология тестового контроля .
Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, не медленное исправление ошибок и восполнение пробелов
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА С ВЫБОРОМ ОТВЕТА;
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ;
ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА;
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ;
ЗАДАНИЯ СВОБОДНОЙ ФОРМЫ;
Технология УДЕ (Эрдниева).
В научной литературе эту технологию называют «живой родник мышления и творчества».
Цель технологии– создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей учащихся, их интелекта и творческого начала, расширение кругозора.
Технология развитие критического мышления.
Некоторые приёмы стадии «Вызов»:
« Кластер», « Корзина идей»,
«Денотатный граф», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
Приём «Кластер»
Познание мира. 4 класс, «Природные зоны. Лес»
Географическое положение
Климатические условия
Изображение на карте
Лес
Тайга
Смешанный
животные
Широколиственный
животные
растения
растения
животные
растения
Приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица
Используется метод «Шесть шляп».Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Познание мира, 3класс, «Нервная система человека».
Прием РАФТ:
Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)
Ф - форма – рассказ
Т – тема «Нервная система человека»
Учитель предлагает ученикам:
- Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
Проектная деятельность и научно – исследовательская работа.
Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллектив и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, которая обеспечивает личностный рост ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести учащегося по ступенькам роста от проекта к проекту.
Вывод:проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета, электронные учебники, обучающие программы);
повысить объём выполняемой работы на уроке;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Учить ребёнка радостно, без принуждения – возможно!