Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3
Тема: Е Пермяк «Бумажный змей»
Учитель:
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с рассказом Е. Пермяка «Бумажный змей». Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию чувства товарищества, дружбы.
Ресурсы: мультимедийный проектор, флипчарт, презентация физминутки, раздаточный материал (кубик, оценочные листы, листы А3, А4, маркеры, стикеры, рисунки).
Программный материал
Организация групп, листы оценивания
- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, вы желаете мне добра, мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно, я вам помогу.
Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
Работа в группах.
Чтение рассказа, творческое задание.
Эта птица не умчится,
Эта птица возвратится.
Пусть кружит под облаками —
Хвостик я держу руками. (воздушный змей) (слайд 1)
Историческая справка о воздушном змее (ученик) (слайды 2-7)
Эпиграф к уроку:
Живи, не скупись, да с друзьями делись.(слайд 8)
Почему к сегодняшнему уроку мы выбрали такой эпиграф, я думаю, вы сможете мне сказать в конце урока.
(слайд 9) Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. (1 группа) Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. (2 группа) В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Виссов освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придется овладеть еще одним очень важным ремеслом - писательским. (3 группа) В Воткинске молодой человек взялся за перо. Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. (4 группа)
Выставка книг Е. Пермяка
Мочало – часть коры молодой липы, сдираемая и замачиваемая в воде, разделённая на полоски. (слайд 10)
Дранки – тоненькие дощечки.
(работа со словарём по группам)
Прогнозирование.
-Как вы думаете, кто будет героем нашего сегодняшнего рассказа? (предположения детей)
- Как будут развиваться события? (предположения детей)
- Трудно предположить, нужно прочитать текст.
Чтение первой части.
- Что вы узнали? Какие условия нужны, чтобы бумажный змей полетел?
Чтение 2 части.
- Что автор нам рассказал про мальчика Борю?
- А что про Сеню?
А что вы узнали про Петю?
Чтение третьей части.
- Запустили мальчики змея?
Чтение рассказа учащимися самостоятельно, задают вопросы, по часовой стрелке.
- Версия какой группы оказалась ближе всех к содержанию рассказа?
Тестирование по содержанию.
(Отметь правильный ответ)
1. Что недоставало Боре, чтобы сделать бумажного змея?
а )Листа бумаги и ниток
б) Мочала и ниток
в) Дощечек и ниток
2.Что было у Сёмы?
а) Лист бумаги
б) Моток ниток
в) Мочало
3.Что для змея припас Петя?
а) Нитки
б) Мочало
в) Дощечки
4.Боря, Сёма и Петя могли бы запустить своего бумажного змея, но не запустили. Почему?
Запиши свой ответ на строчках.
__________________________________________________
Взаимопроверка в группе против часовой стрелки.
Ромашка Блума
- Что хотели сделать мальчики в рассказе?
- То есть у них было все необходимое для изготовления бумажного змея?
- Почему у мальчиков ничего не вышло?
- Как вы думаете, если бы мальчики умели дружить, как закончился рассказ?
- Как нужно научиться вести себя ребятам, чтобы они могли добиться результата?
- А вы как бы поступили на месте главных героев?
Каждая группа пишет письмо-обращение мальчикам. Вспоминаем, как оформляются письма.
Друг
Верный, надежный
Помогает, веселит, делится
Друг познается в беде
Близкий человек
Собери пословицу:
1 группа
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Человек без друзей, что дерево без корней.
2 группа
Легче друга потерять, чем найти.
Не мил и свет, когда друга нет.
3 группа
Сам погибай, а товарища выручай.
Друзья познаются в беде.
4 группа
Дружба и братство дороже богатства.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
- Какая пословица больше всего подходит к рассказу «Бумажный змей»?
(Каждой группе раздается инструкция и материал)
- А давайте поверим, а вы умеете дружить и работать вместе.
- Давайте попробуем сделать своего бумажного змея. Проявите сплоченность и фантазию.
Работа над эпиграфом.
Вывод.
По итогам листов оценивания
Возьмите картинку, которая соответствует вашему настроению и наклейте на доску.
А давайте попробуем запустить наших бумажных змеев?
Выразительное чтение рассказа
- Задание на анализ, синтез, оценивание (придумать свой рассказ о дружбе)
- Задание на анализ и синтез (придумать продолжение рассказа)
- Сделать иллюстрации к рассказу