kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование личностных УУД у обучающихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных УУД у обучающихся начальной школы»

Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе Докладчик: Чернышева М.В. Учитель начальных классов I квалификационная категория

Формирование личностных

универсальных учебных действий в начальной школе

Докладчик: Чернышева М.В.

Учитель начальных классов

I квалификационная категория

Что же понимается под личностными универсальными действиями? ЛУУД - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это: - положительное отношение к учению, -готовность преодолевать школьные затруднения, -интерес к изучаемым предметам, -стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, -осознание ответственности за себя и свои действия, -этические чувства.

Что же понимается под личностными универсальными действиями?

ЛУУД - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это:

- положительное отношение к учению,

-готовность преодолевать школьные затруднения,

-интерес к изучаемым предметам,

-стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей,

-осознание ответственности за себя и свои действия,

-этические чувства.

Личностные  универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Личностные универсальные учебные действия Действия нравственно-этического оценивания Действия самоопределения Действия смыслообразования 1.Положительные нравственные качества; 2.Адекватное оценивание чужих поступков 1.Личностное ( самопознание, самооценка, идентичность) 2.Профессиональное 3.Жизненное 1.Сформированная учебная мотивация 2.Осознанность учения и личная ответственность 3.Адекватное реагирование на трудности

Личностные универсальные учебные действия

Действия нравственно-этического оценивания

Действия

самоопределения

Действия смыслообразования

1.Положительные нравственные качества;

2.Адекватное оценивание чужих поступков

1.Личностное ( самопознание, самооценка, идентичность)

2.Профессиональное

3.Жизненное

1.Сформированная учебная мотивация

2.Осознанность учения и личная ответственность

3.Адекватное реагирование на трудности

Самопознание и самоопределение Формирование основ гражданской идентичности личности формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;  формирование основ гражданской идентичности личности, - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России; 2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия.

Самопознание и самоопределение

  • Формирование основ гражданской идентичности личности
  • формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • формирование основ гражданской идентичности личности,

- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия.

Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).                Для определения уровня самооценки (когнитивный компонент) можно предложить методику « Кто Я? » (регулятивный компонент) методику « Хороший ученик » . Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха.

Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).

Для определения уровня самооценки (когнитивный компонент) можно предложить методику « Кто Я? » (регулятивный компонент) методику « Хороший ученик » .

Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха.

Смыслообразование Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе -развития познавательных интересов, учебных мотивов; - формирования мотивов достижения и социального признания; - мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе

-развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Для диагностики мотивации учебной деятельности (смыслообразование) используются:

Для диагностики мотивации учебной деятельности (смыслообразование) используются:

  • Методика « Незавершенная сказка » ,
  • « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина)
  • Опросник мотивации.
Ценностно- нравственная ориентация

Ценностно- нравственная ориентация

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
  • - формирование моральной самооценки;

  • - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
  • - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
ЛУУД нравственно-этической направленности обеспечивают развитие таких качеств личности, как:  -способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;  - способность оценивать свое поведение и поступки;  - понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности;  -нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей;  -установки на здоровый и безопасный образ жизни.

ЛУУД нравственно-этической направленности обеспечивают развитие таких качеств личности, как:

-способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;

- способность оценивать свое поведение и поступки;

- понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности;

-нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей;

-установки на здоровый и безопасный образ жизни.

    Смысловые   акценты личностных УУД Русский язык  жизненное самоопреде-ление  Литературное чтение  Математика нравственно-этическая ориентация, самопознание, смыслоопреде-ление  Окружающий мир смыслообра-зование  нравственно-этическая ориентация

 

Смысловые  

акценты личностных УУД

Русский язык

жизненное самоопреде-ление

Литературное чтение

Математика

нравственно-этическая ориентация, самопознание, смыслоопреде-ление

Окружающий мир

смыслообра-зование

нравственно-этическая ориентация

Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД

Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД

Образовательные технологии, применяемые в развитии ЛУУД Технология проблемного диалога. Технология проектной деятельности. ИКТ технологии. Технология ситуативного обучения. Технология продуктивного чтения. Технология уровней дифференциации.

Образовательные технологии,

применяемые в развитии ЛУУД

  • Технология проблемного диалога.
  • Технология проектной деятельности.
  • ИКТ технологии.
  • Технология ситуативного обучения.
  • Технология продуктивного чтения.
  • Технология уровней дифференциации.

Приёмы , используемые для формирования личностных универсальных учебных действий  «Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом» Мини - исследование «Цветы Любви» (- Беседа «Что такое любовь?» -Чтение «Сказки о ветре» -Игра «Фея Любви» -Беседа о сердце -Практическая работа: Рисунок «Цветы любви» -Выставка работ) Волшебная радуга Игра «Красный, желтый, голубой». .  Игра «Дары радуги» Составление рассказа о себе «Я – старательный ученик».

Приёмы , используемые для формирования личностных

универсальных учебных действий

  • «Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом»
  • Мини - исследование «Цветы Любви»

(- Беседа «Что такое любовь?»

-Чтение «Сказки о ветре»

-Игра «Фея Любви»

-Беседа о сердце

-Практическая работа: Рисунок «Цветы любви»

-Выставка работ)

  • Волшебная радуга
  • Игра «Красный, желтый, голубой».

.

  • Игра «Дары радуги»
  • Составление рассказа о себе «Я – старательный

ученик».

Использование таких приёмов в процессе проектно-исследовательской деятельности направлено на развитие индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирует такие личностные УУД, как:  адекватная самооценка;  испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;  формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.  .

Использование таких приёмов в процессе проектно-исследовательской деятельности направлено на развитие индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирует такие личностные УУД, как:

  • адекватная самооценка;
  • испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший

школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в

свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к

самому себе;

  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;
  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне

положительного отношения к школе.

.

Таким образом, в  сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы: внутренняя позиция школьника ; широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.  

Таким образом, в  сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника ;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.  Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.  Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны  быть значимы  для него.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование личностных УУД у обучающихся начальной школы

Автор: Чернышева Мария Владимировна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Представила результаты своей внеурочной деятельности в начальной школе № 2 по программе "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(116) "priedstavila-riezul-taty-svoiei-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-2-po-proghrammie-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212157"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431770826"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Мониторинг организации учителем развития личностных УУД"
    ["seo_title"] => string(64) "monitoringh_orghanizatsii_uchitieliem_razvitiia_lichnostnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "417702"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495464365"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "УУД на уроках математики в начальных классах "
    ["seo_title"] => string(49) "uud-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "124893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414839560"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Календарно - тематическое планирование по программе "Перспективная начальная школа". Русский язык 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(115) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola-russkii-iazyk-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120848"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413816405"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства