Просмотр содержимого документа
«Формирование модели здорового образа жизни у младших школьников на внеурочных занятих здоровьесберегающего курса "Здоровячок"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение г.Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа №62»
Селеткова Н.П., учитель высшей квалификационной категории.
«Формирование модели здорового образа жизни у младших школьников на внеурочных занятиях здоровьесберегающего курса «Здоровячок».
Выступление на семинаре.
2020 год
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего ценнее здоровья.
Как же здравствовать, то есть быть здоровым?
Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать?
Именно на эти вопросы мы с ребятами ищем ответы на внеурочном здоровьесберегающем курсе «Здоровячок».
Рабочая программа разработана на основе книги
«135 уроков здоровья, или школа докторов природы». Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко М.: «ВАКО», 2013 г.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная психологическая гармония человека, а также доброжелательные отношения с людьми, природой, и, наконец, с самим собой.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени образования - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целью программы является - содействие становлению личности младших школьников, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и безопасности обучающихся.
Реализация поставленной цели предусматривает выполнение следующих задач, сгруппированных по трем уровням:
1.В области формирования личностной культуры:
- сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
- сформировать представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- научить родителей вместе с ребенком составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- научить обучающихся начальной ступени образования делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- дать начальное представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе при использовании компьютера, просмотра телепередач, рекламы;
3. В области формирования семейной культуры:
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Основные виды организации учебного процесса.
На занятиях используются методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся начальной ступени образования.
Используются игровые, развивающие технологии дифференцированного и личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникативные технологии.
Программа обеспечивает достижение обучающимися воспитательных результатов, т.е. тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия во внеурочной деятельности (некое знание о себе и окружающем мире, опыт самостоятельного действия в различных ситуациях), а также воспитательных эффектов, т.е. развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности.
Исходя из этого, Программой определены следующие воспитательные результаты:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социального здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья;
- первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека;
Для успешной реализации воспитательной программы необходимо определить основополагающие принципы:
-Научности - предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
-Доступности - информация и её объём соответствуют возрастным возможностям детей;
- Наглядности - познание осуществляется с использованием дидактических средств;
- Занимательности - материал излагается в игровой форме;
-Актуальности - отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей,
-Обучение в деятельности – по возможности самостоятельно добывать новые знания;
-Сознательности и активности - проявление активности учащихся;
- Опора на предшествующее развитие - опора на предшествующее развитие и воспитание.
Курс обучения разбит на три этапа, основной задачей каждого из которых является:
-обучение теоретическому материалу;
-обучение решению проблемы на примерах;
-обучение решению проблемы в действительности.
Занятие состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть включает в себя объяснение задач и ознакомление с заданной темой. Это подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части изучается учебный материал, дети выполняют различные упражнения, рассматриваются ситуации по заданной теме.
В заключительной части подводятся итоги урока, акцентируется внимание на ключевые вопросы.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков – путешествий, уроков-соревнований.
Планируемые результаты образовательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста направлены на выполнение миссии школы в достижении понимания, сохранения и принятия одной из главных человеческих и национальных ценностей – ЗДОРОВЬЯ, помочь ребёнку в решении житейских вопросов, связанных со здоровьем, гигиеной, техники безопасности и поведения в экстремальных ситуациях.
Предлагаются следующие темы:
Дружи с водой. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за зубами.
Уход за руками и ногами. Забота о коже. Как следует питаться.
Как сделать сон полезным. Настроение в школе и после школы.
Поведение в школе. Вредные привычки. Мышцы, кости и суставы.
Как закаляться. Обтирание и обливание. Как правильно вести себя на воде.
Игры и упражнения на воде. Подвижные игры. Будьте здоровы!
Проводятся сезонные экскурсии. Во время экскурсий обращала внимание детей на то, как они одеты, соответствует ли одежда погоде. В конце экскурсии дети оценивали себя сами, правильно ли оделись, было ли удобно, тепло, комфортно, или, наоборот, холодно, жарко, неудобно.
В ходе каждой экскурсии предупреждали несчастные случаи (умение вести себя в природе, помнить о правилах дорожного движения).
Во время экскурсий старались задействовать все органы чувств. Зрение помогало оценить красоту окружающего мира, слух — наслаждаться звуками живой и неживой природы, обоняние — услышать запахи, осязание —прикоснуться к дереву.
В мае месяце вместе с детьми планируется вести наблюдение: как благотворна для зрения лесная зелень и другие природные краски.
Будем учится слушать природные звуки. Одни из них усыпляют человека (шум дождя), другие — успокаивают (шелест листьев), третьи — радуют (пение птиц).
Планируются целевые прогулки: «Цветы весны — радость для души», «Где зелень, там и здоровье».
Уроки здоровья: «Неболей-ка», «В гостях у доктора Пилюлькина» и т.д.
Занятия-путешествия: «Путешествие на планету Здоровья».
Занятия в форме интервью: «Азбука питания».
Предполагаемые результаты работы с группами 1-го года обучения
Личностные
-Уметь применять правила личной гигиены, заботится о собственном здоровье.
Познавательные
-Уметь ставить цель и достигать её;
Коммуникативные
-Уметь взаимодействовать с окружающими людьми: уметь задавать вопрос, учиться работать в коллективе.
Регулятивные:
-Уметь выделять главное и необходимое
А так же знать:
Правила поведения за столом, в общественных местах (транспорте, на улице, в театре, кино, школе).2. Правила гигиены, техники безопасности и поведение в экстремальных ситуациях 3. Правила поведения с незнакомыми людьми.4. Вредные, полезные для здоровья привычки. На таких занятиях дети подводятся к мысли, что самое важное в жизни – здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Поэтому и девизом выбрали слова «Никто не позаботится о твоём здоровье лучше, чем ты сам».
Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).