kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в  любой сфере жизнедеятельности.
 
  Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения . МБОУ «СШ № 5» г. Мариуполь 2023  Болотина А.Н.– учитель начальных классов .

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения .

МБОУ «СШ № 5» г. Мариуполь 2023

Болотина А.Н.– учитель начальных классов .

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.     Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.   Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эфективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эфективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Задача учителя:

Задача учителя:

  • Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:

  • Опыт народной культуры.
  • Знание языков общения, используемых народной культурой.
  • Опыт межличностного общения.
  • Опыт восприятия искусства.
Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих Коммуникативная способность Коммуникативное знание Коммуникативные  умения

Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих

Коммуникативная

способность

Коммуникативное

знание

Коммуникативные

умения

Основные формы учебной коммуникации. Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Спрашивать и задавать вопросы Пересказывать Учебная беседа в группах Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц-турнир Доказывать и опровергать Защита проекта

Основные формы учебной коммуникации.

Монологические формы речевой деятельности

Диалогические формы речевой деятельности

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Пересказывать

Учебная беседа в группах

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц-турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

Речевая компетентность формируется:

Речевая компетентность формируется:

  • Через обучение содержанию предмета;
  • Через развитие прикладных исследовательских умений;
  • Через развитие социально-коммуникативных умений;
  • Через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы Этапы    1  Э  Т  А  п Умения, отрабатываемые под руководством учителя. - Готовность учащихся участвовать в урочном общении. - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ. - Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. - Комментировать вопросы или ответы. - Делать сообщения. - Рассказывать логично и последовательно.

Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы

Этапы

1

Э

Т

А

п

Умения, отрабатываемые под руководством учителя.

- Готовность учащихся участвовать в урочном общении.

- Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.

- Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.

- Комментировать вопросы или ответы.

- Делать сообщения.

- Рассказывать логично и последовательно.

Развитие школьной коммуникации.  2  Э  Т  А  П Простота и чёткость речевого высказывания. Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. Умение использовать риторические вопросы. Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником. Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

Развитие школьной коммуникации.

2

Э

Т

А

П

Простота и чёткость речевого высказывания.

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.

Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.

Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.

Умение использовать риторические вопросы.

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

Развитие школьной коммуникации  3  Э  Т  А  П  Умение вести беседу в паре, в группе. Умение поддерживать беседу. Умение вести конструктивный диалог. Умение построить дискуссию. Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Развитие школьной коммуникации

3

Э

Т

А

П

Умение вести беседу в паре, в группе.

Умение поддерживать беседу.

Умение вести конструктивный диалог.

Умение построить дискуссию.

Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л.Успенский  Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: 1. Игровые приёмы. 2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л.Успенский

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

1. Игровые приёмы.

2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения

Виды заданий

Виды заданий

  • Рассказ от первого лица.
  • Рассказ от лица лисы, как она угощала журавля;
  • Повествование от имени предмета.
  • Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою)
  • Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа)
  • Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)
Правила ведения диалога.

Правила ведения диалога.

  • Любое мнение ценно;
  • Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
  • Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
  • Хочешь говорить- подними руку;
  • Обращение начинается с имени;
  • Критика должна быть тактичной;
  • Голос - твой божественный дар, умей им владеть.
Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры. Игры учебного характера Детские игры Ролевые игры Игры, имитирующие телевизионные игры

Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры.

Игры учебного характера

Детские игры

Ролевые игры

Игры, имитирующие

телевизионные игры

Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:

Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:

  • Тренинговые вопросы
  • Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.
  • Конструктивные вопросы.
  • Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
  • Альтернативные вопросы.
  • Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
  • Наводящий вопрос.
  • Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
  • Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
Источники информации.

Источники информации.

  • Статья учителя начальных классов О.А. Пестовой «Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»
  • Анимационные картинки с архива Интернет.
  • Фотографии из личного архива.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Александра Николаевна Болотина

Дата: 02.02.2024

Номер свидетельства: 645074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа  по русскому  языку УМК «Начальная школа 21 века» "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "183755"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425922926"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы.». "
    ["seo_title"] => string(103) "kompietientnostnyi-podkhod-v-orghanizatsii-uchiebnogho-i-vospitatiel-nogho-protsiessa-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "169160"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423380179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства