Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения .
МБОУ «СШ № 5» г. Мариуполь 2023
Болотина А.Н.– учитель начальных классов .
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эфективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Задача учителя:
Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:
Опыт народной культуры.
Знание языков общения, используемых народной культурой.
Опыт межличностного общения.
Опыт восприятия искусства.
Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих
Коммуникативная
способность
Коммуникативное
знание
Коммуникативные
умения
Основные формы учебной коммуникации.
Монологические формы речевой деятельности
Диалогические формы речевой деятельности
Выступать с готовой заранее речью
Учебная беседа учителя и ученика
Рассказывать
Учебная беседа в парах
Спрашивать и задавать вопросы
Пересказывать
Учебная беседа в группах
Дискуссия
Сообщать
Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы
Ролевая игра
Критиковать
Блиц-турнир
Доказывать и опровергать
Защита проекта
Речевая компетентность формируется:
Через обучение содержанию предмета;
Через развитие прикладных исследовательских умений;
Через развитие социально-коммуникативных умений;
Через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы
Этапы
1
Э
Т
А
п
Умения, отрабатываемые под руководством учителя.
- Готовность учащихся участвовать в урочном общении.
- Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.
- Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.
- Комментировать вопросы или ответы.
- Делать сообщения.
- Рассказывать логично и последовательно.
Развитие школьной коммуникации.
2
Э
Т
А
П
Простота и чёткость речевого высказывания.
Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.
Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.
Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.
Умение использовать риторические вопросы.
Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
Развитие школьной коммуникации
3
Э
Т
А
П
Умение вести беседу в паре, в группе.
Умение поддерживать беседу.
Умение вести конструктивный диалог.
Умение построить дискуссию.
Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л.Успенский
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
1. Игровые приёмы.
2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения