Дидактическая игра – как средство формирования культуры умственного труда
Дидактическая игра – как средство формирования культуры умственного труда
Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как
процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.
По теории Л.С.Выготского, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность – обучение. А обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра – как средство формирования культуры умственного труда »
Дидактическая игра –
как средство формирования
культуры умственного труда.
Функции дидактической игры:
Социализация личности
Межнациональной коммуникации
Самореализации личности
Коммуникативная
Диагностическая
Терапевтическая
Коррекционная
Развлекательная
Игровая деятельность используется:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета
Как метод более общей технологии
В качестве урока или его части
Как технология внеклассной работы
(КТД, « Зарница» ,«Орлёнок»)
Структура дидактической игры
Обучающая задача
Игровое действие или игровой элемент
Правила игры
Учебный материал используется в качестве средства игры
Окончание игры ( результат)
по игровой среде:
1.игры с предметами
настольные игры (лото, домино, разрезные картинки, кубики, игры – головоломки)
словесные игры
4. компьютерные игры
По игровой методике:
предметные
сюжетные
ролевые
деловые
имитационные
драматизации
Методика проведения дидактических игр.
объявление названия игры:.
сообщение о расположении её участников( сидя за столом, у доски, групповые объединения)
порядок использования игрового материала
объяснение хода игры
показ выполнения отдельных действий
подведение итогов игры и объявление победителя
« Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
« Игра – это жизненная лаборатория детства,
дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора
её была бы бесполезна для человечества»
Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как
процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.
По теории Л.С.Выготского , умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность – обучение. А обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых.
Одной из таких форм обучения является дидактическая игра. В ней одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра - это особая осмысленная деятельность, интегрирующая в себе все типы человеческой деятельности и направлена на ориентировку и познание предметной и социальной действительности.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность внимания и памяти. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, повышают познавательную активность и интерес уч –ся, формируют адекватные взаимоотношения в коллективе, помогают освоить социальные роли. Игра открывает большие возможности для проявления инициативы, творческого поиска.
Главное , чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, способствовала интенсификации умственной работы. В игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение.
Функции игры:
Социализация личности (включение в систему общественных отношений)
Межнациональной коммуникации ( усвоение общечеловеческих ценностей, культуры разных народов)
Самореализации личности ( возможность проявить свои способности , самоутвердиться)
Коммуникативная ( развитие коммуникативных умений и навыков)
Терапевтический ( преодоление трудностей в учении, общении и т.д.)
Коррекционная ( изменение и дополнения в структуру личности)
Развлекательная ( от развлечения а развитию)
Игру как метод обучения использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. Игровая деятельность используется в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета
Как метод более общей технологии
В качестве урока или его части
Как технология внеклассной работы (КТД, « Зарница,» «Орлёнок»)
Дидактическая игра отличается от других игр тем. что ребёнок, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что
чему – то учится. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована. , а мотивом для её выполнения становится естественное стремление ребёнка играть.
Чтобы игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы:
Обучающая задача
Игровое действие или игровой элемент
Правила игры
Учебный материал используется в качестве средства игры
Окончание игры ( результат)
Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учётом возрастных особенностей детей.
Классификация (педагогических) дидактических игр по Г.К. Селевко.
Дидактические игры можно разделить на четыре основных типа по игровой среде:
игры с предметами
настольные игры (лото, домино, разрезные картинки, кубики, игры – головоломки)
словесные игры
компьютерные игры
По игровой методике:
предметные
сюжетные
ролевые
деловые
имитационные
драматизации
Формы проведения игр:
коллективная
групповая
индивидуальная
Формами реализации игрового действия могут выступать:
игровые манипуляции с предметами и игрушками ( подбор. Складывание, нанизывание ит.д.)
«зачин» , который создаёт у детей игровое настроение ( сказка, песенка, волшебная игрушка, секретное письмо)
осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова.
загадывание и отгадывание загадок
выполнение определённой роли
соревнование
особые игровые движения ( хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация движений)
Чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. Это:
объявление названия игры:.
сообщение о расположении её участников( сидя за столом, у доски, групповые объединения)
порядок использования игрового материала
объяснение хода игры
показ выполнения отдельных действий
подведение итогов игры и объявление победителя
Без заранее установленных правил игровое действие развёртывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка. Даваемая педагогом участникам игры. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать также. Лучше, если выигрывает не один ребёнок , а команда.
Очень важно создать условия в игре для умственной активности всех детей. Хорошо если сочетается умственная активность с двигательной.
Исходя из этого , можно считать , что дидактическая игра является ценным средством воспитания
культуры умственного труда.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал:
« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».