Активизация познавательной деятельности обучающихся в начальных классах с использованием интерактивных методов обучения.
Активизация познавательной деятельности обучающихся в начальных классах с использованием интерактивных методов обучения.
Педагогический проект. Интерактивные методы обучения. Активизация познавательной деятельности обучающихся в начальных классах с использованием интерактивных методов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности обучающихся в начальных классах с использованием интерактивных методов обучения.»
Слайд 1
Добрый день!
Слайд 2 (Активизация)
Представлю вашему вниманию свой педагогический проект на тему:
«Активизация познавательной деятельности обучающихся в начальных классах с использованием интерактивных методов обучения»
Слайд 3(Цитата)
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Артур Уорд
Слайд 4 (Актуальность)
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарт а начального общего образования (ФГОС НОО) является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, поэтому нужны деятельностные (групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие) формы и методы обучения. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени.
Слайд 5 (Цель)
Цель педагогического проекта - формирование познавательной деятельности обучающихся через интерактивные технологии.
Слайд 6 (Задачи)
Задачи проекта:
овладеть методикой включения интерактивных форм и методов обучения в педагогическую деятельность;
создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей;
сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов.
Слайд 7 (Объект исследования)
Объект исследования – процесс развития личности обучающегося начальной школы
Предмет исследования - процесс развития познавательной деятельности обучающихся начальной школы
Слайд 8 (Гипотеза)
Если использовать интерактивные методы обучения, то повысится:
познавательная активность
качество и углубление знаний
интерес к изучению предмета
эмоциональный подъем
Реализуются индивидуальные способности
Возрастет инициатива, творческий потенциал
Улучшатся коммуникативные возможности, умение работать в команде
Слайд 9 (Этапы реализации проекта)
Реализацию данного проекта можно разделить на несколько этапов:
–Изучение научно-методической литературы по проблеме. – Анализ психолого-педагогической карты личности и коллектива учащихся. –Создание модели урока с применением данного метода. – Отслеживание и обобщение результатов.
Сроки реализации 4 года
Слайд 10 (Прогнозируемый желаемый результат)
В результате использования интерактивных методов обучения в начальных классах
Возрастёт активность учащихся на уроке.
Слабые учащиеся получат возможность самостоятельных действий.
Увеличится скорость мышления, память, значительно повысится успеваемость, увеличится объем и качество творческого усвоения знаний.
Слайд 11 (Основные методы исследования)
Основные методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
анализ содержания различного дидактического материала;
наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках;
педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых материалов для формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Слайд 12(Что такое интерактивное обучение?)
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная, активная и интерактивная.
Ссылка: пассивная модель обучения – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Здесь вы видите однонаправленную передачу информации от учителя к ученику, однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя.
Ссылка: активная модель обучения – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). Ученик вступает в диалог с учителем.
Ссылка: интерактивная– ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Обучение построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Слайд 16 (Технологии интерактивного обучения)
Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Коллективная работа сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работ.
Технологии интерактивного обучения:
позволяют сформировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия;
повышают эффективность образования;
существенно повышают мотивацию и интерес к учению;
обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
обеспечивают комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках
Слайд 17 (Методы и приемы интерактивного обучения)
Из множества методов и приемов интерактивного обучения я выбрала для себя некоторые из них. В своей педагогической практике я использую интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Суть данного метода заключается в том, что во время диктанта я постукиваю по столу в тот момент, когда поизношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Чтобы работа над ошибками прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые приемы. Например, игра «Помоги Пете Ошибкину». Здесь учащиеся выступают в роли учителей, выискивая ошибки в специально подготовленных текстах, которые составлены по результатам контрольного диктанта, проведенного за день то этого. Игра «По щучьему веленью» и многие другие развивают оценочные и рефлексивные умения и орфографическую зоркость школьников.
На уроках литературного чтения группы учащихся подготавливают театральную инсценировку сказок, после чего анализируют работу, высказывают пожелания.
На уроке математики можно использовать метод «Карусель». Например, для интенсивной проверки полученных знаний.Я распределяю детей по вариантам. Учащиеся 1 варианта – «стационарные» (С), а 2 варианта – «мобильные» (М). «Стационарные» учащиеся получают задания, подготовленные учителем. По сигналу учителя «стационарные» учащиеся дают задания «мобильным» (на выполнение работы отводится определенное количество времени). В процессе работы каждый «мобильный» ученик должен получить задания от всех «стационарных» учеников своего ряда. Этот метод способствует одновременному включению всех учащихся класса в активную работу.
Интерактивные методы обучения требуют большого времени для подготовки. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры».
Слайд 18 (Диагностика)
???
Слайд 19 (Результаты)
Используя в своей педагогической практике интерактивные методы и приемы обучения повысилась активность на уроках и в выполнении домашних заданий. Проанализировав текущие контрольные работы, можно сделать вывод, что повысился уровень предметных компетенций. Наблюдается положительная мотивация к учебной деятельности. В ноябре ребята приняли участие во всероссийских интеллектуальных конкурсах по окружающему миру, математике, русскому языку и литературному чтению. К сожалению, результаты конкурсов будут известны в январе.
Слайд 20 (Результаты ВПР)
В октябре этого года ребята успешно написали всероссийскую проверочную работу по русскому языку. Средний балл по классу 3 целых 8 десятых.
Слайд 21 (Результаты)
В этом году у ребят заметно возросла творческая активность. Дети охотно принимают участие в конкурсах рисунков, чтецов, поделок, турнире по шашкам и занимают призовые места. Слайд 22 (Фото.)
Слайд 23 (Фото)
Они с радостью вовлекаются подготовку и проведение внеклассные мероприятий ко Дню здоровья, Дню матери, празднику окончания первого класса, ко дню учителя, к Новому году. Это не только приносит детям положительные эмоции и яркие воспоминания, но и формирует коммуникативные компетенции учащихся.
Слайд 24 (Уровень коммуникативных компетенций)
Ребята стали свободнее общаться как между собой, так и с учителем, свободно высказывать своё мнение, отстаивать точку зрения. По отношению друг другу стали более терпимы, вежливы, тактичны. Во втором классе сформировался дружный детский коллектив, в котором ребёнок проявляет умение слушать учащихся, вести диалог и аргументировать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Слайд 28. Вывод.
Применение интерактивных методов обучения в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно.
Слайд 28. Вывод.
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативные, личностные, социальные, интеллектуальные компетенции.
Приложение:
Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, участники в "аквариуме" должны обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали! Это преодоление застенчивости, развитие умения публично выражать свою точку зрения. Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают их деятельность.
Ротационные тройки – трое участников группы решают вопрос, озвучивают, затем меняется один участник.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
«Мозговой штурм методом карусели»
В этом методе класс разбивается на малые группы и каждой группе выдается большой лист бумаги с проблемными вопросами вверху листа.
В течение короткого периода времени каждая группа набрасывает по своей теме максимальное число идей. Затем группы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая группа не внесет свой вклад в разработку всех тем.
«Дерево решений» Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.