Занимательная математика 3 класс
Тема 1. Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема 2. «Числовой» конструктор
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
Тема 3. Геометрия вокруг нас
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Тема 4. Волшебные переливания
Задачи на переливание.
Темы 5–6. В царстве смекалки
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 7. «Шаг в будущее»
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-
струирование».
Темы 8–9. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.
Тема 10. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).
Темы 11–12. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
36
Тема 13. Математические фокусы
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
Тема 14. Математические игры
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол-
шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Тема 15. Секреты чисел
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на-
право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.
Тема 16. Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.
Тема 17. Математическое путешествие
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-
рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав-
ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 +
+ 150= 670
Тема 18. Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.
Тема 19. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).
Темы 20–21. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 22. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -
стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
37
Тема 23. Геометрический калейдоскоп
Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Тема 24. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Тема 25. Разверни листок
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Темы 26–27. От секунды до столетия
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за
одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.
Тема 28. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (какуро).
Тема 29. Конкурс смекалки
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Тема 30. Это было в старину
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Тема 31. Математические фокусы
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Темы 32–33. Энциклопедия математических развлечений
Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).
Тема 34. Математический лабиринт
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго-
товка к международному конкурсу «Кенгуру».
38