Сегодня дополнительное образование имеет свой опыт работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, и готово к реализации системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач, для организации работы с одаренным ребенком. Для того чтобы одаренность развивалась, необходимо подобрать индивидуальные формы работы, для каждого обучающегося.
Участниками данной программы являются те дети, которые проявили высокий уровень мотивации и высокий уровень достижений в области бисероплетения, обучаясь по дополнительной общеобразовательной программе «Бусинка».
Занимаясь по программе «Волшебный бисер», обучающиеся совершенствуют приобретённые ранее навыки и умения. Они имеют возможность проявить себя как творческая личность, демонстрируя свой результат деятельности, принимая участия в конкурсах и выставках разного уровня.
Работе над творческими индивидуальными проектами уделяется особенное внимание. С целью развития творческого потенциала обучающихся им предлагается самостоятельно разработать собственный творческий проект по выбранному виду техники: плетение, составление композиций, прочее. Занятия проходят с 3-4 учащимися - такое количество детей позволяет педагогу уделить максимум внимания каждому ребенку.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1. 1 Пояснительная записка.
Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный бисер» - относится к художественной направленности.
Новизна и актуальность.
Актуальность заключается в закреплении, углублении и расширении знаний и навыков бисероплетения у обучающихся, полученных на занятиях в объединении «Бусинка», в понимании и овладении искусством бисероплетения, формировании и развитии навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации. Программа реализуется через практические и теоретические занятия.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании условий для формирования и самореализации личности ребенка, раскрытия творческого потенциала детей, их познавательной активности, приобщения к высокой культуре и основам бисероплетения.
Отличительная особенность программы.
- увеличение границ самостоятельного творчества;
- развития личности ребенка.
- деятельный подход к воспитанию и развитию средствами труда, где обучающиеся выступают в роли исполнителя своей работы.
Адресат программы. Возраст обучающихся 8 – 18 лет, проявляющие интерес к бисероплетению и преуспевающие в усвоении информации.
Уровень программы – базовый.
Объем программы –144 часов.
Срок освоения программы – 1 год.
Форма обучения – очная, дистанционная.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
В дистанционном режиме занятия проводятся согласно расписанию объединения: – 2 раза в неделю по 40 минут.
Особенности организации образовательного процесса. При организации учебного процесса необходимо учитывать следующие особенности:
Индивидуальный уровень (1 год обучения) – основной курс для детей 8 - 18 лет
Занятияпроводятся индивидуально.
Виды занятий – практические занятия, мастер-классы, выполнение самостоятельной работы.
Так же возможна реализация программы с применением дистанционных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
Видеоконференция на платформе ZOOM;
Чат (онлайн-консультация);
Видео-консультирование (WhatsApp, Skype)
Офлайн-обучение:
Мессенджер WhatsApp, ВКонтакте;
Электронная почта;
Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
Мастер-классы, презентации;
Видео-уроки;
Дистанционные конкурсы.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы - развитие творческих способностей одарённых детей через углубленное изучение искусства бисероплетения, для результативного участия в конкурсной деятельности, совершенствование творческой самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.
Задачи программы:
Обучающие:
- углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;
- углубление знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- углубленное освоение техники бисероплетения.
Личностные:
- воспитать чувство ответственности перед самим собой и коллективом;
- развитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;
- формирование личностных качеств: внимания, аккуратности, трудолюбия, усидчивости, умению довести начатое до конца, доброжелательного отношения друг к другу, сотворчества;
- развивать терпение и усидчивость при изготовлении изделия;
- использование полученных творческих практических умений и навыков в жизни.
Педагогические технологии и методы обучения:
Для успешного овладения содержанием данной образовательной программы используются различные педагогические технологии и методы обучения.
Технологии:
- развивающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- педагогика сотрудничества;
- здоровьесберегающие.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- последовательный;
-повторные.
В работе по программе выделяю 3 этапа.
1 этап - предназначен для обучения детей, успешно овладевших предыдущим учебным материалом. Осуществляется отработка полученных практических навыков; осуществляется изготовление изделий по готовы м схемам; происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления. Для успешного решения воспитательных задач, укрепления интереса к деятельности осуществляется дифференциация заданий по уровню их трудности и индивидуальному темпу усвоения материала.
2 этап - развивающий, способствует развитию у детей умений самостоятельно выполнять выученные ранее технологии плетения. Тем самым ребенок закрепляет полученные знания, умения и навыки.
3 этап – подведение детей к творческим идеям, развитие способности к самовыражению. У детей формировалось умение самостоятельно подбирать бисер по цвету и размеру, придумывать собственные оригинальные идеи и оформлять композиции.
1.3. Содержание программы:
- учебный план
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие.
1
1
-
-
2.
Бисер и проволока.
11
1
10
-
3.
Цветы из бисера.
52
-
52
-
4.
Изделия для панно
30
30
5.
Оформление панно
4
4
6.
Объемные фигурки.
12
12
7.
Деревья из бисера.
26
-
26
-
8.
Оформление композиции.
2
-
2
-
9.
Закрепление пройденного материала
4
4
-
10.
Итоговая аттестация.
2
-
2
Выставка работ
ИТОГО:
144
2
142
- содержание учебно-тематического плана ознакомительной программы
Тема № 1 «Вводное занятие» - 1 час.
Теория. Обучающиеся знакомятся с программой обучения, расписанием занятий в объединении, техникой безопасности.
Тема № 2 «Бисер и проволока» - 11 часов.
Теория. Обучающиеся вспоминают предметы и инструменты, необходимые для плетения бисером. Знакомятся с новыми, более сложными видами плетения на проволоке.
Практика. Работа с новыми видами плетения. Изготовление фигурок с игольчатого, французского, параллельного и встречного плетения.
Главным результатом программы является сплоченный детский коллектив с устойчивым интересом к выбранному виду деятельности. Пройдя все этапы образовательного процесса в коллективе, обучающиеся приобретут следующие знания, умения и навыки:
- Знать технику объемного плетения.
- Выполнять объемные фигурки из бисера.
- Выполнять усложненные цветы.
- Смогут самостоятельно изготовить дерево и кустарник из бисера.
- Понимание межличностных отношений в ходе общих дел.
- Научатся аккуратности и дисциплинированности.
На основе данной программы формируется базовая культура личности обучающегося, воспитание потребностей к труду, как к первой жизненной необходимости и способу достижения жизненного успеха, формирование целеустремленности, воспитание свободной личности, развитие духовных потребностей к самопознанию.
2. Комплекс организационно – педагогических условий.
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения необходимо: компьютер с подключением к сети интернет и веб-камерой, видеокамера для записи офлайн видео-урока, соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
2.3 Форма аттестации
Итоговая аттестация:
Форма аттестации - выставка детских работ в учреждении по истечении срока реализации программы. В режиме дистанционного обучения – фото отчёт.
Форма фиксации - контрольный лист с результатами в виде: зачет «+», либо незачет «-» (Приложение № 1)
Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, выставка (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники, конкурсы), различного вида беседы.
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Наша цель – заинтересовать обучающегося и увлечь его в мир бисероплетения, используя в работе различные журналы, книги, материал, взятый из Интернета.
От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения изделий по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов.
3. Список литературы.
Белякова О.В. Сказочный мир бисера/ О.В.Белякова. – Ростов н / Д: Владис, 2010. – 112с.
Сладкова, О.В. Забавные фигурки/ О.В.Сладкова.- М.: Астрель, 2011.- 112с.: ил.
Фигурки из бисера / авт.-сост. Н.В.Белов. – Минск: Харвест, 2009. – 144с.: ил.
Гийом Дюшен Поделки из бисера: Растения и животные: Новая техника плетения /Пер. с фран. – М.: Издательская группа « Контэнт», 2015. – 64с.; цв. ил.
Стольная Е.А. Цветы и деревья из бисера. Изд. 8-е. – М.: Мартин, 2014. – 128с., ил.
Шнуровозова Т.В. Цветы и фигурки из бисера / Т.В. Шнуровозова. – Ростов н / Д: Владис, 2009. – 192с.: ил. – (Умелые руки).
Интернет ресурсы:
сервисы Яндекс;
мессенджер WhatsApp;
Нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.