Рабочая программа составлена на основе коллекции книг для детей о великих людях России для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления в соответствии с требованиями ФГОС.
Необходимость духовно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки, испытывать чувство гордости за свою страну и ее героев, которые являются примером духовно- нравственной жизни человека. Духовно-нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, бескорыстного служения своей Родине, забота и переживания о простых людях на примерах жизнедеятельности великих людей России – наиболее интересны для детей данного возраста.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Чтение», «Мир природы и человека»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Они тоже были маленькими». (Первое знакомство с выдающимися историческими личностями России).
Содержание программы раскрывает правила духовно-нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление быть похожими на настоящих героев: быть лучшим, стремиться принести пользу окружающим, прославить свое Отечество).
Занятия проводятся 1 раз в неделю – понедельник.
Дата | № | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Понятия | Формируемые умения | Основное содержание занятия |
1 четверть – 7 часов |
|
09.09 | 1 | Введение. Настоящие герои становятся ближе. | Рассказ, беседа, иллюстрация, видеоролик. | Объяснительно – иллюстративная. | Обсуждение предложенных ситуаций. | История, Родина, герой | Умение слушать, формулировать ответ, делать выводы. | Знакомство с коллекцией книг для детей о великих людях России. |
16.09 | 2 | Александр Невский | Рассказ, беседа, видеоролик, ребус. | Объяснительно – иллюстративная, игровая. | Коллективная, индивидуальная. | Князь, полководец, православный святой. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
23.09 | 3 | Михаил Ломоносов | Рассказ, беседа, загадки, фрагмент из к/ф. | Объяснительно – иллюстративная. | Коллективная, индивидуальная. | Ученый, физика, химия, академия, университет. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
30.09 | 4 | Александр Пушкин | Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация, прослушивание записи художественного чтения | Объяснительно – иллюстративная, игровая. | Коллективная. Выразительное чтение. | Поэзия, поэт, лицей, лицеист, дуэль. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
07.10 | 5 | Петр Чайковский | Рассказ, беседа, просмотр фрагмента из к/ф, прослушивание музыки. | Объяснительно – иллюстративная, игровая. | Коллективная. Индивидуальная. | Классичес-кая музыка, композитор, опера, оркестр. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
14.10 | 6 | Дмитрий Менделеев | Рассказ, наглядность, проведение элементарных химических опытов. | Объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, коллективная. | Химия, химический элемент, лаборатория. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
21.10 | 7 | Майя Плисецкая | Рассказ, беседа, просмотр фрагментов балетных спектаклей. | Объяснительно – иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, коллективная. | Балет, балерина, партия, пачка, пуанты. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
| |
| 2 четверть – 8часов | |
11.11 | 8 | Лев Толстой | Беседа, наглядные пособия, демонстрация, художественное чтение. | Объяснительно-иллюстративная, игровая | Коллективная, индивидуальная. Инсценировка, чте- ние по ролям. | Литература, писатель, роман, граф. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
18.11 | 9 | Александр Суворов | Рассказ, беседа, просмотр фрагмента из к/ф., запись высказываний о военной службе. | Объяснительно-иллюстративная. | Коллективная, индивидуальная. | Война, вояка, военный поход, полководец. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
25.11 | 10 | Виктор Васнецов | Рассказ, беседа, просмотр фрагмента к/ф., | Объяснительно-иллюстративная, игровая | Коллективная, индивидуальная. | Живопись, живописец, художник, полотно, галерея, фольклор. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
02.12 | 11 | Сергей Прокофьев | Беседа, наглядность, прослушивание отрывков из муз. произведений. | Объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, коллективная. | Классичес-кая музыка, композитор, опера, оркестр, фортепиан-ная музыка. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
09.12 | 12 | Иван Поддубный | Рассказ, беседа, наглядность, просмотр фрагмента к/ф. | Объяснительно-иллюстративная | Коллективная, индивидуальная. | Цирк, арена, борьба. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
16.12 | 13 | Иван Крылов | Рассказ, беседа, просмотр отрывков из мультфильмов.(басни) | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. | Коллективная, индивидуальная. | Басня, баснописец, сатира. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
23.12 | 14 | Витус Беринг | Рассказ, беседа, игра, просмотр фрагмента к/ф., оформление контурной карты путешествий Беринга. | Объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, коллективная. Обсуждение поставленного перед занятием вопроса. | Путешест-вие, путешественник, морской путь, морское судно. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
30.12 | 15 | Княгиня Ольга | Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация, просмотр м/ф. | Объяснительно-иллюстративная. | Коллективная. Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. | Русь, русичи, княгиня, военный поход. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
3 четверть – 8 часов | |
13.01 | 16 | Петр Первый | Рассказ, беседа, наглядность, просмотр фрагмента к/ф.,составление списка великих дел Петра Первого. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Коллективная, индивидуальная. | Смута, потешные войска, император. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
| |
20.01 | 17 | Екатерина Великая | Беседа, наглядность, демонстрация, просмотр фрагмента к/ф., составление великих дел Екатерины Великой. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, коллективная, | Империат-рица, дворец, усадьба, крепостные. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
27.01 | 18 | Михаил Лермонтов | Беседа, наглядность, демонстрация. | Объяснительно-иллюстративная. Презентация. | Индивидуальная, коллективная. | Поэзия, поэт, трагедия, дуэль. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
03.02 | 19 | Иван Мичурин | Наглядность, демонстрация. | Объяснительно-иллюстративная. | Коллективная, индивидуальная. | Биология, растеневод-ство, селекция, селекционер. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
10.02 | 20 | Владимир Даль | Наглядность, демонстрация, беседа, игра. | Объяснительно-иллюстративная. | Коллективная. Дидактическая игра. | Толковый словарь, пословица, этнография, этнограф. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
17.02 | 21 | Иван Шишкин | Упражнения, беседа, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, коллективная. Конкурс рассказов. | Пейзаж, пейзажист, гравер, ваяние, зодчество, передвижник. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
02.03 | 22 | Михаил Глинка | Беседа, наглядность, демонстрация, игра. | Объяснительно-иллюстративная, поисковая, игровая. | Коллективная, индивидуальная. | Классичес-кая музыка, композитор, опера, оркестр. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
16.03 | 23 | Валерий Чкалов | Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация, игра. | Объяснительно-иллюстративная, поисковая, игровая. | Индивидуальная, коллективная. | Авиация, истребитель летчик, мертвая петля. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
| |
| | | | 4 четверть-6 часов | | | | |
6.04 | 24 | Юрий Гагарин | Рассказ,беседа, наглядность, просмотр фрагмента из к/ф. | Продуктивная, объяснительно - иллюстративная. | Индивидуальная, коллективная. | Космос, космонавт, космический корабль. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
| |
13.04 | 25 | Иван Павлов | Рассказ, беседа, наглядность, презентация. | Объяснительно-иллюстративная, поисковая. | Коллективная работа, просмотр мультфильма. | Ученый, биолог, физиология, рефлекс. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
20.04 | 26 | Николай Миклухо- Маклай | Рассказ, беседа, наглядность, просмотр отрывков видеофильма, составление маршрутов путешествий М.-М. | Объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, коллективная. Обсуждение просмотренного видеофильма. | Ученый, путешествен-ник, исследова-тель, Океания, Австралия, папуасы. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
27.04 | 27 | Александр Попов | Рассказ, беседа, иллюстрации, демонстрация. | Объяснительно-иллюстративная. | Коллективная, индивидуальная. | Физика, электромагнитные волны, радиоприем-ник. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
18.05 | 28 | Георгий Жуков | Беседа, просмотр видеоролика, художественное чтение, иллюстрирование стихов. | Продуктивная. | Индивидуальная, коллективная. | Маршал, военноначаль-ник, оборона, блокада. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
25.05 | 29 | Федор Шаляпин | Рассказ, беседа, наглядность, просмотр видеоролика, прослушивание записи оперных партий певца. | Объяснительно-иллюстративная. | Коллективная, индивидуальная. | Опера, бас, грим, благотвори-тельность. | Анализ поведения героя. Составление хронологической таблицы жизни героя. | Детские мечты и увлечения героя, удивительные, и забавные случаи из жизни, примечатель-ные факты своей эпохи; ребусы, загадки, головоломки. |
1. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)
2. Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)
3. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)
4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как
поведения», Л, 1989 г. (89)