Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов МБОУ Комаричской средней общеобразовательной школы №2 и рекомендовано к утверждению» Руководитель МО: ____________________ /Изотова С.А./ Протокол №1 от 25. 08. 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР: ______________/С.В. Евстратова / 26 .08.2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Комаричской средней общеобразовательной школы №2: __________/А.Н.Олешко / Приказ №110 от 26.08.2021 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Брянский край. Природа родного края»
для 2 класса
Составитель: Полунина Н.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ Комаричской средней
общеобразовательной школы №2
п. Комаричи 2021г.
Пояснительная записка
Программа повнеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Основной образовательной программы НОО МБОУ Комаричской средней общеобразовательной школы №2, Учебного плана МБОУ Комаричской средней общеобразовательной школы №2 на 2021 – 2022 учебный год.
При разработке и реализации рабочей программы используется учебник:
Брянский край. Природа родного края. Учебное пособие для 2-х классов общеобразовательных школ. Серия «Родной край»/ Авт.-сост. Н.Е. Пряникова, Н.В. Шик, Брянск: Курсив, 2012 г.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Брянский край. Природа родного края» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса «Брянский край. Природа родного края»
Освоение курса «Брянский край» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на особенности природы родного края, её разнообразие, красоту;
2) формирование бережного отношения к объектам природы;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Изучение курса «Брянский край» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Брянский край»;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
При изучении курса «Брянский край» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание роли малой родины в жизни человека, воспитание чувства гордости за принадлежность к ней;
2) сформированность уважительного отношения к родному краю, бережного отношения к его природе;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из различных источников);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- сезонные изменения в неживой и неживой природе родного края; основные признаки времён года; разновидности деревьев, кустарников, трав, животных, насекомых, рыб, птиц, зверей брянского края; некоторые охраняемые природные территории и объекты своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); народные приметы; загадки, пословицы, поговорки, стихи, песни о временах года.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; устанавливать причинно-следственные связи; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения и животных; вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе.
Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
Тема 2. В царстве растений. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 3. Осенние прогулки по брянскому лесу. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Тема 4. Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 5. Для самых любознательных. Соображалки. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. В царстве рыб. Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Народные приметы осени. Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Народный зимний календарь. Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Тема 12. Для самых любознательных. Новый год.
Работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Зимние слова. Февраль в народном календаре
Тема 14. Жизнь животных зимой. Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Для самых любознательных. Красная книга. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Тема 16. Растения зимой. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 17. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
Тема 18. Как относятся к деревьям разных народов. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Тема 19. В гости к Весне. К истокам слова. Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.
Тема 20. Растения весной. Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Тема 21. Первоцветы Брянского края. Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»
Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья.
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.
Тема 24. Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 25. Звери весной
Тема 26. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Тема 27. Первые насекомые
Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова
Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 30. Как образуется дождь?
Тема 31. Почему бывают грозы? «
Тема 32. Отчего бывает радуга?
Тема 33. В лес по ягоды пойдем
Работа над народными приметами.
Тема 34. Охраняемые природные территории и объекты
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
| | По плану | Фактич. |
1 | Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. | 1 | 02.09 | |
2 | В царстве растений | 1 | 09.09 | |
3 | Осенние прогулки по брянскому лесу. | 1 | 16.09 | |
4 | Загадки. Пословицы, поговорки об осени. | 1 | 23.09 | |
5 | Для самых любознательных. Соображалки. | 1 | 30.09 | |
6 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме | 1 | 07.10 | |
7 | В царстве рыб. | 1 | 14.10 | |
8 | Народные приметы осени. Неживая и живая природа. | 1 | 21.10 | |
9 | Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12 месяцев» С.Маршака. | 1 | 11.11 | |
10 | В гости к зиме. Зимние месяцы. | 1 | 18.11 | |
11 | Народный зимний календарь. Предсказание погоды по народным приметам. | 1 | 25.11 | |
12 | Для самых любознательных. Новый год. | 1 | 02.12 | |
13 | Зимние слова. Февраль в народном календаре. | 1 | 09.12 | |
14 | Жизнь животных зимой. Кабан - дикий родственник домашней свиньи. | 1 | 16.12 | |
15 | Для самых любознательных. Красная книга. | 1 | 23.12 | |
16 | Растения зимой. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время. | 1 | 13.01 | |
17 | Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. | 1 | 20.01 | |
18 | Как относятся к деревьям разных народов. | 1 | 27.01 | |
19 | В гости к Весне. К истокам слова. | 1 | 03.02 | |
20 | Растения весной. | 1 | 10.02 | |
21 | Первоцветы Брянского края. | 1 | 17.02 | |
22 | Береза-символ России. | 1 | 24.02 | |
23 | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья. | 1 | 03.03 | |
24 | Верные друзья. | 1 | 10.03 | |
25 | Звери весной | 1 | 17.03 | |
26 | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки | 1 | 07.04 | |
27 | Первые насекомые | 1 | 14.04 | |
28 | В гостях у Лета. К истокам слова. | 1 | 21.04 | |
29 | Признаки хорошей погоды. Ненастья. | 1 | 28.04 | |
30 | Как образуется дождь? | 1 | 05.05 | |
31 | Почему бывают грозы? | 1 | 12.05 | |
32 | Отчего бывает радуга? | 1 | 19.05 | |
33 | В лес по ягоды пойдем | 1 | 23.05 | |
34 | Охраняемые природные территории и объекты. | 1 | 25.05 | |