Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 4-м классе по теме: « Части речи»»
Урок по русскому языку в 4-м классе
по теме: « Части речи» согласно требованиям ФГОС.
(Урок систематизации и обобщения знаний)
Тема: Части речи
Цель: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и русский язык.
Формирование ценностей многонационального российского общества, осознание роли языка и речи в жизни людей
Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
Умение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
анализировать сравнивать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Развивать умение высказывать своё предположение;;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
Общеучебные:
формирование и развитие умений в области работы с информационно-коммуникационными технологиями, ИКТ компетенции. (интерактивная презентация, доска, работа с интерактивным пером)
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Логические: Развивать умения извлекать информацию из схем и текстов для установления причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
уметь работать в паре.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним.
Совершенствование навыка классификации частей речи, навыка определять грамматические признаки, находить и различать части речи в предложениях и тексте.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок .
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.
- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?( ……… )
- А я жду от вас грамотных ответов и активности на уроке.
А девизом нашего урока станут слова:
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи»
- Почему эти слова важны для нас на уроке?(………)
Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.
Построение нового знания
- Прочитайте эпиграф на доске.
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.
Александр Иванович Куприн
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «русский язык»?(………………..….)
- А что для вас значит страна, в которой вы живете? (Родина)(………………..)
– Что для вас понятие Родина? (……………….)
--Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно.
--- Заглянем в толковый словарь:( ……………………………………………….)
-- Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.(………….)
-Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему Родина.
(устно, фронтальная работа)
- Я составила вот такой синквейн.
1. Родина. 2. Малая, большая. 3. Родиться, жить, помнить. 4 .Место, где родился человек. 5.Отечество.
- Как можно проверить правильно ли составлен этот синквейн?(…………)
- Давайте вспомним в 1,2,3 пунктах какими частями речи являются слова.
- Скажите, а чем отличаются данные слова?(…………………)
- Определите тему урока. А эта тема для вас новая?(………………)
- Поставьте учебные задачи:
(распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним).
-- В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.
- Прочитайте написанные на доске слова. Постарайтесь их запомнить.
- Сгруппируйте данные слова по частям речи.
– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)
- Найдите среди написанных слов «лишнее».
- Составьте предложение, используя данные слова.
-Разберите его по членам.
(……………………………………………………………………………………….)
Оцените свою работу. У вас на столе стоят коробочки ,возьмите из нее знак + (если справились) или знак – (Если не справились) и положите на край стола.
- Что вы знаете о частях речи?
- Как определить какой частью речи является слово?
- Давайте попробуем это сделать.
5. Применение полученных знаний и умений.
Работа в парах. (Дети по абзацам читают вслух текст)
-Как вы думаете почему я приготовила текст про РСО-Аланию и Владикавказ?(…………………………………………………)
- Из текста выпишите в таблицу по 1 примеру каждой части речи.
РСО-Алания
Ты наверняка знаешь, что Республика Северная Осетия – Алания является одной из республик, входящих в состав Российской Федерации или России.
РСО – Алания – твой родной край, знакомый тебе с детства. Здесь ты учился ходить, говорить, познавать мир. И сейчас, окружённый его заботой, растёшь, постигаешь науки, учишься быть достойным гражданином своей Родины.
Тебе повезло, что ты живёшь в Северной Осетии. Это один из самых замечательных уголков Земли с неповторимой природой и добрыми людьми. Не могут не волновать душу величавые горы, живописные ущелья, бурные реки…Красота родного края вдохновляет нас на творчество, воспитывает добрые чувства.
Столица Северной Осетии – город Владикавказ – один из самых красивейших городов не только Северного Кавказа, но и России.
История повествует о том, что город Владикавказ возник на месте военной крепости, построенная более двухсот лет тому назад для укрепления южных рубежей России.
Жители Северной Осетии – трудолюбивые и талантливые люди. Благодаря их стараниям, наша республика известна в России и за её пределами как центр науки, образования и культуры.
Существ
Прилаг.
Глагол
Местоим.
Числит.
Предлог
Союз
Проверка 1 ученика на документ – камере.
- (Дети зачитывают другие варианты.)
- Оцените свою работу.
6. Некоторые части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)
1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?
Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.
Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.
Оцените свою работу.
- А теперь отдохнём
7. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8.- Предлагаю повторить падежи.
1чел- расставляет правильный порядок падежей.
2 чел- порядок вопросов.
3 чел – склоняет словосочетание «русский язык»
(Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)
И.п - (кто? что?) русский язык
Р.п - (кого? чего?) русского языка
Д.п – (кому? чему?) русскому языку
В.п – (кого? что? ) русский язык
Т.п – (кем? чем? ) русским языком
П.п – (о ком? о чём?) о русском языке
Оцените работу
1.Работа в группах.
Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете. Определите род, число, падеж, склонение у имен существительных.
- На чужбине родная землица во сне снится.
-Любящая мать- душа семьи и украшение жизни.
- Дерево держится корнями, а человек- семьёй.
- Ребята, и зарубите себе на носу, что семья- это самое дорогое, что есть у человека.
- Никому не стало страшно от такой просьбы? Почему? Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы.
)
9. - Прочитайте некоторые из них (фразы записаны надоскестолбиком)и запишите в тетрадь столбиком:
Чешут языком –
Витаете в облаках –
Прикусим язык –
- Определите и подпишите лицо и число глаголов. А теперь давайте запишем снизу вверх во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе (один ученик у доски) болтают, мечтаете,замолчим
- Как называются противоположные по смыслу слова? – (Антонимы).
- Правильно. Никто не догадался, почему я задала вам такой вопрос?
- Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»
Оцените свою работу.
10. Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция
-- Назовите мне учебную задачу нашего урока.
А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»
Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей? (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)
11. Рефлексия учебной деятельности.
-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)
«Дело мастера боится»
«Добрый разум не наживают сразу»
- Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.
- Открытия, хорошее настроение нам сегодня подарил русский язык. Нашу речь, наш язык поэтому и называют великим, могучим нашим богатством. Только при помощи языка мы можем выразить свои чувства, своё отношение, свою душу.
- Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.
- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Ирины Некрасовой:
Любовь, надежда, истина, здоровье, Труд, мир, культура, творчество, семья — Вот жизни человеческой основа И связь простая между МЫ и Я. Познай слов этих глубину и мудрость, Открой извечных истин суть. Попробуй дел не совершать впустую, Свои объятья миру распахнуть.
13. Домашнее задание.
Написать мини сочинение о своей семье.
Понаблюдайте: какие части речи чаще использовались в своем сочинении.