Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»
. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Тема самообразования: «Трудовое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Актуальность выбранной темы:
Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам; коллективизм; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека
Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, ребенок все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями— здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.
Труд – это не просто работа человеческих индивидов, выполняемая с помощью тех или иных технических средств, а это социальный процесс, в ходе которого люди вступают в разнообразные отношения друг с другом, что и придает деятельности трудовой характер.
Для труда в нашем обществе характерно, что человек трудится не только ради собственного блага, но на пользу других людей, в интересах коллектива, общества.
Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи. Здесь большое значение имеет коллективный детский труд, в котором возникает взаимная ответственность участников. Труд надо организовывать с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих работах.
Труд становится важным средством умственного развития детей. В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.
Таким образом, трудовое воспитание может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения.
Основные формы работы – творческая работа
В отличие от других видов деятельности творчество содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Творчество часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.
В работе с детьми предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы, воспитывать уверенность в себе, аккуратность, доводить начатое дело до конца.
Учитывая индивидуальные особенности детей, наметили дальнейшую работу по формированию самостоятельности детей средствами хозяйственно-бытового труда. Использовали рассказ, объяснение, разъяснение, личный пример.
Проводили детям внеурочные занятия по воспитанию потребности в труде:
«Мы дежурные». Продолжать формировать у детей представления об обязанностях дежурного, об отношении к дежурству, о содержании работы дежурных по уголку природы (введение нового вида дежурств), об оборудовании, необходимом для выполнения работы, о месте его хранения.
«Я – в процессе труда». Изображение ребенка в картинках в процессе труда
«Знакомство с трудом взрослых». В игре дети отражают труд взрослых.
Знакомство с трудом работников школы – детского сада.
Разучивание пословиц, поговорок о труде.
Чтение сказок о трудолюбивых и ленивых героях (“Морозко”, “Хаврошечка”, “По щучьему веленью”, “Госпожа Метелица”).
Чтение книг о мастерстве и профессиях (“Кем быть” В.Маяковский, “Чем пахнут ремёсла” Д.Родари”).
Дидактические игры “Мастера и мастерицы”, “Кто такой?”. Игра-пантомима “Узнай, кто я по профессии”.
Анализ результатов деятельности
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий – на уроках и внеурочной деятельности – по повышению уровня сформированности потребности в труде младших школьников. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Контрольный этап эксперимента содержал три этапа исследования:
Первый этап эксперимента – определить уровень сформированности трудовых навыков детей.
Проверка знаний о предметном мире в контрольном этапе показала следующие результаты:
88% - высокий уровень, т.е. 8 детей;
12% - средний уровень, т.е. 2 детей.
Второй этап эксперимента – освоение позиции субъекта в детской трудовой деятельности.
76% - высокий уровень, т.е. 6 детей
21% - средний уровень, т.е. 3 детей
3% - низкий уровень, т.е. 1 ребенок
Третий этап эксперимента – посвящён изучению знаний детей о труде взрослых.
79% - высокий уровень, т.е. 7 детей
21% - средний уровень, т.е. 3 детей
Оценки результатов деятельности младших школьников в начале и в конце обучения контрольном этапе (в %)
По данным контрольного эксперимента можно сделать вывод об эффективности предлагаемого комплекса мер по совершенствованию знаний, умений и навыков у детей в области трудового воспитания и о возможности рекомендовать его к применению в воспитательной практике.
В результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности младших школьников улучшились более значительно.
Уровень сформированности потребности в труде и правильного отношения к труду взрослых повысился, по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности потребности в труде, и в уровне отношения к труду.
Значительно возрос уровень сформированности трудовых знаний и правильного отношения к труду взрослых у младших школьников, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности трудовых знаний, средний уровень правильного отношения к труду взрослых.
Педагогически поддерживаемое общение детей с взрослыми, которое опосредствует их взаимоотношения друг с другом, содействует практическому усвоению трудовых знаний, потребностей, расширению личностной позиции ребенка как субъекта традиционного народного воспитания.
Таким образом, формирование потребности в труде ребенка возможно в том случае, если младший школьник видит значимость своего труда, если выполняемая им воспринимается как необходимая для удовлетворения потребности близких людей, а ее выполнение или не выполнение существенны для них. Содержание труда ребенка не должно быть нарочно придуманным