kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трудовое воспитание младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»

. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Тема самообразования: «Трудовое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Актуальность выбранной темы:

Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение
к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение
к работе, движение к труду и его результатам; коллективизм; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека

Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, ребенок
все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми
он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями— здесь важно заметить
их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.

Труд – это не просто работа человеческих индивидов, выполняемая
с помощью тех или иных технических средств, а это социальный процесс,
в ходе которого люди вступают в разнообразные отношения друг с другом, что и придает деятельности трудовой характер.

Для труда в нашем обществе характерно, что человек трудится
не только ради собственного блага, но на пользу других людей, в интересах коллектива, общества.

Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи. Здесь большое значение имеет коллективный детский труд, в котором возникает взаимная ответственность участников. Труд надо организовывать с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих работах.

Труд становится важным средством умственного развития детей. В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.

Таким образом, трудовое воспитание может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения.

Основные формы работы – творческая работа

В отличие от других видов деятельности творчество содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Творчество часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.

В работе с детьми предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, стремления помогать товарищам
и повышению требований к качеству своей работы, воспитывать уверенность
в себе, аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Учитывая индивидуальные особенности детей, наметили дальнейшую работу по формированию самостоятельности детей средствами хозяйственно-бытового труда. Использовали рассказ, объяснение, разъяснение, личный пример.

Проводили детям внеурочные занятия по воспитанию потребности в труде:

  1. «Мы дежурные». Продолжать формировать у детей представления об обязанностях дежурного, об отношении к дежурству,
    о содержании работы дежурных по уголку природы (введение нового вида дежурств), об оборудовании, необходимом для выполнения работы, о месте
    его хранения.

  2. «Я – в процессе труда». Изображение ребенка в картинках
    в процессе труда

  3. «Знакомство с трудом взрослых». В игре дети отражают труд взрослых.

  4. Знакомство с трудом работников школы – детского сада.

  5. Разучивание пословиц, поговорок о труде.

  6. Чтение сказок о трудолюбивых и ленивых героях (“Морозко”, “Хаврошечка”, “По щучьему веленью”, “Госпожа Метелица”).

  7. Чтение книг о мастерстве и профессиях (“Кем быть” В.Маяковский, “Чем пахнут ремёсла” Д.Родари”).

  8. Дидактические игры “Мастера и мастерицы”, “Кто такой?”. Игра-пантомима “Узнай, кто я по профессии”.


Анализ результатов деятельности


Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий – на уроках и внеурочной деятельности – по повышению уровня сформированности потребности в труде младших школьников. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал,
что и в констатирующем эксперименте.

Контрольный этап эксперимента содержал три этапа исследования:

Первый этап эксперимента – определить уровень сформированности трудовых навыков детей.

Проверка знаний о предметном мире в контрольном этапе показала следующие результаты:

88% - высокий уровень, т.е. 8 детей;

12% - средний уровень, т.е. 2 детей.

Второй этап эксперимента – освоение позиции субъекта в детской трудовой деятельности.

76% - высокий уровень, т.е. 6 детей

21% - средний уровень, т.е. 3 детей

3% - низкий уровень, т.е. 1 ребенок

Третий этап эксперимента – посвящён изучению знаний детей о труде взрослых.

79% - высокий уровень, т.е. 7 детей

21% - средний уровень, т.е. 3 детей

Оценки результатов деятельности младших школьников в начале и в конце обучения контрольном этапе (в %)




По данным контрольного эксперимента можно сделать вывод
об эффективности предлагаемого комплекса мер по совершенствованию знаний, умений и навыков у детей в области трудового воспитания и о возможности рекомендовать его к применению
в воспитательной практике.

В результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности младших школьников улучшились более значительно.

Уровень сформированности потребности в труде и правильного отношения к труду взрослых повысился, по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности потребности
в труде, и в уровне отношения к труду.

Значительно возрос уровень сформированности трудовых знаний
и правильного отношения к труду взрослых у младших школьников, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности трудовых знаний, средний уровень правильного отношения к труду взрослых.

Педагогически поддерживаемое общение детей с взрослыми, которое опосредствует их взаимоотношения друг с другом, содействует практическому усвоению трудовых знаний, потребностей, расширению личностной позиции ребенка как субъекта традиционного народного воспитания.

Таким образом, формирование потребности в труде ребенка возможно в том случае, если младший школьник видит значимость своего труда,
если выполняемая им воспринимается как необходимая для удовлетворения потребности близких людей, а ее выполнение или не выполнение существенны для них. Содержание труда ребенка не должно быть нарочно придуманным




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Трудовое воспитание младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Автор: Дьяконова Мария Гаврильевна

Дата: 09.05.2018

Номер свидетельства: 468850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "ПРОГРАММА  «Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО»   2013 – 2016 г. "
    ["seo_title"] => string(171) "programma-grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-noo-2013-2016-gh"
    ["file_id"] => string(6) "226112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440072868"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Контрольно тематическое планирование внеурочной деятельности по ОФП 3-4 классы "
    ["seo_title"] => string(88) "kontrol-no-tiematichieskoie-planirovaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-ofp-3-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "227592"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440795240"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства