Просмотр содержимого документа
«Традиции донского казачества»
Пояснительная записка
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности «Традиции донского казачества» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373)
2. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 30.08.2019 № 200)
3. Учебный план ОУ (утвержден приказом директора от 30.08.2020 № 200).
4. Годовой календарный график ОУ (утвержден приказом директора от 03.06.2019
№ 159)
Особенностью данного класса является: общеобразовательный.
Целью изучения программы " Традиции донского казачества " в 4 классе является формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Основными задачами программы «Традиции донского казачества» в 4 классе являются:
1.Знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда; 2.Ознакомление с основными историческими вехами донского казачества, приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
4.Привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
5.Развитие творческих способностей детей;
6.Формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
На программу «Традиции донского казачества» отводится 34 часа в год (1 час в неделю). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2019-2020 учебный год, данная программа рассчитана на 33часа.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты обучения.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
- понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты.
В коммуникативной сфере учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
В познавательной сфере обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
К концу курса учащиеся должны знать:
понятия: казачество, казак, казачье войско;
•некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;
• как выглядели казачья хата и подворье;
• народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»;
• главные символы России: флаг, гимн, герб;
• главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;
• особенности православного праздника – Рождества;
уметь:
•исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»;
• выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»;.
Содержание программы
Вводное занятие.
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины «Традиции Донских казаков» с курсом «Доноведение», «Основы православной культуры».
Традиционная культура донских казаков.
Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Донской говор.
История моей казачьей семьи.
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Труд и быт казаков на Дону.
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь - верный друг казака.
Декоративно-прикладное искусство.
Материалы, из которых мастера декоративно-прикладного искусства нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных в Ростовской области.
Памятники истории донского казачества.
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.
Православие и казачество.
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Особо почитаемые святые среди донских казаков.
Казак — патриот.
Казак. Всевеликое войско Донское. Атаман. Казачья честь. Нравственные качества - основа патриотизма донского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Особенностью построения данной программы является то, что в течение обучения выделяются темы, помогающие реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот»..
Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Формы занятий:
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, самостоятельный поиск знаний).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема занятия
5.09
Вводное занятие
12.09
История донских казаков
19.09
Символика донского казачества
26.09
Символика донского казачества
3.10
Как посвящали в донские казаки
10.10
Заповеди казачества
17.10
Права и обязанности казака
24.10
Откуда фамилии казачьи пошли
7.11
Казачьи святые
14.11
Имя,станице нареченное…
21.11
Богатство из богатств
28.12
Труд и быт донских казаков
5.12
Труд и быт донских казаков
12.12
Жилье казаков на Дону
19.12
Жилье казаков на Дону
26.12.
Форма и одежда казаков с Дона
09.01.
Форма и одежда казаков с Дона
16.01
Форма и одежда казаков с Дона
23.01
Женщина-казачка. Сказка «Аленкин брод»
30.01
Декоративно-прикладное искусство
06.02
Декоративно-прикладное искусство
20.02
Традиционная культура донских казаков
27.02
Культура донских казаков :песни,обычаи
5.03
Культура донских казаков :пословицы,поговорки
12.03
Народные сказки Донского края
19.03
Легенда про золотых коней
2.04
Казачьи игры и забавы
9.04
Казачьи игры и забавы
16.04
Праздники казаков
23.04
Казак и конь
30.04
Казак-патриот
7.05
Памятники истории донского казачества
14.05
Викторина « Что? Где? Когда?»
21.05
Викторина « Что? Где? Когда?»
Список литературы.
1. Авторская программа : . Авторская программа : Традиции родного края. История и культура казачества. Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей. 1-11 классы. ФГОС. Бурова Наталья Владимировна, Буров Дмитрий Викторович Издательство: Учитель (2015)
2. Лащилин Б. С. Донские родники: Казачий фольклор (обряды, сказы, былины, песни, частушки, пословицы и загадки), очерки / Борис Лащилин; сост. и предисл. О. А. Тихомировой. Воронеж: Серебряная гора, 2008
3. Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010.
4.Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. - Ростов-на-Дону, 1995.
5. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.- Ростов-на-Дону, 2009.
6. Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на-Дону, 1995.