kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа кружка "История Донского казачества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы кружка предусматривает учебные занятия по изучению истории становления казачества на Дону; знакомство с традициями и обрядами казаков; Методика занятий направлена на систематическую исследовательскую работу с литературой, самостоятельный поиск информации и сведений. Применение проблемных заданий способствует выявлению потенциала учащихся, выроботке собственных взглядов и суждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа кружка "История Донского казачества" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИЛОВЛИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Утверждаю»

Директор школы:

_______(Т.И.Колосова)

___ _______________2015г



ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 8-12 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год



РАЗРАБОТЧИК: Андреева Ирина Владимировна,

учитель истории,

высшей квалификационной категории,

МБОУ Логовская СОШ









с.Лог – 2015 г.



Наш меняющийся мир трудно определить, одним словом. Молодому поколению особенно тяжело определиться в нем, найти свой правильный путь. Одна из важных задач социализации подростков – «взращивание» учебной самостоятельности и привитие вкуса к творчеству, чтобы помочь им реализовать свой творческий потенциал и стать созидателями своей судьбы, нужными обществу и окружающим людям. Путь к этому лежит в целенаправленном формировании творческой образовательной среды, особенно на  занятиях кружка.

По словам знаменитого русского историка Карамзина: «История – учитель жизни, завет предков, к потомству, кладезь мудрости». Познавая историю, мы познаем себя. Необходимо вернуться к нашим родным истокам, вспомнить то, чего забывать нельзя: кто мы? Где наши корни?

В свое время академик Д.С.Лихачев написал замечательные строки: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Наш край исконно казачий, поэтому его история тесно связана с историей казачества. Сегодня можно наблюдать растущий интерес к казачьему наследию не только у взрослых, но и у детей. Мы не остались в стороне от этого процесса. Наш кружок называется «История Донского Казачества».

Содержание программы кружка предусматривает учебные занятия по изучению истории края в рамках становления казачества на Дону, его роли в освоении и присоединении этих земель к России; традиций и обычаев этого народа, его материальные и духовные ценности; взаимодействия казачества с другими народами – его толерантность; процесса возрождения казачества сегодня с учетом всех особенностей, происходящих в стране, идущей по пути демократизации.

Методика занятий направлена на систематическую исследовательскую работу с литературой по краеведению, самостоятельный поиск информации и сведений в семейных архивах и из воспоминаний старожилов.

Применение проблемных занятий способствуют выявлению потенциала учащихся, выработки собственных взглядов и суждений.

Некоторые темы позволяют ребятам приобрести новые практические навыки прикладного искусства казаков, например, плетения корзин, вышивки. А также навыки для изготовления наглядных пособий (макет дома, оружие, одежда) и дидактического материала.


Для учебных занятий (теоретических, проблемно-поисковых) учащимся требуется тетрадь для записей.

Программа рассчитывает проведение проверки знаний, умений и навыков при помощи контрольных срезов и тестирования, которые проводятся один раз в полугодие. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета – проекта о работе данного кружка. Творческий отчет помогает наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, утверждению культурного опыта, а также дает возможность педагогу проанализировать выполнение учебной программы.

На занятиях педагог использует следующие методы обучения:

  • репродуктивный;

  • научного исследования;

  • проблемно-поисковый;

  • эвристический.

На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:

  • общие: рассказ на патриотическую тему (из жизни реальных людей, этическая беседа);

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, игра, КТД;

  • методы стимулирования: поощрение, ободрение, награждение, соревнование.

Программа предполагает участие кружковцев в общешкольных и районных мероприятиях, посвященных знаменательным датам в истории края.

Дети должны знать:

  • главные события в истории края и те, которые связаны с историей казачества;

  • народы, населяющие территорию края и их роль в истории края;

  • этапы становления казачества;

  • взаимоотношения казачества с государством;

  • традиции, заповеди и права казаков.

Уметь:

  • обобщать исторические факты и явления;

  • анализировать исторические явления, факты, процессы, личности;

  • на конкретных исторических примерах раскрывать особенности быта, обычаев, нравов казачества;

  • работать с источниками и дополнительной литературой;

  • выдвигать гипотезы и креативные идеи;

  • формулировать собственные суждения и умозаключения;

  • проводить рефлексию проделанного;

  • готовиться к публичным выступлениям и выступать перед аудиторией.




        Цель данной программы.

Способствовать социализации молодого человека: через результаты научно-исследовательской деятельности прийти к осознанию своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этико-социальной общности.


Задачи программы.

  • Помочь учащимся более глубоко изучить историю казачества.

  • Воспитывать патриотические качества личности на примере героического прошлого казаков и их роли в истории края и страны.

  •     Развивать навыки творческой исследовательской работы, которая поможет подростку сформировать способность ориентироваться в социуме.

  • Содействовать пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.


Воспитательные идеи программы:



*Познай свою малую родину!


*Люби свой родной край!


*Старайся делать добро!




   Новизна программы заключается в том, что создаётся модель образовательной и воспитательной среды в условиях сельской школы, развивающей личность ученика как субъекта культуры и духовности.


Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 8 до 12 лет.

(При проведении общешкольных, районных мероприятий привлекаются учащиеся старших классов.)

Сроки реализации образовательной программы 1 год, 34 учебных часа.

Режим занятий. Занятия проводятся – 1 раз в неделю по 1 часу.





 Формы работы с детьми:

- беседы, рассказы;

- чтение произведений устного народного творчества;

- разучивание игр, танцев, обрядовых хороводов;

- заучивание пословиц, поговорок, потешек;

- экскурсии;

- рассматривание рукотворных предметов народного быта;

- рассматривание репродукций картин русских и донских художников;

- прослушивание музыкальных произведений;

- просмотр кинофильмов, иллюстраций, открыток, альбомов.





ТСО применяемые в работе:

  1. Ноутбук.

  2. ЖК телевизор.

  3. Магнитофон.























































МУЛЬТ ОНЛАЙН.

Просмотр мультфильмов:



    1. «Как казаки кулеш варили».

    2. «Как казаки в футбол играли».

    3. «Как казаки невест выручали».

    4. «Как казаки соль покупали».

    5. «Как казаки олимпийцами стали».

    6. «Как казаки мушкетёрам помогали».

    7. «Как казаки на свадьбе гуляли».

    8. «Как казаки инопланетян встречали».

    9. «Как казаки в хоккей играли».


2. «Как казак счастье искал».

3. « Казачьи сказки».



КИНО ОНЛАЙН.

Просмотр кинофильмов, отрывков из кинофильмов:



    1. «Когда казаки плачут»

    2. « Казаки» - фильм Аркадия Мамонтова.

    3. «Тарас Бульба».

    4. «Казаки».

    5. «Казачья быль».

    6. «Тихий Дон».







ЭКСКУРСИИ:



1.Иловлинский музей народной архитектуры и быта «Казачий курень».



2. Музей казачьей старины и быта в х. Озерки.



3.  Кременско- Вознесенский мужской монастырь.



4. Храм святых Апостолов Петра и Павла в селе Лог.



5. Святой источник Почаевской Божьей Матери во Фроловском районе.













ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:



    1. Проект «Жилище казака».



    1. Проект «В старину едали деды».



    1. Проект «Одежда казака».



    1. Проект «Моя родословная».



    1. Проект « Что означают наши имена», «Моя фамилия».



    1. Проект «Герб моей семьи», «Герб школы», «Герб моего села».







КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ.

(чтение казачьих сказок, отрывков из книг, просмотр иллюстраций)





  1. Донские казачьи сказки 
    Краснощеков Иван Матвеевич 
    Степан Разин
    Ермак и уж 
    Шашка - саморубка 
    Донской герой вихрь-атаман Платов 
    Как вихрь-атаман Платов военной хитрости казаков учил 
    Дар Ермака 
    Путь через Переволоку 
    Атаман неподкупен  
    Платов и английский король 
    Котелок Степана Разина  
    Как казак в рай чуть не попал 
    Как атаман грамоте учился 
    Кот и лиса 
    Казак и лиса 
    Волшебная лампочка 

    Сказки Тихого Дона 
    Петрусь – мальчонка русский 
    Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице 
    Игнатка 
    Доброе сердце дороже красоты 
    Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном 



  1. «Иллюстрированная история казачества». – Волгоград- 1994.



  1. Н.Ионина, «Православные святыни».РООССА



  1. «Свод памятников истории и культуры Иловлинского района Волгоградской области», Волгоград – 2010.



  1. Е.П .Савенко, Е.И. Белявина , «Звон степи ковыльной»,- Волгоград: Панорама, 2011.



  1. «Донская Казарла» - этнический казачий журнал.




















































Место кружка «История донского казачества» в системе работы объединений дополнительного образования.

Вокальная группа «Лира»

«Экологический кружок»











Кружок «История Донского казачества»










«Стрелковый кружок»



Образцовый театр – студия «МАСКИ».














«Краеведческий кружок»












СХЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.

Храм святых апостолов Петра и Павла села Лог.





Логовский СДК








Логовский казачий юрт (атаман Колесов В.М.)


Кружок «История Донского казачества»










Логовская сельская библиотека





Логовский детский сад










ТОС «Южный»

ТОС «Северный»






















№ п.п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во ча

сов

Дата

1.

С чего начинается Родина?


Понятия «Родина большая и малая»,1111

«родной край».

Творческая деятельность: рисунок

на тему «Мой родной край»


1


2.

Донской край – мой край!

Как назывался родной край в разные исторические времена

1


3.

Донской край – мой край!

Как сейчас называется мой родной край? Волгоградская область на карте

1


4.

Флаг и герб Волгоградской области

Как выглядит флаг Волгоградской области. История флага.

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг Волгоградской области».



Как выглядит герб Волгоградской области. История герба.

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Герба Волгоградской области».




2


5.

Что изучает история?

Что изучает история?  Кого называют археологами?

1


6.

Первые поселения на Дону.

Кто жил на территории нашего края в первобытные времена?

1


7.

Тайны Донской земли

Кто такие кочевники? Что такое «курган»?



1


8.

Дикое поле

Что такое «Дикое поле».

Первые поселения

1


9.

Кто такие казаки?

История происхождения казачества. Различные версии.

2


10

Первые казачьи городки

Виды казачьих поселений. Станица. Первые казачьи городки.




2




11.

Жилище казака

Что такое «курень», «хата»?

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Жилище казака»

2


12.

История вещей. Посуда.

Казачья утварь Деревянная, глиняная посуда, плетенные изделия.

Творческая деятельность: рисунок (лепка) на тему «Посуда казака»

2


13.

История вещей. Одежда.

Как одевались казаки.

Легенда «Почему у казаков синие штаны с красными лампасами?»

Как одевались казачки. Украшения.

Творческая деятельность: рисунок  на тему «Одежда казака»

2


14.

Казачьи семьи.

Семейный уклад казаков.

Как казаки воспитывали детей.

Что такое «Родословная»?


3


15.

Имена и фамилии казаков.

История имен и фамилий казаков.

Проект: Что означает мое имя?

2


16.

Казачий фольклор

Песни, легенды, сказки, прибаутки,

пословицы, поговорки казаков.

Разучивание казачьих песен.

2


17.

Казачьи игры

Разучивание казачьих игр

2


18.

Оружие казака

Виды оружия.

Творческая деятельность: рисунок  на тему «Оружие казака»


2


19.

Казачьи символы

Гимн Всевеликого Войска Донского.

Разучивание гимна Донского казачества.





Флаг Донского казачества

Творческая деятельность: рисунок(аппликация)  на тему «Флаг донского казачества».



2


20.

Казачьи православные праздники

Знакомство с православными казачьими праздниками, традициями.


3











































Список использованной литературы:

  1. Астапенко, М. П. Славен Дон: рассказ о донской земле/ М. П. Астапенко; рис. Н. А. Драгунова.- Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1985.


  1. Анисимов, А. Среди имен славнейших россиян…/ А. Анисимов // Молот.- 1988.


  1. Алмазова, Б.А. Казаки / Б.А. Алмазова.- СПб.: Диамант, 1999


  1. Буганов, В. И. Донские были и предания: о трех книгах М. П. Астапенко/ В. И. Буганов// Преподавание истории в школе.-1995.- № 4.


  1. Быкадоров, В. Подвиг дивный: книги донских писателей в зарубежной прессе/ В. Быкадоров //Утро.- 1994.


  1. История казачества России: Учебное пособие. – Ростов_на-Дону: Терра, 2005.



  1. Иллюстрированная история казачества. – Волгоград- 1994.



  1. Казачий Дон: очерки истории и культуры /В.П.Водолацкий, А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян. - – Ростов-на- Дону: Терра,2005.


  1. Мовчан, А,С. Казаки ( быт и традиции)…- Ростов н/Д.:Гефест, 2004.


  1. Мухин, В. История атаманов и атаманы в истории/ В. Мухин// Молот.- 1996.


  1. Сукхоруков, В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. – Ростов н/ Д.: Терра, 2005.


  1. Рябцев, Е. Казачество – это состояние духа: о новых книгах историка и писателя М. Астапенко/ Е. Рябцев // Утро выходного дня.- 1995.


  1. Тихомирова, В. Страницы, от которых трудно оторваться/ В. Тихомирова// Молот.- 1998.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная образовательная программа кружка "История Донского казачества"

Автор: Андреева Ирина Владимировна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства