Дополнительная образовательная программа кружка "История Донского казачества"
Дополнительная образовательная программа кружка "История Донского казачества"
Содержание программы кружка предусматривает учебные занятия по изучению истории становления казачества на Дону; знакомство с традициями и обрядами казаков; Методика занятий направлена на систематическую исследовательскую работу с литературой, самостоятельный поиск информации и сведений. Применение проблемных заданий способствует выявлению потенциала учащихся, выроботке собственных взглядов и суждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа кружка "История Донского казачества" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИЛОВЛИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор школы:
_______(Т.И.Колосова)
___ _______________2015г
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 8-12 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год
РАЗРАБОТЧИК: Андреева Ирина Владимировна,
учитель истории,
высшей квалификационной категории,
МБОУ Логовская СОШ
с.Лог – 2015 г.
Наш меняющийся мир трудно определить, одним словом. Молодому поколению особенно тяжело определиться в нем, найти свой правильный путь. Одна из важных задач социализации подростков – «взращивание» учебной самостоятельности и привитие вкуса к творчеству, чтобы помочь им реализовать свой творческий потенциал и стать созидателями своей судьбы, нужными обществу и окружающим людям. Путь к этому лежит в целенаправленном формировании творческой образовательной среды, особенно на занятиях кружка.
По словам знаменитого русского историка Карамзина: «История – учитель жизни, завет предков, к потомству, кладезь мудрости». Познавая историю, мы познаем себя. Необходимо вернуться к нашим родным истокам, вспомнить то, чего забывать нельзя: кто мы? Где наши корни?
В свое время академик Д.С.Лихачев написал замечательные строки: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Наш край исконно казачий, поэтому его история тесно связана с историей казачества. Сегодня можно наблюдать растущий интерес к казачьему наследию не только у взрослых, но и у детей. Мы не остались в стороне от этого процесса. Наш кружок называется «История Донского Казачества».
Содержание программы кружка предусматривает учебные занятия по изучению истории края в рамках становления казачества на Дону, его роли в освоении и присоединении этих земель к России; традиций и обычаев этого народа, его материальные и духовные ценности; взаимодействия казачества с другими народами – его толерантность; процесса возрождения казачества сегодня с учетом всех особенностей, происходящих в стране, идущей по пути демократизации.
Методика занятий направлена на систематическую исследовательскую работу с литературой по краеведению, самостоятельный поиск информации и сведений в семейных архивах и из воспоминаний старожилов.
Применение проблемных занятий способствуют выявлению потенциала учащихся, выработки собственных взглядов и суждений.
Некоторые темы позволяют ребятам приобрести новые практические навыки прикладного искусства казаков, например, плетения корзин, вышивки. А также навыки для изготовления наглядных пособий (макет дома, оружие, одежда) и дидактического материала.
Для учебных занятий (теоретических, проблемно-поисковых) учащимся требуется тетрадь для записей.
Программа рассчитывает проведение проверки знаний, умений и навыков при помощи контрольных срезов и тестирования, которые проводятся один раз в полугодие. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета – проекта о работе данного кружка. Творческий отчет помогает наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, утверждению культурного опыта, а также дает возможность педагогу проанализировать выполнение учебной программы.
На занятиях педагог использует следующие методы обучения:
репродуктивный;
научного исследования;
проблемно-поисковый;
эвристический.
На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:
общие: рассказ на патриотическую тему (из жизни реальных людей, этическая беседа);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, игра, КТД;
методы стимулирования: поощрение, ободрение, награждение, соревнование.
Программа предполагает участие кружковцев в общешкольных и районных мероприятиях, посвященных знаменательным датам в истории края.
Дети должны знать:
главные события в истории края и те, которые связаны с историей казачества;
народы, населяющие территорию края и их роль в истории края;
этапы становления казачества;
взаимоотношения казачества с государством;
традиции, заповеди и права казаков.
Уметь:
обобщать исторические факты и явления;
анализировать исторические явления, факты, процессы, личности;
на конкретных исторических примерах раскрывать особенности быта, обычаев, нравов казачества;
работать с источниками и дополнительной литературой;
выдвигать гипотезы и креативные идеи;
формулировать собственные суждения и умозаключения;
проводить рефлексию проделанного;
готовиться к публичным выступлениям и выступать перед аудиторией.
Цель данной программы.
Способствовать социализации молодого человека: через результаты научно-исследовательской деятельности прийти к осознанию своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этико-социальной общности.
Задачи программы.
Помочь учащимся более глубоко изучить историю казачества.
Воспитывать патриотические качества личности на примере героического прошлого казаков и их роли в истории края и страны.
Развивать навыки творческой исследовательской работы, которая поможет подростку сформировать способность ориентироваться в социуме.
Содействовать пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.
Воспитательные идеи программы:
*Познай свою малую родину!
*Люби свой родной край!
*Старайся делать добро!
Новизна программы заключается в том, что создаётся модель образовательной и воспитательной среды в условиях сельской школы, развивающей личность ученика как субъекта культуры и духовности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 8 до 12 лет.
(При проведении общешкольных, районных мероприятий привлекаются учащиеся старших классов.)
Сроки реализации образовательной программы 1 год, 34 учебных часа.
Режим занятий. Занятия проводятся – 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы работы с детьми:
- беседы, рассказы;
- чтение произведений устного народного творчества;
- разучивание игр, танцев, обрядовых хороводов;
- заучивание пословиц, поговорок, потешек;
- экскурсии;
- рассматривание рукотворных предметов народного быта;
- рассматривание репродукций картин русских и донских художников;
- прослушивание музыкальных произведений;
- просмотр кинофильмов, иллюстраций, открыток, альбомов.
ТСО применяемые в работе:
Ноутбук.
ЖК телевизор.
Магнитофон.
МУЛЬТ ОНЛАЙН.
Просмотр мультфильмов:
«Как казаки кулеш варили».
«Как казаки в футбол играли».
«Как казаки невест выручали».
«Как казаки соль покупали».
«Как казаки олимпийцами стали».
«Как казаки мушкетёрам помогали».
«Как казаки на свадьбе гуляли».
«Как казаки инопланетян встречали».
«Как казаки в хоккей играли».
2. «Как казак счастье искал».
3. « Казачьи сказки».
КИНО ОНЛАЙН.
Просмотр кинофильмов, отрывков из кинофильмов:
«Когда казаки плачут»
« Казаки» - фильм Аркадия Мамонтова.
«Тарас Бульба».
«Казаки».
«Казачья быль».
«Тихий Дон».
ЭКСКУРСИИ:
1.Иловлинский музей народной архитектуры и быта «Казачий курень».
2. Музей казачьей старины и быта в х. Озерки.
3. Кременско- Вознесенский мужской монастырь.
4. Храм святых Апостолов Петра и Павла в селе Лог.
5. Святой источник Почаевской Божьей Матери во Фроловском районе.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Проект «Жилище казака».
Проект «В старину едали деды».
Проект «Одежда казака».
Проект «Моя родословная».
Проект « Что означают наши имена», «Моя фамилия».
Проект «Герб моей семьи», «Герб школы», «Герб моего села».
КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ.
(чтение казачьих сказок, отрывков из книг, просмотр иллюстраций)
Донские казачьи сказки Краснощеков Иван Матвеевич Степан Разин Ермак и уж Шашка - саморубка Донской герой вихрь-атаман Платов Как вихрь-атаман Платов военной хитрости казаков учил Дар Ермака Путь через Переволоку Атаман неподкупен Платов и английский король Котелок Степана Разина Как казак в рай чуть не попал Как атаман грамоте учился Кот и лиса Казак и лиса Волшебная лампочка
Сказки Тихого Дона Петрусь – мальчонка русский Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице Игнатка Доброе сердце дороже красоты Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном
«Иллюстрированная история казачества». – Волгоград- 1994.
Н.Ионина, «Православные святыни».РООССА
«Свод памятников истории и культуры Иловлинского района Волгоградской области», Волгоград – 2010.