№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них лабораторных, практических, экскурсий, контрольных | Планируемые результаты | Основные элементы содержания деятельности | Методы и формы. Оснащение урока | Критерии оценивания | Домашнее задание |
предметные | Личностные | Метапредметные Р,П,К |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Раздел1. Земля и человечество (9ч) |
1 | Мир глазами астронома. Интегрировано. Безопасность пешеходов при движении. | 1 | | Рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; Проводить несложные астрономические наблюдения; Изготавливать модели планет и созвездий; Использовать глобус и карту для получения информации о Земле | Приводить примеры исторических источников, соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту | Л.2 Л.5 Л.9 | М.10 М.12 М.7 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | Оценка "5" ставится ученику , если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику , если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает 1-2 ошибки в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактическиеошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. «1» - не усвоил содержание учебного материала | У.с 4-8, Т – с.3. |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1 «Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца». | 1 | 1 | Л.5 | М.10 М.3 М.11 | Рассказать о мире с точки зрения астронома. Работать в паре: изучить по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с. 9-15, Т – с.4-6 |
3 | Звёздное небо – великая книга природы. Интегрировано. Ориентирование на местности. | 1 | | Л.5 | М.9 М.3 М.11 | Изучить по учебнику правила наблюдения звездного неба | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 16-21, Т – с. 7-8 |
4 | Мир глазами географа. | 1 | | | | Л.5 Л.9 | М.2 М.1 М.3 М.11 | Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с. 22-28, Т – с.8-9 |
5 | Мир глазами историка. Интегрировано. Перекрёстки. | 1 | | | | Л.5 Л.9 | М.9 М.7 М.11 | Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный, словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 29-35, Т – с.11-12 |
6 | Когда и где? | 1 | | | | Л.5 Л.9 | М.10 М.11 М.3 М.1 М.12 | Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с. 36-40, Т – с.13-14 |
7 | Мир глазами эколога | 1 | | | | Л.10 Л.2 Л.9 | М.2 М.1 М.3 М.9 М.11 М.7 | Рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры их решения | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь. | У.с. 41-47, Т – с.15-16 |
8 | Сокровища земли под охраной человечества. Интегрировано. Элементы дорог и дорожная разметка. | 2 | | | | Л.5 Л.9 | М.7 М.16 М.11 | Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия, знакомиться по карте с наиболее значимымиобъктами | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 48-56, Т – с.16-20 |
9 | Сокровища земли под охраной человечества. Интегрировано. Элементы дорог и дорожная разметка. | | | | Л.5 Л.9 | М.7 М.16 М.11 | Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 48-56, Т – с.16-20 |
Раздел 2 Природа России (10 ч) |
10 | Равнины и горы России. | 1 | | Находить и показывать на физической карте различные географические объекты, пользоваться картой природных зон России; Объяснять почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и животных разных природных зон, пользоваться атласом – определителем; | Выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей; Оценивать деятельность людей в разных природных зонах и раскрывать возникшие экологические проблемы; Использовать разные источники информации для подготовки сообщений о природе России | Л.5 Л.1 Л.9 | М.2 М.1 М.3 М.11 | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты | Форма: парная. Метод: словесный объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | Оценка "5" ставится ученику , если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы, знает равнины, горы, моря, озера, реки и может их показать на карте, дает характеристику природных зон. | У.с. 60-65, Т – с. 21-22 |
11 | Моря, озёра и реки России. | 1 | | Л.1 Л.3 Л.6 | М.9 М.7 М.11 | Находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 66-70, Т – с. 22-24 |
12 | Природные зоны России | 1 | | Л.1 Л.3 Л.9 | М.6 М.10 М.14 М.5 М.12 | Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой, устанавливать причинно – следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 71-75 |
13 | Зона Арктических пустынь. | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.9 | М.9 М.7 М.11 | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей арктических зон | Форма: парная. Метод: словесный Учебник | У.с. 76-83, Т – с. 24-27 |
14 | Тундра. | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.5 | М.2 М.1 М.3 М.11 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. | Форма: парная. Метод: словесный объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь Компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | Оценка "4" ставится ученику , если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает 1-2 ошибки в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактическиеошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. «1» - не усвоил содержание учебного материала | У.с. 84-94, Т – с. 27-31 |
15 | Леса России. | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.9 | М.9 М.7 М.11 | Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте, устанавливать зависимость особенностей лесных зон | Форма: парная. Метод: словесный объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 95-102, Т – с.31-34 |
16 | Лес и человек. | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.9 | М.5 М.9 М.3 М.11 | Раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране, характеризовать лесные зоны по плану | Форма: парная. Метод: словесный объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 103-109, Т – с.35-36 |
17 | Зона степей. | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.9 | М.8 М.7 М.9 М.11 | Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры | Форма: парная. Метод: словесный | У.с. 110-117, Т – с.36-39 |
18 | Пустыни. | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.5 Л.9 | М.8 М.10 М.1 М.3 М.11 | Сравнивать природу зоны пустынь с природой зоны степей, обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь, характеризовать зону пустынь по лану | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 118-125, Т – с.39-41 |
19 | У Чёрного моря. | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.9 | М.8 М.10 М.12 | Находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте, устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны, обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа | Форма: парная. Метод: словесный объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь Компьютермультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с. 126-134, Т – с.41-45 |
Раздел 3. «Родной край – часть большой страны» (15 ч) |
20 | Наш край. | 1 | | Находить и показывать свой край на карте, давать характеристику своего края по плану; Различать и описывать изученные природные объекты своего края; Давать характеристику природного сообщества по плану; Пользоваться атласом – определителем для распознавания природных объектов | Выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; Оценивать свое поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах; Различать отрасли растениеводства и животноводства | Л.1 Л.3 Л.6 Л.9 | М.8 М.7 М.11 | Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | Оценка "5" ставится ученику , если он осознанно и логично излагает учебный материал о своем крае и его природных богатствах, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы, умеет работать с картой Алтайского края. Оценка "4" ставится ученику , если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности или 1-2 ошибки в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. «1» - не усвоил содержание учебного материала | У.с. 138, Т – с.47 |
21 | Поверхность нашего края. | 1 | | Л.1 Л.3 Л.9 | М.8 М.7 М.11 | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь Таблица разрядов и классов | У.с. 139-144, Т – с.48-49 |
22 | Водные богатства нашего края. Интегрировано. Правила купания в открытых водоёмах. | 1 | | Л.1 Л.3 Л.10 Л.2 | М.10 М.6 М.1 М.3 М.7 | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) водоёмы нашей местности | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 145-148, Т – с.49-51 |
23 | Наши подземные богатства. Практическая работа №2 «Определение полезного ископаемого, изучение его свойств». | 1 | 1 | | | Л.1 Л.10 Л.9 | М.6 М.10 М.4 М.12 | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края). | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 149-159, Т – с.52 |
24 | Земля – кормилица. | 1 | | | | Л.1 Л.10 Л.9 | М.2 М.7 М.9 М.11 | Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. Оценивать плодородие почв нашего края. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь Таблица мер длины. | У.с. 160-163, Т – с.53,54 |
25 | Жизнь леса. Интегрировано. Костёр. | 1 | | | | Л.1 Л.5 Л.9 | М.9 М.8 М.16 М.11 | Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес. | Форма: парная. Метод: словесный объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь Компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с. 164-169, Т – с.55-58 |
26 | Жизнь луга. | 1 | | | | Л.10 Л.1 Л.2 | М.10 М.1 М.3 М.11 | Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём. | Форма: парная. Метод: практический, объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 178-186, Т – с.64-68 |
27 | Жизнь в пресных водоемах | 1 | | | | Л.6 Л.8 Л.10 Л.2 Л.5 | М.15 М.4 М.5 М.13 | Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа – определителя. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Форма: парная. Метод: практический, объяснительно-иллюстративный | Сделать гербарий растений леса |
28 | Экскурсия в природное сообщество лес. Экскурсия №1«Наблюдения за растениями и животными леса» | 3 | 1 | | | Л.1 Л.9 Л.5 | М.10 М.6 М.14 М.15 М.13 | Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 170-177, Т – с.58-63 |
29 | Экскурсия в природное сообщество луг. Экскурсия №2 «Наблюдения за растениями и животными луга» | 1 | | | Л.6 Л.8 Л.10 Л.2 Л.5 | М.15 М.4 М.5 М.13 | Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа – определителя. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Форма: парная. Метод: практический, объяснительно-иллюстративный | Подготовить информацию о животных пресных водоемов |
30 | Экскурсия в природное сообщество пресных водоемов. Экскурсия №3 «Наблюдения за растениями и животными пресного водоема» | 1 | | | Л.6 Л.8 Л.10 Л.2 Л.5 | М.15 М.4 М.5 М.13 | Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа – определителя. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Форма: парная. Метод: практический, объяснительно-иллюстративный | Сделать гербарий растений луга |
31 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №3 «Определение с помощью иллюстраций учебника полевых культур в гербарии» | 1 | 1 | | | Л.1 Л.6 Л.2 Л.5 Л.9 | М.2 М.10 М.4 М.13 М.11 | Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий, различать сорта культурных растений, наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 187-194, Т – с.68-70 |
32 | Животноводство в нашем крае. | 1 | | | | Л.1 Л.5 Л.9 | М.10 М.6 М.14 М.4 М.13 | Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий, различать породы домашних животных, формулировать выводы из изученного материала | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 195-203, Т – с.73, 74 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | | | | Л.6 Л.5 Л.9 | М.6 М.10 М.15 М.4 М.5 М.12 | Выполнить тесты с выбором ответа; оценивать правильность – неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 206-218, |
34 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | | | | Л.6 Л.10 Л.5 Л.9 | М.6 М.10 М.12 М.7 М.8 М.11 | Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета, готовить иллюстрации для презентаций проектов, тексты сообщений, выступать с сообщением в классе и оценивать свои достижения | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 204-205 |
Раздел 4. Страницы всемирной истории (5 ч) |
35 | Начало истории человечества. Интегрировано. Соблюдение Правил дорожного движения велосипедистами. | 1 | | Узнавать как ученые изучают жизнь людей в разные исторические времена, различать и сравнивать источники информации о прошлом; Распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них; Показывать с помощью глобуса, как человек открыл планету Земля | Описывать по иллюстрациям некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества; Узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого; Составлять словарь по теме, различать слова и выражения. Относящиеся к истории | Л.2 Л.5 | М.10 М.1 М.3 М.9 | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | Оценка "5" ставится ученику , если он осознанно и логично излагает учебный материал от начала истории человечества до новейшего времени, устанавливает связи между историческими промежутками времени (в пределах программы) и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику , если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает 1-2 ошибки в изложении фактического материала. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает 3-5 фактическихошибок, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между историческими промежутками времени, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может указать связи между историческими промежутками времени даже с помощью учителя. «1» - не усвоил содержание учебного материала | У.с. Ч2 4-7, Т – с.3-4 |
36 | Мир древности: далекий и близкий. | 1 | | Л.10 Л.5 Л.9 | М.8 М.11 М.7 М.16 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 8-14, Т – с.5-6 |
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | | Л.10 Л.5 Л.9 Л.2 | М.10 М.3 М.11 | Показывать места исторических событий на исторической карте. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику циферблат | У.с. 15-21, Т – с.7-8 |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | | | | Л.10 Л.2 Л.5 | М.8 М.3 М.1 | Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 22-27, Т – с.9-10 |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | | | | Л.10 Л.2 Л.5 | М.8 М.3 М.11 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь Таблица Единиц времени. | У.с. 28-32, Т – с.11-12 |
Раздел 5. Страницы истории России (20 ч) |
40 | Жизнь древних славян. Интегрировано. Причины дорожно- транспортного травматизма пешеходов. | 1 | | Показывать на карте границы, территорию, столицу, государства России в разные периоды истории, места некоторых важных событий; Рассказывать по плану, карте, иллюстрациям об исторических событиях; Соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них | Описывать облик Москвы, и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности; Называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России; Находить в домашнем архиве исторические свидетельства; Понимать важную роль России в мировой истории | Л.10 Л.5 Л.9 | М.8 М.3 М.2 М.11 | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь Компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | Оценка "5" ставится ученику , если он осознанно и логично излагает учебный материал по истории Отечества со времен Древней Руси по 20 в. (в пределах программы), и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику , если его ответ в основном соответствует изучаемому материалу по истории Отечества, установленным для оценки "5", но ученик допускает 1-2 ошибки в изложении фактического материала. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику , если но ученик допускает 3-5 ошибок в изложении фактического материала. Все эти недочеты ученик исправляет при помощи учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. «1» - не усвоил содержание учебного материала | У.с. 34-39, Т – с.13-14 |
41 | Во времена Древней Руси. | 1 | | Л.10 Л.5 Л.9 | М.8 М.11 М.9 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) | Форма: парная. Метод: словесный объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 40-45, Т – с.15-17, |
42 | Страна городов. Интегрировано. Поведение вблизи железнодорожных путей. Правила перехода через них. | 1 | | Л.1 | М.8 М.11 М.9 М.16 . | Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь Компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с. 46-54, Т – с.17-18 |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | | | | Л.1 Л.3 | М.8 М.7 М.11 | Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком. | Форма: парная. Метод: словесный объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 55-58, Т – с.18-19 |
44 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | | | | Л.1 Л.10 Л.5 | М.8 М.2 | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 59-64, Т – с.20-22 |
45 | Русь расправляет крылья. Интегрировано. Предназначение и задачи ГИБДД. | 1 | | | | Л.1 Л.6 | М.5 М.8 М.4 М.11 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с. 65-69, Т – с.22-24 |
46 | Куликовская битва. | 1 | | | | Л.1 Л.5 Л.2 | М.8 М.11 М.1 М.3 | Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь Таблица «Сложение и вычитания величин» | У.с. 70-74, Т – с.24-26 |
47 | Иван III. Интегрировано. Безопасная переправа через водную преграду. | 1 | | | | Л.1 Л.10 Л.5 | М.2 М.12 М.13 М.11 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 75-81,Т – с.27-28 Т – с.55 |
48 | Мастера печатных дел. Интегрировано. Учимся вязать узлы. | 1 | | | | Л.10 Л.5 | М.8 М.4 М.13 М.2 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с. 82-86, Т – с.29-30 |
49 | Патриоты России. | 1 | | | | Л.1 | М.8 М.7 М.9 М.11 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Форма: парная. Метод: словесный объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 87-93, Т – с.31-32 |
50 | Пётр Великий. | 1 | | | | Л.1 Л.10 | М.8 М.7 М.11 | Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; описывать достопримечательности Санкт – Петербурга , находить на карте приобретения города, основанные Петром I | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 94-100, Т – с.33-36 |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. Интегрировано. Основные виды травм. | 1 | | | | Л.1 Л.10 Л.2 | М.8 М.7 М.11 | Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове; обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры, высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 101-104,Т – с.37-38 |
52 | Екатерина Великая. Интегрировано. Переломы, вывихи и растяжения связок. | 1 | | | | Л.1 | М.8 М.7 М.11 | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. | Форма: индивидуальная Метод: словесный Учебник | У.с. 105-111, Т – с.38-40 |
53 | Отечественная война 1812 года. Интегрировано. Вызываем «Скорую помощь». | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.5 | М.8 М.1 М.3 М.7 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь Компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска | У.с. 112-121, Т – с.40-43 |
54 | Страницы истории XIX века. Интегрировано. Кровотечение, первая медицинская помощь. | 1 | | | | Л.1 Л.5 Л.2 | М.8 М.3 М.7 М.11 | Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 122-126, Т – с.43-46 |
55 | Россия вступает в XX век. Интегрировано. Ушибы, сотрясение мозга, инородные тела. | 1 | | | | Л.1 Л.2 Л.5 Л.9 | М.8 М.3 М.7 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с 127-135, Т – с.47-48 |
56 | Страницы истории 20-30х годов. Экскурсия №4 «Знакомство с историческими достопримечательностями села». | 1 | 1 | | | Л.1 Л.3 Л.5 Л.9 | М.9 М.3 М.11 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 136-139, Т – с.49-50 |
57 | Великая война и великая Победа. Интегрировано. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.2 Л.5 | М.8 М.10 М.4 М.13 М.3 | Составлять план рассказа о ходе ВОВ, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в ВОВ для нашей страны и всего мира | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 140-141, Т – с.51-52 |
58 | Великая война и великая Победа | 1 | | | | Л.1 Л.3 Л.2 Л.5 | М.8 М.10 М.4 М.13 М.3 | Встречаться с ветеранами ВОВ, интервьюировать их; прослушивать записи песен «Вставай страна огромная» и дугие песни времен войны | | У.с 142-146, Т – с.51-52 |
59 | Страна, открывшая путь в космос. Интегрировано. Понятие о здоровье и факторы, на него влияющие. | 1 | | | | Л.1 Л.2 Л.5 Л.9 | М.8 М.9 М.11 М.16 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; извлекать из дополнительной литературы, интернета информацию об освоении космоса, знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь, приложение на электронном носителе (CD) | У.с. 147-152, Т – с.53-54 |
Раздел 6. Современная Россия( 11 ч) |
60 | Основной закон России и права человека. Интегрировано. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | 1 | | Показывать на карте границу, территорию, столицу, города современной России; объяснять, что такое права человека. Как законы страны и самый главный среди них – Конституция Российской Федерации -защищают наши права; рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны; | понимать в чем состоят различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды ее истории; раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран; узнавать историю краев, областей, городов России, описывать их достопримечательности; осознавать связь современной России с ее историей | Л.10 Л.5 Л.9 | М.9 М.3 М.11 М.16 | Находить на политико – административной карте РФ края, области, республики, автономные округи, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; готовить проекты «Декларации прав» | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь | Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает основной закон России и права человека, знает символы государства и Российские праздники (в пределах программы), и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику , если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает 1-2 ошибки в изложении фактического материала. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику , если но ученик допускает 3-5 ошибок в изложении фактического материала. Все эти недочеты ученик исправляет при помощи учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала. «1» - не усвоил содержание учебного материала | У.с 156-163, Т – с.56-58 |
61 | Мы – граждане России. Интегрировано. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | | Л.3 Л.2 Л.5 | М.8 М.3 М.7 | Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; моделировать деятельность депутата, работать с терминологическим словарем; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с 164-167, Т – с.60-62 |
62 | Славные символы России. Интегрировано. ЧС мирного и военного времени. | 1 | | | Л.1 Л.5 Л.2 | М.10 М.14 М.15 М.12 | Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов. Знать текст Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь | У.с. 168-174, Т – с.62-64 |
63 | Такие разные праздники. Интегрировано. Основные мероприятия ГО по защите населения. | 1 | | | | Л.10 Л.2 | М.8 М.9 М.7 М.11 | Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации. | Форма: индивидуальная Метод: словесный Учебник, | У.с 175-179, Т – с.64-65 |
64 | Путешествие по России. Интегрировано. Подготовка к действиям в ЧС мирного и военного времени. | 3 | | | | Л.1 Л.2 | М.8 М.3 М.9 М.11 | Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь Компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с 180-188, Т – с.66-67 |
65 | Путешествие по России. Интегрировано. Подготовка к занятию «День защиты детей». | | | | Л.1 Л.2 | М.8 М.3 М.9 М.11 | Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. | Форма: парная. Метод: словесный Учебник, рабочая тетрадь Таблица Скорость. Время. Расстояние | У.с. 189-195, Т – с.66-67 |
66 | Путешествие по России. Интегрировано. Подготовка к занятию «День защиты детей». | | | | Л.1 Л.2 | М.8 М.3 М.9 М.11 | Описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготавливать рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный Учебник, рабочая тетрадь Компьютер мультимедийный проектор, интерактивная доска электронное приложение к учебнику | У.с. 196-203, Т – с.66-67 |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | | | | Л.6 Л.5 Л.9 | М.6 М.10 М.15 М.4 М.5 М.12 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный, словесный Учебник, рабочая тетрадь. | У.с. 206-219 |
68 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | | | | Л.6 Л.10 Л.5 Л.9 | М.6 М.10 М.12 М.7 М.8 М.11 | Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета, готовить иллюстрации для презентаций проектов, тексты сообщений, выступать с сообщением в классе и оценивать свои достижения | Форма: парная. Метод: объяснительно-иллюстративный, словесный Учебник, рабочая тетрадь. | | У.с. 204-205 |
| Всего | 68 | 7 | | | | | | | | |