Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечено УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря» и учебников «Русский язык».
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
№ п\п урока | Дата | Раздел, тема | Кол-во часов в разделе, теме | УУД | Практическая работа | Национально- региональный компонент | Инструментарий оценивания | ЦОР |
| | I. «Говорим, рассказываем …» | 15ч | | Рассматривание Раскрашивание; Обведение по контуру; Штриховка; написание линий, овалов, кругов, полукругов, линий с петлями, е-образных элементов, элементов букв; Письмо строчных и заглавных букв; слогов, слов, предложений, текста; списывание с печатного и письменного образца; письмо под диктовку Самостоятельная Беседа по вопросам Самостоятельная работа; индивидуальный зрительно-слуховой диктант; диктант с комментированием; распределительный диктант; объяснительный диктант; предупредительный диктант; картинный словарный диктант; словарно-орфографическая работа; словарная работа; индивидуальная работа по карточкам; работа в парах; изложение-миниатюра; тест; проверочная работа. | | | |
1 | 1.09 | Вводный урок. Учимся говорить, рассказывать и рассматривать. Знакомство с прописями. Обучение штриховке и обведению по контуру. | 1 | Личностные: В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | | | П |
2 | 2.09 | Животные и растения вокруг нас. Правила письма. | 1 | РК | | П |
3 | 3.09 | Природа вокруг нас. Написание вертикальных линий. | 1 | РК | | П |
4 | 4.09 | Летом в деревне (на даче). Обведение по контуру, штриховка. | 1 | РК | | П |
5 | 9.09 | Кто помогает человеку в саду и в огороде? Обведение по контуру, штриховка. | 1 | | | П |
6 | 10.09 | Звуки вокруг нас. Звуки речи. Обведение по контуру, штриховка. | 1 | | | П |
7 | 11.09 | Цирк. Обведение по контуру и написание овалов. | 1 | | | П |
8 | 12.09 | На рыбалке. Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 | РК | | П |
9 | 16.09 | Сказочные герои. Сказочные предметы. Предложение. Текст. | 1 | | | П |
10 | 17.09 | Театр. Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. | 1 | | | П |
11 | 18.09 | Гласные звуки. | 1 | | | П |
12 | 19.09 | Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. | 1 | | | П |
13 | 23.09 | Наши занятия. Ударение. | 1 | РК | | |
14 | 24.09 | Повторение. Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова. | 1 | | | П |
15 | 25.09 | Повторение. О чем рассказывает текст. | 1 | | | |
| | II. Учим буквы – учимся читать и писать. | 85 ч | | | |
16 | 26.09 | Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Строчные буквы г, п,, и. | 1 | | | П |
17 | 30.09 | Звуки, обозначаемые буквами т, р. Строчные буквы т, р. | 1 | | | П |
18 | 1.10 | Гласный звук [о], буква о. Заглавная и строчная буквы О, о. | 1 | | | П |
19 | 2.10 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Соединение изученных букв в слоги и слова. | 1 | | | П |
20 | 3.10 | Заглавная буква О. Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами. | 1 | | | П |
21 | 7.10 | Гласный звук [а], буква а. Строчная буква а, соединение с различными буквами. | 1 | | | П |
22 | 8.10 | Гласный звук [ы], буква ы. Строчная буква ы, соединение с различными буквами. | 1 | | | П |
23 | 9.10 | Написание заглавных букв Г, П, Т, Р. | 1 | | | П |
24 | 10.10 | Написание заглавной буквы И. | 1 | РК | | П |
25 | 14.10 | Согласные звуки [н], [н,], буква н. Строчная буква н, соединение с различными буквами, написание слов. | 1 | | | П П |
26 | 15.10 | Согласные звуки [к], [к,], буква к. Строчная буква к, соединение с различными буквами, написание слов. | 1 | | | П |
27 | 16.10 | Упражнение в письме. Написание букв, слогов и слов с изученными буквами. | 1 | | | П |
28 | 17.10 | Знакомство с местоимениями он, она, оно. Написание слогов и слов. | 1 | | | П |
29 | 21.10 | Гласный звук [у], буквы У, у. Написание заглавной и строчной букв У, у. | 1 | | | П |
30 | 22.10 | Упражнение в письме. Написание слов и предложений с изученными буквами. | 1 | | | |
31 | 23.10 | Согласные звуки [с], [с], буква с. Написание букв, слогов и слов с буквой с. | 1 | РК | | П |
32 | 24.10 | Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 1 | | | |
33 | 28.10 | Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца. | 1 | | | |
34 | 29.10 | Упражнение в письме. Написание слогов и слов с изученными буквами. | 1 | | | |
35 | 30.10 | Звонкие согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы л, м. Написание заглавных и строчных букв Л, л, М, м. | 1 | | | П |
36 | 31.10 | Упражнение в письме. Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М. | 1 | РК | | П |
37 | 11.11 | Заглавные буквы К, Н. Написание заглавных букв К, Н. Обучение списыванию с печатного текста. | 1 | | | П |
38 | 12.11 | Заглавные буквы К, Н. Написание заглавных букв К, Н, слов с заглавными буквами К, Н. | 1 | | | П |
39 | 13.11 | Заглавная и строчная буква С, с. Написание заглавной и строчной букв С, с. | 1 | РК | | П |
40 | 14.11 | Упражнение в письме. Написание слогов и слов с изученными буквами. | 1 | | | П |
41 | 18.11 | Упражнение в письме. Написание предложений с изученными буквами. | 1 | | | П |
42 | 19.11 | Заглавная буква М. Написание слов с заглавными буквами. | 1 | | | П |
43 | 20.11 | Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях. | 1 | | | |
44 | 21.11 | Развития речи. Упражнения в списывании текста. | 1 | РК | | |
45 | 25.11 | Согласные звуки [ш], буква ш. Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков. | 1 | | | П |
46 | 26.11 | Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков. | 1 | | | П |
47 | 27.11 | Заглавная буква Ш. Написание заглавной буквы Ш. Упражнение в написании слов, обозначающих имена людей, клички животных. | 1 | | | П |
48 | 28.11 | Упражнение в письме. Написание слов и предложений с изученными буквами. | 1 | | | П |
49 | 2.12 | Упражнение в письме. Написание слов, предложений и текста с изученными буквами. | 1 | | | |
50-51 | 3.12 4.12 | Обучение выборочному списыванию. | 1 | РК | | |
52 | 5.12 | Заглавная буква А. Написание слов, предложений с заглавной буквой А. | 1 | | | П |
53 | 9.12 | Самостоятельная работа по письму. | 1 | | | |
54 | 10.12 | Упражнение в письме. Написание слов, предложений и текста с изученными буквами. | 1 | | | |
55 | 11.12 | Согласные звуки [д], [д'], буква д. Написание строчной буквы д. | 1 | | | П |
56 | 12.12 | Написание слов с изученными буквами. Заглавная буква в именах людей. | 1 | | | П |
57 | 16.12 | Согласные звуки [в], [в'], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д. Написание строчной буквы в, заглавной буквы Д. | 1 | | | П |
58 | 17.12 | Написание слов с изученными буквами. | 1 | РК | | |
59 | 18.12 | Заглавная буква В. Упражнения в письме. Написание слов, обозначающих имена. Диктант. | 1 | | | П |
60 | 19.12 | Буква е. Написание слогов и слов с буквой е. | 1 | | | П |
61 | 23.12 | Упражнение в письме. Обучение списыванию с печатного образца. | 1 | | | |
62 | 24.12 | Буква ё. Написание слогов и слов с буквой ё. | 1 | | | |
63 | 25.12 | Заглавные буквы Е, Ё. Упражнение в письме. Выборочное списывание. | 1 | | | П |
64 | 26.12 | Упражнение в письме. Списывание с печатного образца. | 1 | | | |
65 | 13.01 | Упражнение в письме. Списывание с печатного образца. | 1 | РК | | |
66 | 14.01 | Согласные звуки [б], [б'], буква б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б. | 1 | | | П |
67 | 15.01 | Упражнение в письме. Написание слов, предложений с изученными буквами. Выборочное списывание текста. | 1 | | | |
68 | 16.12 | Упражнение в письме. Обучение выборочному творческому списыванию текста. | 1 | | | |
69 | 20.01 | Заглавная буква Б. Написание заглавной буквы Б, слогов и слов с буквой Б. | 1 | | | П |
70 | 21.01 | Согласные звуки [з], [з'], буква з. Написание строчной буквы з, слогов и слов с буквой з. | 1 | | | П |
71 | 22.01 | Заглавная буква 3. Написание слогов и слов с заглавной буквой З. | 1 | | | П |
72 | 23.01 | Буква я. Написание слогов и слов со строчной буквой я. Списывание с печатного образца. | 1 | | | П |
73 | 27.01 | Заглавная буква Я. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца. | 1 | | | |
74 | 28.01 | Согласные звуки [х], [х'], буква х. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х. | 1 | | | П |
75 | 29.01 | Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Написание строчной буквы ж. | 1 | | | П |
76 | 30.01 | Заглавные буквы X и Ж. Написание заглавных букв Ж, Х; слов с буквосочетаниями -жи – ши. | 1 | РК | | П |
77 | 3.02 | Развитие речи. Работа с текстом. Списывание с печатного образца. | 1 | | | |
78 | 4.02 | Строчная и заглавная буква й, Й. Написание строчной и заглавной буквы й, Й; слогов, слов, предложений. Списывание с печатного образца. | 1 | | | П |
79 | 5.02 | Согласный звук [ч '], строчная буква ч. Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Слова с буквосочетаниями ча, чу, чк, чн. | 1 | | | П |
80 | 6.02 | Заглавная буква Ч. Написание слов, предложений с заглавной буквой Ч. | 1 | | | П |
81 | 10.02 | Согласные звуки [ц], [щ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ, Списывание с печатного образца. | 1 | | | П |
82 | 11.02 | Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнение в письме. Списывание с печатного образца. | 1 | | | П |
83 | 12.02 | Упражнение в письме. Списывание с печатного образца. | 1 | | | |
84 | 13.02 | Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф. Написание слов и соединений со строчной буквой ф. | 1 | | | П |
85 | 24.02 | Заглавная буква Ф. Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф. | 1 | | | П |
86 | 25.02 | Гласный звук [э], строчная буква э. Написание строчной буквы э, слогов, слов, предложений с буквой э. | 1 | | | П |
87 | 26.02 | Заглавная буква Э. Написание слов и соединений с заглавной буквой Э. Списывание с печатного образца. | 1 | | | |
88 | 27.02 | Упражнение в написании изученных букв, написании слов с буквами парных согласных звуков на конце. | 1 | | | |
89 | 3.03 | Буква ю и её звуки. Написание строчной буквы ю, слогов, соединений; списывание слов с печатного образца. | 1 | | | |
90-91 | 4.03 | Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца. | 1 | | | П |
92 | 5.03 | Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине слова. | 1 | | | П |
93 | 6.03 | Разделительный ь Написание слов с разделительным ь. | 1 | | | П |
94 | 10.03 | Буква ъ. Разделительный ъ. Написание буквосочетаний с разделительным ъ. Списывание слов и предложений с печатного образца. | 1 | | | П |
95 | 11.03 | Алфавит. Упражнения в письме. Написание букв русского алфавита. Упражнение в чтении и письме. | 1 | | | П |
96 | 12.03 | Алфавит. Упражнения в письме. Написание букв русского алфавита. Упражнение в чтении и письме. | 1 | РК | | П |
97 | 13.03 | Алфавит. Упражнения в письме. Написание букв русского алфавита. Упражнение в чтении и письме. | 1 | | | П |
98 | 17.03 | Алфавит. Упражнения в письме. Написание букв русского алфавита. Упражнение в чтении и письме. | 1 | | | П |
99 | 18.03 | Проверочная работа. | 1 | | | |
100 | 19.03 | Итоговый урок. Упражнение в чтении и письме. | 1 | | | |
101-125 | 20.03 | Резервные уроки повторения | 25 | | | | |
| | III. «Русский язык (первые уроки)» | 40 | | | | |
| | Слово | 33 | Знать: как построен учебник. Уметь: пользоваться учебником, находить нужную информацию Знать: минимум понятий о гласных звуках; о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных; о признаках согласных звуков и их классификации; признаки и классификацию звуков; понятие слога и ударения; о слогообразующей роли гласных звуков и роли ударения; правила переноса слов; орфограмму «Прописная буква в собственных именах существительных»; об обозначении мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и, ь; правило об употреблении заглавной буквы в собственных именах существительных; об одинаковом написании корней в родственных словах; Уметь: определять количество букв и звуков в словах; анализировать звуковой состав; выделять в словах звуки; слышать звучащее слово, производить звукобуквенный анализ слов, отличать текст от набора предложений; списывать с печатного и прописного текстов; находить ударный и безударный слоги; делить слова на слоги, находить ударный и безударный; видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова; писать под диктовку связный текст и словарные слова; анализировать ошибки и работать с ними; видеть в словах орфограммы; распознавать собственные и нарицательные существительные; правильно писать буквосочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, нщ, щн; уметь подбирать однокоренные слова; выделять корень; находить проверочные и проверяемые слова с ударными и безударными гласными в корне; писать слова с парными согласными; применять правила работы над ошибками; писать под диктовку, списывать с печатного текста, выполнять самопроверку; Знать изученные орфограммы; отличительные признаки предложения; правила оформления предложения; правила работы над ошибками. Уметь применять изученные орфограммы; различать предложения по интонации и цели высказывания | | | |
126 | 31.03 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)». | | | | |
127 | 31.04 | Повторение гласные звуки и буквы. | | | | |
128 | 2.04 | Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме. | | | | П |
129 | 3.04 | Согласные звуки и их буквы. | | | | |
130 | 7.04 | Что мы знаем о звуках и буквах. | | | | |
131 | 8.04 | Повторение слогов и ударения. | | | | |
132-133 | 9.04 | Повторение слогов и ударения. | | | | |
134 | 10.04 | Перенос слов. | | | | П |
135 | 14.04 | Развитие умения переносить слова. | | | | |
136 | | Проверочная работа. | | | | |
137 | 15.04 | «Пиши правильно» (работа над ошибками). | | | | |
138 | 16.04 | Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме. | | | | П |
139 | 17.04 | Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме. | | | | |
140 | 21.04 | Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме. | | | | П |
141 | 22.04 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. | | | | |
142 | 23.04 | Повторение написания большой буквы и разделительного ь в словах. | | | | П |
143 | | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы. | | | | |
144 | 24.04 | Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь. | | РК | | П |
145 | | Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах. | | | | П |
146 | 28.04 | Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах. | | | | П |
147 | 29.04 | Повторяем корень слова. | | | | П |
148 | 30.04 | Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. | | | | П |
149 | 5.05 | Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова. | | | | П |
150 | 6.05 | Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне. | | | | П |
151 | 7.05 | Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением. | | | | |
152 | 12.05 | Проверочная работа. | | | | |
153 | | «Пиши правильно» (работа над ошибками). | | | | |
154 | 13.05 | Повторение слов, написание которых надо запомнить. | | | | П |
155 | 14.05 | Повторение слов, написание которых надо запомнить. | | | | П |
156 | 15.05 | Повторение слов, написание которых надо запомнить. | | | | П |
157 | 19.05 | Словарный диктант. Повторение. | | | | |
158 | 20.05 | Повторение пройденного | | | | |
| | | | | | |
| | 2. Предложение, текст | 7 | | | |
159 | 21.05 | Что мы знаем о предлогах и предложении. | | РК | | П |
160 | 22.05 | Повторяем правила оформления предложений на письме. | | | | |
161 | 26.05 | Повторяем правила оформления предложений на письме. | | | | П |
162 | 27.05 | Повторяем правила оформления предложений на письме. | | | | П |
163 | 28.05 | Проверочная работа. | | | | |
164 | 29.05 | «Пиши правильно» (работа над ошибками). | | | | |
165 | 30.05 | Чему мы научились за год. | | | | П |