№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Язык и речь (2 ч.) |
1 | Наша речь. Виды речи. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи. | 1 ч. | | |
2 | Наш язык. | Различать устную, письменную речь и речь про себя. | 1 ч. | | |
Текст. Предложение. Словосочетание (12 ч.) |
3 | Текст. Типы текстов. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог. | 1 ч. | | |
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Распознавать предложения и группу слов. Распознавать предложения по цели высказывания. | 1 ч. | | |
5 | Виды предложений по интонации. | Произносить интонационно правильно предложения. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 ч. | | |
6 | Предложения с обращением. | Отличать предложение с обращением от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения. | 1 ч. | | |
7 | Контрольный диктант (входной) | Оценивать результаты выполнения задания | 1 ч. | | |
8 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения | Анализировать допущенные ошибки. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. | 1 ч. | | |
9 | Главные и второстепенные члены предложения | Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. | 1 ч. | | |
10-11 | Простое и сложное предложения. | Различать и выделять простые и сложные предложения. Различать предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Понимать на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. | 2 ч. | | |
12 – 13 | Словосочетание. | Выделять словосочетания в предложениях, устанавливать связь слов в предложении. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения. | 2 ч. | | |
14 | Контрольное списывание по теме «Предложение» | Оценивать свои достижения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого, оформлять предложение. | 1 ч. | | |
Слово в языке и речи (16 ч.) |
15 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Анализировать допущенные ошибки. Распознавать однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём. | 1 ч. | | |
16 | Синонимы и антонимы | Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к словам синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов. | 1 ч. | | |
17 | Омонимы | Распознавать среди данных пар слов омонимы. Подбирать к словам омонимы. Работать со словарём омонимов. Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. | 1 ч. | | |
18 | Слово и словосочетание. | Развивать устную речь. Различать слово и словосочетание. Составлять предложения с синонимами, антонимами и омонимами. | 1 ч. | | |
19 | Фразеологизмы | Находить в предложении фразеологизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний. Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. | 1 ч. | | |
20 | Развитие речи. Обучающее изложение. | Передавать содержание текста по вопросам, развивать орфографическую зоркость. Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. | 1 ч. | | |
21 | Части речи. Имя существительное | Распознавать части речи, многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. Развивать устную речь. Распознавать одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные имена существительные. | 1 ч. | | |
22 | Имя прилагательное. | Распознавать имена прилагательные. Работать с толковым и орфографическим словарями. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. | 1 ч. | | |
23 | Глагол. | Распознавать среди данных слов глаголы, определять число глаголов. Подбирать к слову синонимы | 1 ч. | | |
24 | Что такое имя числительное. | Распознавать среди данных слов имена числительные, употреблять их в речи. Подбирать к слову антонимы. | 1 ч. | | |
25 | Однокоренные слова. | Находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать мышление. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника, находить нужную информацию. | 1 ч. | | |
26 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | Различать звук и букву, распознавать ударные и безударные гласны. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова. | 1 ч. | | |
27 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). | 1 ч. | | |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения его формы. | 1 ч. | | |
29 | Обобщение и закрепление изученного. Проект «Рассказ о слове» | Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Подбирать текстовую информацию, выделять главное и представлять свой проект. | 1 ч. | | |
30 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | Оценивать свои достижения по изученной теме «Слово в языке и речи». | 1 ч. | | |
Состав слова (11 ч.) |
31 | Работа над ошибками. Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | Анализировать допущенные ошибки. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Выделять корень слова. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Выделять корень слова. | 1 ч. | | |
32 | Сложные слова. | Распознавать сложные слова, находить в них корень. Составлять простейшие слогоударные модели слов, находить слова по заданной модели. Работать с орфоэпическим словарём. | 1 ч. | | |
33 | Что такое окончание? Как найти окончание? | Углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах | 1 ч. | | |
34 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Значение приставок. | Выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова. Выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова, разбирать слова по составу | 1 ч. | | |
35 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | Выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова | 1 ч. | | |
36 | Значение суффиксов. | Разбирать слова по составу, объяснять значение суффиксов | 1 ч. | | |
37 | Что такое основа слова? | Выделять основу в словах, разбирать слова по составу | 1 ч. | | |
38 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | Подбирать проверочные слова. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне. Выделять значимые части слова, разбирать слова по составу. | 1 ч. | | |
39 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. | Анализировать допущенные ошибки. Выделять значимые части слова, разбирать слова по составу. | 1 ч. | | |
40 | Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | Рассматривать репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать его. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | 1 ч. | | |
41 | Проект « Семья слов» | Подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект | 1 ч. | | |
Правописание частей слова (21 ч.) |
42 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой. | 1 ч. | | |
43 | Правописание слов с безударными гласными в корне | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания. | 1 ч. | | |
44 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания. | 1 ч. | | |
45 | Контрольное списывание | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. | 1 ч. | | |
46 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой. | 1 ч. | | |
47 | Проверка слов с парными согласными в корне. | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. | 1 ч. | | |
48-50 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Находить и правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, их обозначающие. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений - рассказ, в соответствии с рисунком. | 3 ч. | | |
51 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Распознавать слова с удвоенной согласной и правильно писать слова с удвоенной согласной, развивать орфографическую зоркость. | 1 ч. | | |
52 | Правописание суффиксов и приставок. | Находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости- звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами – ек, – ик. | 1 ч. | | |
53 – 55 | Правописание суффиксов и приставок. | Находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости- звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами – ек, – ик, - ок, - еньк, - оньк. | 3 ч. | | |
56 | Развитие речи. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка». | Рассматривать репродукцию картины В.М. Васнецова «Снегурочка» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать его. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | 1 ч. | | |
57 | Правописание приставок и предлогов | Различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи. | 1 ч. | | |
58 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | Подбирать примеры слов с Ъ. Переносить слова с Ъ. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине перед согласным. Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. | 1 ч. | | |
59 – 60 | Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. | Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. | 2 ч. | | |
61 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». | Оценить свои достижения по теме «Правописание частей слова». | 1 ч. | | |
62 | Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» | Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. | 1 ч. | | |
Части речи (64 ч.) Имя существительное |
63 | Части речи. | Распознавать части речи, давать их характеристику | 1 ч. | | |
64 | Имя существительное и его роль в речи. Значение и употребление имён существительных в речи. | Определять обобщённое лексическое значение имён существительных. Распознавать имена существительные, определять их значения, правильно употреблять в речи | 1 ч. | | |
65 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 ч. | | |
66 | Развитие речи. Обучающее изложение | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами. | 1 ч. | | |
67 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных | 1 ч. | | |
68 | Проект «Тайна имени». | Подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект | 1 ч. | | |
69 | Число имён существительных. | Определять число имён существительных, изменять по числам | 1 ч. | | |
70 – 71 | Род имён существительных. | Определять род имён существительных | 2 ч. | | |
72 – 73 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Рассмотреть новую роль мягкого знака как показателя женского рода имён существительных; писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода. | 2 ч. | | |
74 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | Оценить свои достижения по теме «Имя существительное». Подбирать примеры слов с изученными орфограммами. | 1 ч. | | |
75 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных. | Находить и исправлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами; применять правила правописания. Классифицировать склонение имён существительных. | 1 ч. | | |
76 | Падеж имён существительных. | Определять падеж имён существительных; разбирать слова по составу | 1 ч. | | |
77 – 78 | Упражнения в определении падежей. | Определять падеж имён существительных; разбирать слова по составу | 2 ч. | | |
79 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Рассматривать репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать его. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | 1 ч. | | |
80 | Именительный падеж | Знакомиться с особенностями именительного падежа, развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 ч. | | |
81 | Родительный падеж | Знакомиться с особенностями родительного падежа, развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 ч. | | |
82 | Дательный падеж | Знакомиться с особенностями дательного падежа, развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 ч. | | |
83 | Винительный падеж | Знакомиться с особенностями винительного падежа, развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу, отличать именительный падеж от винительного. | 1 ч. | | |
84 | Творительный падеж | Знакомиться с особенностями творительного падежа, развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 ч. | | |
85 | Предложный падеж | Знакомиться с особенностями предложного падежа, развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 ч. | | |
86 | Все падежи. Обобщение знаний | Определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам | 1 ч. | | |
87 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных». | Показать уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное» | 1 ч. | | |
88 | Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» | Находить и исправлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами; применять правила правописания. Подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. | 1 ч. | | |
89 | Развитие речи. Обучающее изложение | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами. | 1 ч. | | |
Имя прилагательное |
90 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи; выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения; знакомиться с ролью имён прилагательных в речи; распознавать сложные имена прилагательные | 1 ч. | | |
91 | Роль прилагательных в тексте Текст – описание. | Повторить знания о тексте – описании; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи . Распознавать текст- описание. Создавать устные и письменные тексты-описания; точно употреблять имена прилагательные в речи | 1 ч. | | |
92 | Род имён прилагательных. | Определять род имён прилагательных. Изменять имя прилагательное по родам. | 1 ч. | | |
93 – 94 | Изменение имён прилагательных по родам. | Определять род имён прилагательных. Изменять имя прилагательное по родам. | 2 ч. | | |
95– 96 | Число имён прилагательных. | Определять число имён прилагательных; отрабатывать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное» | 2 ч. | | |
97 – 98 | Изменение имён прилагательных по падежам | Определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных | 2 ч. | | |
99 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | Подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. | 1 ч. | | |
100 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Показать уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя прилагательное» | 1 ч. | | |
101 | Обобщение знаний. Работа над ошибками | Определять род, число, падеж имён прилагательных. Находить и исправлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами; применять правила правописания. | 1 ч. | | |
102 | Развитие речи. Отзыв по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» | Составить отзыв по репродукции В.А. Серова «Девочка с персиками».Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. | 1 ч. | | |
Местоимение |
103 | Личные местоимения | Распознавать личные местоимения среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Классифицировать местоимения по вопросам. | 1 ч. | | |
104– 105 | Изменение личных местоимений по родам. | Определять лицо, число и род (для 3 – го лица единственного числа) местоимений | 2 ч. | | |
106 | Местоимение. | Определять лицо, число и род (для 3 – го лица единственного числа) местоимений. Изменять личные местоимения по родам. Определять, каким членом предложения является местоимение в предложении. | 1 ч. | | |
107 | Проверка знаний по теме «Местоимение» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | 1 ч. | | |
108 | Развитие речи. Обучающее изложение | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать его. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | 1 ч. | | |
Глагол |
109 | Значение и употребление глаголов в речи | Распознавать глаголы среди других частей речи, находить глаголы в тексте, употреблять их в речи | 1 ч. | | |
110 – 111 | Неопределённая форма глагола. | Распознавать глаголы в неопределённой форме | 2 ч. | | |
112 | Число глаголов. | Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное) | 1 ч. | | |
113 – 114 | Времена глаголов. | Определять время глагола | 2 ч. | | |
115– 116 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | Распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу - л - ; писать глаголы в форме 2 - го лица единственного числа. | 2 ч. | | |
117 | Изменение глаголов по временам. | Изменять глаголы по временам | 1 ч. | | |
118 | Контрольное списывание. | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. | 1 ч. | | |
119 – 120 | Род глаголов в прошедшем времени. | Определять род глаголов в прошедшем времени. Подбирать глаголы по вопросам прошедшего времени. | 2 ч. | | |
121 | Правописание частицы не с глаголами. | Познакомиться с ролью частицы не; употреблять и правильно писать глаголы с частицей не (раздельно). | 1 ч. | | |
122 – 124 | Обобщение знаний. | Определять время, число, лицо глагола, разбирать предложения по членам. | 3 ч. | | |
125 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Оценивать свои достижения по изучению темы «Глагол». | 1 ч. | | |
126 | Работа над ошибками. | Анализировать допущенные ошибки. | 1 ч. | | |
Повторение (7 ч.) |
127 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Обобщение изученного о слове, предложении. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Распознавать предложения и группу слов. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. | 1 ч. | | |
128 | Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание приставок и предлогов. | Повторить правописание родовых окончаний имён прилагательных. Определять род имён прилагательных. Изменять имя прилагательное по родам. Различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи. | 1 ч. | | |
129 | Правописание безударных гласных. | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания. | 1 ч. | | |
130 | Правописание значимых частей слова. | Повторять правописание слов с изученными орфограммами, пользоваться правилом перед написанием слова, выяснять в какой части слова находится орфограмма | 1 ч. | | |
131 | Итоговый контрольный диктант (за курс русского языка в 3 классе) | Контролировать и оценивать знания, полученные в течение года. | 1 ч. | | |
132 | Работа над ошибками. Однокоренные слова. Текст | Анализировать допущенные ошибки. Обобщать знания о частях речи, однокоренных словах. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. | 1 ч. | | |
133 | Развитие речи. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | Составлять текст на заданную тему | 1ч. | | |
Резервные уроки (7 ч.) |
134 | | | | | |
135 | | | | | |
136 | | | | | |
137 | | | | | |
138 | | | | | |
139 | | | | | |
140 | | | | | |
|