Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Поиграй со мной. Рабочая программа курса «Поиграй со мной» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов: 1. ФГОС НОО утверждена приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 2. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 30.08.2019 № 200) 3. Учебный план ОУ (утвержден приказом директора от 30.08.2019 № 200) 4. Годовой календарный график ОУ (утвержден приказом директора от 03.06.2019 № 159) Кружок «Поиграй со мной» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики. К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми. Поэтому образовательный процесс оздоровительной направленности должен обратить пристальное внимание к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии. Игра- является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды. Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни. Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать. В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые. Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет. В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения. Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Существует семь основных условий подвижной игры: — движение, — физическая раскованность и свобода, — общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек», — состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом», — наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил игра противоречит сама себе», — легкость, которую приобретает каждый ее участник, — ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает» Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели -характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая твоческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным. Цели программы «Поиграй со мной»: - оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; - познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга; Задачи: - формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств; - развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу; - воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни. - снижать негативные последствия учебной нагрузки. Цели и задачи достигаются через следующие виды деятельности: на занятиях применяются разные формы подвижных игр: сюжетно-ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры, консультации, беседы по здоровому образу жизни, диалоги. В основу программы «Поиграй со мной» положены следующие принципы: - принцип сознательности и активности. - принцип наглядности - принцип систематичности и последовательности - принцип доступности Материально-техническая база: Мячи: баскетбольные, волейбольные, малые; скакалки. кегли, обручи. Программа кружка «Поиграй со мной» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 1 класса и расчитана на 165 часов (33 учебные недели) - 5 часов в неделю. В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2019-2020 учебный год и государственными праздниками (1.05) данная программа рассчитана на 164 часа. Содержание программы: Программа кружка «Поиграй со мной» состоит из двух частей: Теоретическая часть Введение. Знакомство с кружком и его программой . Ценность кружка , его задачи, программа , темы. Понятие «подвижные игры» В чем суть подвижных игр . Ценность их. Какие бывают подвижные игры. История возникновения подвижных игр Как возникли подвижные игры . Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми. История возникновения национальных игр народов Дона Место нашего проживания в регионе. Как возникли национальные игры. Отличие от простых подвижных игр . Зачем нужны национальные игры. Техника безопасности на занятиях и соревнованиях Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять Правила игр и техника безопасности в играх Правила каждой игры. Техника безопасности в каждой игре. Целесообразность применения правил. Самостоятельный поиск игр детьми Работа со справочной литературой. Усовершенствование правил игр, выбор разного применения тех или иных игр. Практическая часть включает 3 раздела: 1. Подвижные игры без применения спортивных снарядов Подвижные игры . Совушка. Волки во рву. Игра «Кто скорее соберется ». «Салки.», «Лягушки и цапля».. Горелки. Чехарда. Гуси – лебеди. Перемена мест. Шишки, желуди, орехи.. Два мороза. Кто дальше? Прыжки по полоскам. Лиса и куры. Зайцы, сторож и Жучка. Веселая змейка. День ночь. Мышеловка. «Карлики и великаны», «Запрещенные движения». Мы веселые ребята. Вызов номеров. Домики и гномики. Через ручеек. Пустое место. Кот идет. Птица без гнезда. Быстро по местам. Ловишки. Карлики и великаны. Бой петухов. Бездомный заяц. Воробушки и автомобиль. Светофор. Волк во рву . Кошки мышки. Два мороза. Возьми крепость. «Куры и лиса». «Лада». Подвижные игры . День и ночь. Кто обгонит? Шутливая эстафета. Линейная эстафета с бегом. Пятнашки маршем. Эстафеты с прыжками. Западня. Компас. Бой петухов. Бездомный заяц. Линейная эстафета с бегом. Караси и щуки. Вызов номеров. По звериным следам. Великан. Совушка. Белки, волки, лисы. Удочка. Перемена мест. Море волнуется – раз. Прыгай через ров. Пятнашки с передачей. Мышеловка. Горелки. Коршун и наседка. Не оступись. Штурм зимнего бастиона. Салки со снежками. Два Мороза. Меткий стрелок. Цепи кованные.Лада. Третий лишний. Цветные автомобили. Ручеёк. Поезд. Весёлые эстафеты. «Ловишка в кругу». Кто самый ловкий? Линейная эстафета с бегом. Лада. Цепи кованные. 2. Подвижные игры с применением спортивных снарядов «С мячом под дугой», Попрыгунчики – воробушки. Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли». Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?» Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки. Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда. Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку. Выбивной. Беги и собирай. Мяч – соседу. Через кочки и пенёчки. Удочка. Не давай мяча водящему. Прыжки через длинную веревку. Охота на уток. Перебежки с выручкой. Мяч с четырех сторон. Салки с мячом. Метко в цель. Караси и щука. Охотники и утки. Передал – беги. За флажками. Удочка. Горячая картошка. Выбивной. Футбол. Веселые эстафеты с предметами. Гонка мячей по кругу (волейбольные мячи). Выиграть время (мешочки с песком). Подвижная цель (волейбольный мяч). Охотники и утки (волейбольный мяч). Попади в мяч (волейбольный и малый мячи). Салки – ноги от земли (скамейка, гимнастическая стенка, маты). Альпинисты (гимнастическая стенка, бревно, маты). Эстафета с лазанием и перелезанием (бревно, гимнастическая стенка). Футбол( футбольный мяч). Крепость. Эстафета «под обстрелом». Попади в городок. Игра с веревкой. Перетягивание каната. Кто самый ловкий? Пионербол. Бег за флажками. Перебежки с выручкой (кегли). Удочка (веревочка с мешочком на конце или скакалка). Снайперы (малые мячи, городки). Охотники и утки (малый мяч).Эстафета склюшками. Недавай мяч водящему. Футбол. Пионербол. Лапта. Мини-футбол. 3. Игры казаков. Горелочки. Пятнашки. Кто первый? Иголка, нитка и узелок. Заря. Ляпка. Снежинки, ветер и мороз. Казачья игра «Лошадки». Игра «Казачата». Отобрать палочку. Перетягивание каната. Всадники. Казачья игра «Надень папаху». Салки. Шушукали. Весёлые эстафеты. Потиг.Конники. игра-поиск -Атаманов клад. | Колесо. Конники. Шушукали. Брыль. Казачья игра «Надень папаху». Игра «Чехарда». Салки. Кувшинчик. Перетягивание пальцами. Перетягивание каната. Всадники. Салки. Кувшинчик.Цветы. | | Игра «Чехарда» Линейная эстафета с бегом. Игра «Городки». Пятнашки от земли с мячом. Пятнашки казаков. Прыжки под длинную веревку. Игра с веревкой . Прыжок за прыжком. Перетягивание с помощью ремня Догони и коснись. Перетягивание каната. Игры «Надень папаху» «Как по морю». Казачий круг. Система контроля и учета знаний: Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем участия в соревнованиях (школьных, районных), эстафетах, конкурсах, участие в проведении общешкольных мероприятиях: День Здоровья, игра «Зарница». Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Поиграй со мной» Личностными результатами кружка «Поиграй со мной» являются следующие умения: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – умение выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатами кружка «Поиграй со мной» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий во время занятия; – учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: –умение оформлять свои мысли в устной форме – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Календарно-тематическое планирование № п/п | Тема занятия | дата | 1. | 2 четверть. «Домики и гномики», «Через ручеек» | 11.11 | 2. | «Пустое место, «Кот идет». | 12.11 | 3. | «Птица без гнезда», «Быстро по местам». | 13.11 | 4. | «Ловишки», «Карлики и великаны». | 16.11 | 5. | Бой петухов. Бездомный заяц. | 17.11 | 6. | «Воробушки и автомобиль.», «Светофор», | 18.11 | 7. | «Волк во рву», . «Кошки мышки». | 19.11 | 8. | «Два мороза» . «Возьми крепость.» | 20.11 | 9. | «Куры и лиса». «Лада». | 23.11 | 10. | « Пчелки», «Красная Шапочка». | 24.11 | 11. | «Пустое место, «Кот идет». | 25.11 | 12. | Подвижные игры народов Дона .Правила игр и техника безопасности в играх. | 26.11 | 13. | Колесо. Конники. | 27.11 | 14. | «Волк во рву», . «Кошки мышки». | 30.11 | 15. | Шушукали. Брыль. | 1.12 | 16. | Казачья игра «Надень папаху». Игра «Чехарда». | 2.12 | 17. | Салки. Кувшинчик. | 3.12 | 18. | Перетягивание пальцами. Перетягивание каната. | 4.12 | 19. | Всадники. Салки. | 7.12 | 20. | Кувшинчик .Цветы. | 8.12 | 21. | Весёлые эстафеты. | 9.12 | 22. | Игра-поиск -Атаманов клад. | 10.12 | 23. | Прыжки под длинную веревку. Охота на уток. | 11.12 | 24. | Перебежки с выручкой. Мяч с четырех сторон. | 14.12 | 25. | Салки с мячом. Метко в цель. | 15.12 | 26. | Караси и щука. Охотники и утки. | 16.12 | 27. | Передал – беги. За флажками. | 17.12 | 28. | Удочка. Горячая картошка. | 18.12 | 29. | Выбивной. | 21.12 | 30. | Мини футбол. | 22.12 | 31. | Веселые эстафеты с предметами. | 23.12 | 32. | Техника безопасности на соревнованиях. Школьная спартакиада | 24.12 | 33. | Техника безопасности на соревнованиях. Игра «Зарница» | 25.12 | 34. | Подвижные игры с применением спортивных снарядов. | 28.12 | 35. | Подвижные игры с применением спортивных снарядов. | 29.12 | 36. | 3 четверть Подвижные игры . День и ночь. Кто обгонит? Шутливая эстафета. | 11.01 | 37. | Линейная эстафета с бегом. Пятнашки маршем. | 12.01 | 38. | Техника безопасности на занятиях. Эстафеты с прыжками. Западня. Компас. | 13.01 | 39. | Правила игр и техника безопасности в играх. Бой петухов. Бездомный заяц. | 14.01 | 40. | Линейная эстафета с бегом. Караси и щуки. Вызов номеров | 15.01 | 41. | По звериным следам. Великан. | 18.01 | 42. | Совушка. Белки, волки, лисы. | 19.01 | 43. | Удочка. Перемена мест. | 20.01 | | Море волнуется – раз. Прыгай через ров. | 21.01 | 44. | Пятнашки с передачей. | 22.01 | 45. | «Птица без гнезда», «Быстро по местам». | 25.01 | 46. | «Ловишки», «Карлики и великаны». | 26.01 | 47. | «Пятнашки», «Зима- лето». | 27.01 | 48. | «Зайцы, сторож и жучка», веселые старты. | 28.01 | 49. | «Колдунчики», Пчелки». | 29.01 | 50. | «Через ручеек», «У ребят порядок строгий». | 1.02 | 51. | «Стая», «Быстро по местам». | 2.02 | 52. | «Летучие рыбки», «Жмурки». | 3.02 | 53. | «Пчелы и медвежата», «Зима – лето». | 4.02 | 54. | «Проведи», «Пчелки». | 5.02 | 55. | Пятнашки с мячом. | 8.02 | 56. | Бег на выдохе. Бег с палкой – «копьем» (палка). | 9.02 | 57. | Игра с веревкой | 10.02 | 58. | Борьба спинами стоя (маты). «Хоровод с подснежниками». | 11.02 | 59. | Перетягивание палки Перетягивание каната | 12.02 | 60. | Игра-поиск -Атаманов клад. | 15.02 | 61. | Медведь (длинная веревка, посреди которой сделана петля). | 16.02 | 61. | Игры с шашкой (палка). | 17.02 | 63. | «Гори–гори, ясно».Игра «Схоронички». | 18.02 | 64. | Не замай. Сторожевые. | 19.02 | 65. | Техника безопасности на занятиях. Гонка мячей по кругу. Выиграть время. | 22.02 | 66. | Подвижная цель. Охотники и утки. | 24.02 | 67. | Салки – ноги от земли. Попади в мяч. | 2502 | 68. | Крепость. Эстафета «под обстрелом». Попади в городок. | 26.02 | 69. | «Карлики и великаны», «Запрещенные движения». | 1.03 | 70. | Альпинисты. Эстафета с лазанием и перелезанием. | 2.03 | 71. | Игра с веревкой. Перетягивание каната. Кто самый ловкий? | 3.03 | 72. | Третий лишний. Цветные автомобили. | 4.03 | 73. | Техника безопасности на соревнованиях. Школьная спартакиада | 5.03 | 74. | Техника безопасности на соревнованиях. Игра «Зарница» | 9.03 | 75. | Мышеловка. Горелки. Коршун и наседка. Не оступись. | 10.03 | 76. | «К своим флажкам», «Запрещенные движения». | 11.03 | 77. | «Летает - не летает», «Статуя». | 12.03 | 78. | Лада. Цепи кованные. | 15.03 | 79. | «Светофор», «Гуси – лебеди». | 16.03 | | «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». | 17.03 | 81 | «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». | 18.03 | 82. | «Волк во рву», «Пустое место». | 19.03 | 83. | 4 четверть Беседа. Закаливание организма. «Кошки - мышки». | 29.03 | 84 | «Воробушки», «Берегись, Буратино». | 30.03 | 85. | Подвижные игры народов Дона. Правила игр и техника безопасности в играх. | 31.03 | 86. | Игра «Чехорда» Линейная эстафета с бегом. | 1.04 | 87. | Игра «Городки» | 2.04 | 88. | Пятнашки от земли с мячом. Пятнашки казаков. | 5.04 | 89. | Прыжки под длинную веревку | 6.04 | 90. | Игра с веревкой . Прыжок за прыжком. | 7.04 | 91. | Перетягивание с помощью ремня Догони и коснись. | 8.04 | 92. | Перетягивание каната.. | 9.04 | 93. | Игры с шашкой.» « Надень папаху» | 12.04 | 94. | «Схоронички» . Пятнашки с маршем. | 13.04 | 95. | «Как по морю». Казачий круг . | 14.04 | 96. | Перебежки с выручкой. Снайперы. | 15.04 | 97. | Бег за флажками. Удочка. | 16.04 | 98. | Перестрелка. Мяч с четырех сторон. | 19.04 | 99. | Снайперы. Эстафета с клюшками. | 20.04 | 100. | Не давай мяч водящему. Охотники и утки. | 21.04 | 101 | Футбол. | 22.04 | 102 | Пионербол. | 23.04 | 103. | Лапта. | 26.04 | 104. | Мини-футбол | 27.04 | 105. | Самостоятельный поиск игр детьми. Тестирование. | 28.04 | 106. | «Стая», «Быстро по местам». | 29.04 | 107. | «Летучие рыбки», «Жмурки». | 30.04 | 108. | «Пчелы и медвежата», «Зима – лето». | 4.05 | 109. | «Проведи», «Пчелки». | 5.05 | 110. | Пятнашки с мячом. | 6.05 | 111. | Бег на выдохе. Бег с палкой – «копьем» (палка). | 7.05 | 112. | Игра с веревкой | 11.05 | 113. | По звериным следам. Великан. | 12.05 | 114. | Совушка. Белки, волки, лисы. | 13.05 | 115. | Удочка. Перемена мест. | 14.05 | 116. | Футбол. | 17.05 | 117. | Подвижные игры с применением спортивных снарядов. | 18.05 | 118. | Подвижные игры с применением спортивных снарядов. | 19.05 | 119. | Подвижные игры с применением спортивных снарядов. | 20.05 | 120. | Подвижные игры с применением спортивных снарядов. | 21.05 | 121. | Подвижные игры с применением спортивных снарядов. | 24.05 | 122. | Подвижные игры с применением спортивных снарядов. | | |