Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению на родном языке 4 класс ФГОС НОО.
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241)
Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"
Основная образовательная программа начального общего образования для 1-4 классов Новошахтинской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.
Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната от 31.08.2021г. №226
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в учебном плане.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение литературного чтения на родном языке в 4 классе 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы, по календарно тематическому плану 16 ч.
Цель программы:
- формирование первоначальных представлений языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Задачи учебного предмета:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- ценностные ориентиры в области языкознания;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- духовные и эстетические потребностей;
- готовность к отстаиванию своего мнения;
- интерес к изучению языка.
Обучающийся получит возможность научиться формировать:
-развитие этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;
-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
-осознание ответственности за свои поступки и слова;
-осознание своих эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и вне урока;
-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Обучающийся получит возможность научиться:
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
-устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Обучающийся получит возможность научиться:
- перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- пользоваться словарями, справочниками;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом речевых ситуаций;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся овладеют умениями и навыками:
-воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийсянаучится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и в неучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению на родном языке.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
по плану
по факту
Произведения фольклора. П.В. Киреевский «Илья Муромец и Жидовин»;
«Алеша Попович и Тугарин»
1
10.01
Донской край в произведениях поэтов и писателей.
1
17.01
«Люблю природу русскую…». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века.
1
24.01
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
1
31.01
Любовь всё побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
1
07.02
И. С. Тургенев. «Голуби».
1
14.02
Я и моя семья
Такое разное детство
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
1
21.02
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).
1
28.02
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
1
14.03
Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето»
1
28.03
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
1
04.04
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
1
11.04
Что мы Родиной зовём
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
1
18.04
–
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны»..
1
25.04
О родной природе
Под дыханьем непогоды
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
1
16.05
–
В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
1
23.05
Модуль «Школьный урок»
№
Тема (раздел)
Кол-во часов
Формы построения уроков
Материально-техническое (оборудование)
Воспитательный потенциал раздела
1.
Испокон века книга растит человека
3 часа
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Мультимедийный комплекс
Фонохрестоматия 1-4 классы
Формирование нравственного совершенствования, поведения, взглядов.
Побуждение обучающихся к честности, милосердию, мужеству.
Воспитание нравственных норм поведения.
2.
Скромность красит человека
1 час
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Мультимедийный комплекс
Фонохрестоматия 1-4 классы
Формирование умения чувствовать настроение поэта и лирического героя, выражая это в своих высказываниях.
Развитие умения совершать правильный выбор в отношении событий произведений.
3.
Любовь все побеждает
2 часа
Урок изучения новых знаний
Урок закрепления знаний
Урок контроля
Мультимедийный комплекс
Фонохрестоматия 1-4 классы
Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны.
Воспитание чувства ответственности за настоящее и будущее соей страны.
Привитие интереса к своей стране: её истории, культуре, её жизни и народу.
4.
Такое разное детство
3 часа
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Мультимедийный комплекс
Фонохрестоматия 1-4 классы
Формирование умения чувствовать настроение автора и лирического героя, выражая это в своих высказываниях.
Развитие умения совершать правильный выбор в отношении событий произведений.
5.
Я фантазирую и мечтаю
1 часа
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Мультимедийный комплекс
Фонохрестоматия 1-4 классы
Формирование ценности красоты и гармонии человеческих поступков; эмоционально- позитивного отношения к поступкам героев.
Воспитание эмоционально- нравственных и этических переживаний, умений оценивать столкновение различных взглядов и мнений в оценке качеств героев.
6.
Родная страна во все времена сынами сильна
2 часа
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Мультимедийный комплекс
Фонохрестоматия 1-4 классы
Формирование ценности красоты и гармонии человеческих поступков; эмоционально- позитивного отношения к поступкам героев.
Воспитание эмоционально- нравственных и этических переживаний, умений оценивать столкновение различных взглядов и мнений в оценке качеств героев.
7.
Широка страна моя родная
2 часа
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Мультимедийный комплекс
Фонохрестоматия 1-4 классы
Формирование нравственного совершенствования, поведения, взглядов.
Побуждение обучающихся к честности, милосердию, мужеству.
Воспитание нравственных норм поведения.
8.
О родной природе
2 часа
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Мультимедийный комплекс
Фонохрестоматия 1-4 классы
Формирование умения чувствовать настроение поэта и лирического героя, выражая это в своих высказываниях.
Развитие умения совершать правильный выбор в отношении событий произведений.
Четвёртый год обучения (34 ч)
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (21 ч)
Я и книги (5 ч)
Испокон века книга растит человека
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (4 ч)
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья (6 ч)
Такое разное детство
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,
«Про чистоту»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
Резерв на вариативную часть программы— 2 ч
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (13 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).