Благополучная семья. В эту категорию семей могут входить и молодые, и среднестатистические, и пожилые семьи. Благополучной может быть бездетная, малодетная и многодетная семья. Чаще всего, когда речь идет о благополучной семье, особенно в нынешнее время, многим представляется материально обеспеченная семья. Социально-психологические цели благополучной семьи включают стремление к максимальному удовлетворению нужд каждого члена семьи, поддержание авторитета главы и каждого члена семьи в межсемейных отношениях, обретение новых интеллектуальных и эмоциональных возможностей поддержания психологического здоровья семьи. Для благополучной семьи характерен высокий уровень психологического здоровья. В них высокого уровня развития достигают сходство семейных ценностей, социально-ролевая адекватность членов семьи, эмоциональное удовлетворение в семье, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие и т. п. В то же время даже самая благополучная семья не может существовать автономно от социума, а наоборот чаще является его активной преобразующей силой и подвергается, как и любая семья, воздействию множества факторов современного общества.
Основой стабильности брака и благоприятных взаимоотношений, как часто отмечается на практике, является "потребность в постоянстве приятного разнообразия".
Неблагополучная семья. К неблагополучным относятся те семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К ним относятся смешанные (как правило) и внебрачные семьи, неполные семьи, проблемные, конфликтные, кризисные, невротические, педагогически слабые, дезорганизованные и т. п. семьи. В таких семьях чаще преобладает культ личных, эгоистичных интересов, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе. Предметно-практическая деятельность обычно созвучна с типом неблагополучной семьи и преобладающими в ней ценностными ориентациями супругов. Круг общения, как правило, самый разнообразный, чаще нестабильный, ограниченный и не способный оказать действенную помощь в стабилизации семьи. Социально-психологические цели неблагополучной семьи обычно сводятся к индивидуальному самоутверждению, достижению собственных эгоистических потребностей, к утверждению в избранной социальной роли и удержанию социального статуса, к реализации во что бы то ни стало в избранной сфере деятельности, к желанию видеть в своих детях полноценных граждан и к обретению спокойствия за их судьбу, к достижению условий комфорта взаимоотношений в семье, даже вразрез с интересами ее членов.
Нравственно-психологическая атмосфера неблагополучных семей порождает "трудных" детей. До 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении от нормы. Для них характерны психологическая несовместимость среди членов семьи и в микроокружении, своеобразное понимание проблем сплоченности, авторитета, лидерства и т. д. Тематика общения их с окружающими обычно ограничена, а тональность общения излишне эмоциональна. Нередко конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер. Социализация детей в таких семьях протекает обычно стихийно. Проблемы неблагополучных семей самые разнообразные. Это и трудности супружеских взаимоотношений, противоречия во взаимоотношениях родителей и детей, подростков, разногласия во взглядах на воспитание детей и роли в этом каждого из родителей, гипертрофированные потребности одного или обоих супругов и т. д. Все это и многое другое создает условия, в которых семья определенное время балансирует на предмете разрешения проблемы или превращения ее в хроническую, сохранения семьи или ее распада. Поэтому для социальной работы неблагополучные семьи являются основным объектом в благородном деле оздоровления общества.
Основное отличие неблагополучной семьи - нездоровые внутрисемейные отношения. Пострадавшими, прежде всего, оказываются дети.
Неблагополучные семьи и их влияние на развитие детей Результаты исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие: во многом это связано с неполной семьей и родителями, ведущими асоциальный образ жизни. По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, особенно часто страдают дети в возрасте 6–7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, имеют разные психоэмоциональные расстройства.
Социологи относят к неблагополучным семьям только семьи антисоциального и аморального типов. Психологи считают таковыми семьи, в которых наблюдаются явные дефекты воспитания, травмирующие психику ребенка. Педагоги определяют их как семьи, где ребенок не развивается, родители имеют низкую педагогическую культуру, есть социальные заболевания (алкоголизм, наркомания и проч.). Психиатры относят к категории неблагополучных те семьи, в которых происходит деформация психики и личности ребенка. С учетом вышесказанного можно выделить один основной признак неблагополучия семьи – неблагополучие по отношению к ребенку. Для самого ребенка его семья не является ни антисоциальной, ни асоциальной. Он этого понять не может, хотя интуитивно чувствует, что дома что-то не так. При этом для разных детей одна и та же семья может быть либо подходящей, либо выступать сильным раздражителем.
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) – внешне это респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Неблагополучие в семье практически всегда ведет к нарушениям психического развития ребенка, и даже не столько в интеллектуальном плане, сколько с точки зрения дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и др. исследователи показали, что общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях , отличается от развития сверстников, растущих в благополучных семьях. У них отмечается замедление психического развития, ряд негативных особенностей: низкий интеллектуальный уровень, бедная эмоциональная сфера и скудное воображение, задержка в формировании навыков саморегуляции и правильного поведения.