Просмотр содержимого документа
«Статья "Коррекционная работа с неуспевающими учениками"»
Коррекционная работа с неуспевающими детьми.
В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие методические приемы:
-Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям. чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.
-Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.
-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.
-Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.
Если возникают пробелы по текущей теме, то провожу:
1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Дети по таблицам, схемам рассказывают друг другу всё, что знают по данной теме. Они оценивают друг друга. Опрос занимает 5-7 минут.
2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);
3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);
4) При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ? если были вопросы или затруднения.
В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.
Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходесамостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в справочниках ( ведутся с 1 класса, в них отображается вся теория по предмету), обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося.
Работа с детьми, у которых возникают проблемы вследствие большого количества пропусков по болезни, строится иначе.
1. В данном случае провожу послеурочные консультации. Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания. На закрепление даю карточку.
В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Считаю это - неотъемлемой частью работы по ликвидации проблем в учении. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях, внимании, труде.
Работа с неуспевающими детьми должна проводиться не только во время урока, но и в ходеиндивидуальных занятий. Содержание этихзанятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..).
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка
На этих занятиях царит дружеский микроклимат, они спрашивают, я вижу результаты сразу.
Основные группы неуспевающих учеников.
Учитывая особенности неуспевающих учеников, можно условно разделить их на следующие группы.
I. « Гиперактивные- очень трудные дети, которые очень часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей.»- М. Раттер.
« У такого ребёнка нет тормозов, нет должного самоконтроля. всё это вызывается ненормальной мышечной подвижностью, болезненной умственной, а также общепсихической активностью.»- В. Кащенко.
Что же такое гиперактивность?
Гиперактивность- сочетание двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, аффективной возбудимости, нарушений концентрации внимания. И так, это - одно из проявлений целого комплекса нарушений.
Как работать с такими детьми? Без помощи психолога, родителей учителю одному «не сдвинуть эту гору». Ребёнку необходимо создать определённые условия жизни: спокойная психологическая обстановка в семье, чёткий режим дня.
Что же делать педагогу?
стараться индивидуализировать работу;
как можно чаще поощрять хорошее поведение и стараться игнорировать ( по возможности) вызывающие поступки;
на уроке до минимума ограничивать отвлекающие факторы;
выбрать для него оптимальное место ( 2 парта среднего ряда), по возможности, чтобы он сидел один;
распоряжения давать чётко, ясно, не более 10 слов.
Для таких детей рекомендуется проведение гимнастики для ног по нескольким причинам:
- новая возможность телесной самоорганизации влияет на развитие пространственной ориентации
- создание эффекта новизны. ( Приложение 1).
II. Слабоуспевающие дети. При работе с ними, нужно учитывать следующее:
1.При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2.Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3.При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Переодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5.В ходе проса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Основные виды работы:
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-с образцами решения”,
Итак, можно сделать следующие выводы. Каковы бы не были причины неуспешности ученика, от учителя на уроке требуется:
- создание благоприятной атмосферы на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать консультативную работу;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Для эффективной работы с неуспевающими детьми, каждый учитель должен :
- знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный) - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное) - память (вербальная, невербальная)
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять
- разумную требовательность - неиссякаемое терпение - справедливую строгость - веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика
НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
В обучении применять
- опережающее обучение - различные формы групповой работы - взаимоопрос, самоконтроль - конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Основные методы и приёмы педагогических технологий, используемых в работе со слабоуспевающими.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Учителю не обойтись без применения методов и приёмов различных педагогических технологий.
Одна из таких технологий- ИСУД ( индивидуальный стиль учебной деятельности).
У учителя на каждого ученика составлена матрица учебного успеха, в которой отражены параметры инд.стиля ребёнка:
- обученность ( объём и глубина знаний по предмету)
- обучаемость ( уровень самостоятельности в уч. дея-сти)
- внимание ( направленность и сосредоточенность сознания на определен. объектах)
- память ( запоминание, сохранение, воспроизведение информации)
- модальность ( наиболее комфортный канал приёма информации)
- функцион. асимметрия полушарий головного мозга
- организац. общеуч. умения и навыки ( самостоятельность действий и оптиматизация дея-сти)
-коммуникативные ОУУН ( формы и виды участия в коллект.учебн.дея-сти)
-информац. ОУУН ( возможность самост.поиска и осмысления информации)
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся) ( Приложение )
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
В своей работе главное необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому – выполнить посильный объем работы.
Учителю при работе со слабоуспевающими учениками необходимо уделять внимание и внеурочной деятельности учеников.
1) Включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей.
2) Вовлечение в школьные мероприятия; здесь следует отмечать успехи и достижения в области этой деятельности.
3) Со стороны педагогов и родителей организовать ненавязчивый контроль над свободным временем.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Статья на тему «Организация и содержание здоровьесберегающих технологий в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида» "
["seo_title"] => string(150) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-usloviiakh-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "232581"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1442860786"
}
}