1. Орг. момент. Мотивация Психологический настрой: Покажите вашу прямую спинку, покажите правую руку, умные глазки. Подарите мне и друг другу добрые улыбки. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми достопримечательностями нашей столицы. –Какие вы знаете достопримечательности Астаны, какие вы, может быть, посещали?
Актуализация опорных знаний. Назовите действия и компоненты. Учитель предлагает назвать различные математические записи. Каждая, из которых прикреплена к иллюстрации какой-либо достопримечательности. Как называются эти записи? Например: 10-8=2 (картинка Байтерек) 10 5 (картинка Астана опера) 5 + d (картинка дворец мира и согласия) 10-3 5 (картинка Хан шатыр) d На какие группы можно разбить эти записи? (с буквами и числами, равенства и неравенства). Постановка цели (проблемная ситуация) – Знакома ли нам такая запись? Чем эта запись отличается от известных нам? х+3=7 (картинка ЦИРК) Это равенство с буквой. Сегодня мы с вами посетим цирк и узнаем, как называется в математике равенство с буквой, научимся выполнять новые задания. - Сформулируйте тему и цель нашего урока. -Узнать, как называются равенства, содержащие букву и научиться находить буквенное значение. - Каковы критерии успеха? - Мы достигнем цели, если научимся решать равенства, содержащие букву. - С новой темой познакомится класс. Сегодня узнаем мы без сомнения «Имя» этого выражения: х+3=7. Минутка красивого письма: 18. - Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых Середина урока. Открытие новых знаний. - На чашечные весы с одной стороны поставили одну гирю в 1 кг и коробку массой 2 кг. На вторую чашу весов поставили одну гирю массой 3 кг. Весы при этом оказались в равновесии. -Что можно составить, равенство или неравенство? (равенство) – В математике принято вместо отсутствующего компонента писать буквы латинского алфавита: х (икс), а (а), b (бе) c (це) и другие.
(П) – В парах составьте равенство.(1 + Х = 3)
Равенство, в котором есть неизвестный компонент, называется уравнением. - В данном равенстве неизвестна часть, а целое известно. – Какое число следует поставить вместо Х, чтобы равенство было верным? (2) - Как вы решили это уравнение? (подобрали такое число, чтобы равенство стало верным) – Число 2 является решением данного уравнения, или корнем Решить уравнение – значит найти такое число, при котором равенство будет верным. (И)- Марат и Таня придумали уравнения. Помогите им заполнить схемы и решить уравнения способом подбора.
Дифференциация - Вы решили уравнения способом подбора. - Как вы думаете, уравнения можно решать лишь способом подбора или как-то по-другому? (предположения детей) - Уравнения бывают разного вида и решаются они по-разному. (Ф) – Что нужно знать, чтобы решить уравнения? (Необходимо знать состав чисел, название действий, название компонентов, нахождение неизвестных компонентов) – Чтобы открыть новое, нам необходимо хорошо повторить то, что мы уже знаем. 1С + 2С = СУММА | | | 1С = СУММА – 2С | | | 2С = СУММА – 1С | | | Вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. Физкультминутка.
(Ф) Итак, давайте теперь вместе разработаем алгоритм решения уравнений. Алгоритм решения уравнений Прочитай уравнение. Назови действие, компоненты. Вспомни, как найти неизвестный компонент. Запиши и вычисли. Проверь.
(Г) Решите в группах предложенные уравнения. Докажите, почему данные равенства являются уравнениями. Объясните, как нашли корень уравнения. х + 7 = 17 | 12 + а = 19 | в + 40 = 100 | 50 + с = 70 | у + 10 = 20 | 11 + у = 19 | Х + 12 = 18 | 13 + у = 16 |
(Учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)
|