Тематическое планирование индивидуально-групповых занятий «Речевое развитие младших школьников» 33ч. |
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Вид контроля | Оборудование |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | Речь. Для чего она нужна? | Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» | 1.Осознавать роль языка и речи в жизни людей. 2.Проявлять уважение к языкам других народов. 3.Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 4.Формирование эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении. | Учащийся научится различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека. | Постановка вопросов. Умение выражать свои мысли полно и точно. Разрешение конфликтов. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Текущий, фронтальная беседа. | Дидактический материал |
2 | | Устная и письменная речь. | Получат первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения. | Научатся: различать на практике устную и письменную речь; формировать чувство уважения к русскому языку как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. | текущий | Дидактический материал |
3 | | Какую речь хочется слушать? | Научится строить речевые высказывания с учётом конкретных ситуаций общения, пользоваться словами выражения приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности в собственной речевой практике. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Адекватно воспринимать оценку учителя. Формирование эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | текущий | Дидактический материал |
4 | | Техника речи: дыхание, голос. | Научится регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | 1.Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. 2.Классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице. 3.Выделять существенную информацию из читаемых текстов. 4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | текущий | Дидактический материал |
5 | | Техника речи: дикция. Скороговорка. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. | текущий | Дидактический материал |
6 | | Богатство речи. Слово, его значение. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна- чениях. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Адекватно воспринимать оценку учителя. | 1.Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. 2.Классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице. 3.Выделять существенную информацию из читаемых текстов. 4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Оценивать результаты выполненного задания, | текущий | Дидактический материал |
7 | | Знакомство с толковыми словарями. | Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице. Выделять существенную информацию из читаемых текстов. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | 1.Слушать и понимать речь других, точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий. 2.Задавать вопросы с целью получения нужной информации. 3.Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. 4. Формулировать собственное мнение и позицию. | 1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2.Проговаривать последовательность действий на уроке | текущий | Словари: синонимов, антонимов, родственных слов, толковый. |
8 | | Выразительность речи. | Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. | Формирование эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении. | Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | текущий | Словари: синонимов, антонимов, родственных слов, толковый словарь, дидактический материал |
9 | | Многозначность слова. Конструирование образных выражений. | Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. Наблюдать над этимологией слов. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов. | Поиск информации о слове в словарях учебника (в «Толковом словаре», «Словаре слов, противоположном по значению», «Словаре слов, близких по значению»), анализировать ее содержание. | 1.Слушать и понимать речь других, точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий. 2.Задавать вопросы с целью получения нужной информации. 3.Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. 4. Формулировать собственное мнение и позицию. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Обращаться за помощь к учителю. | понимать и сохранять учебную задачу урока; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» | текущий | Словари: синонимов, антонимов, родственных слов, толковый. |
10 | | Точность речи. Синонимы. |
11 | | Сопоставление родственных слов и синонимов. |
12 | | Точность речи. Антонимы. |
13-14 | | Культура общения. Слова выражения приветствия, прощания. | Классифицировать и объединять слова по значению, в тематические группы; различать вежливые слова и использовать их в речи. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов. | Использовать в речи «вежливые слова». Составлять диалог с употреблением в нем вежливых слов | понимать и сохранять учебную задачу урока; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» | текущий | Словари: синонимов, антонимов, родственных слов, толковый словарь, дидактический материал |
15-16 | | Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения. | текущий | Словари: синонимов, антонимов, родственных слов, толковый словарь, дидактический материал |
17 | | Общее понятие о тексте. | Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в книге, анализировать её содержание. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Адекватно воспринимать оценку учителя. | Учащийся научится отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме. | Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. | текущий | Дидактический материал |
18 | | Тема текста. |
19 | | Опорные слова в тексте. |
20 | | Тема текста и опорные слова. |
21 | | Заглавие текста. |
22-23 | | Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. |
24-25 | | Что такое план и как его составить? | Понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста (составлять план), пересказывать текст по заданному плану. | Формирование эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении. | Понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста (составлять план), | 1.Слушать и понимать речь других, точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий. 2.Задавать вопросы с целью получения нужной информации. 3.Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. 4. Формулировать собственное мнение и позицию. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Обращаться за помощь к учителю. | Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | текущий | Дидактический материал |
26-27 | | Пересказ текста по заданному плану. | Формирование эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении. | Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | текущий | Дидактический материал |
28 | | Общее понятие о типах текстов. | Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Распознавать типы текстов. Составлять тексты разных типов. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урок. | Распознавать тексты различных типов. | Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | текущий | Дидактический материал |
29 | | Типы текстов. Описание. | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?, в тексте-описании. | Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | текущий | Дидактический материал |
30 | | Типы текстов. Повествование. | Формирование эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении. | Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью слов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? в повествовательном тексте. | 1.Слушать и понимать речь других, точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий. 2.Задавать вопросы с целью получения нужной информации. 3.Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. 4. Формулировать собственное мнение и позицию. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Обращаться за помощь к учителю. | Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | текущий | Дидактический материал |
31 | | Типы текстов. Рассуждение. | Распознавать текст-рассуждение. Наблюдать над ролью слов в тексте-рассуждении. | Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | текущий | Дидактический материал |
32 | | Сочинение. | Составлять рассказ по репродукции картины и опорным словам, записывать составленный рассказ. | Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | Сочинение. | Репродукция картины. |
33 | | Обобщающий урок. Проектная деятельность. | Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в ее презентации | Формирование эстетических чувств на основе выбора языковых средств при создании творческой работы. | Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в ее презентации | Проектная деятельность. | Проектные работы учащихся. |