Реализация требований ФГОС НОО в содержании музыкального образования
Реализация требований ФГОС НОО в содержании музыкального образования
Реализация содержания музыкального образования при переходе на ФГОС (проектирование рабочей программы по музыке - 2 класс) актуально и необходимо в современных изменившихся условия деятельности образовательных учреждений. Стурктура и содержание программы ориентируется на соответствие с основным положением ФГОС образовательного стандарта начального образования. (Пояснительная записка, содержание, структура, календарно-тематическое планирование, литературно-методическое обеспечение)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация требований ФГОС НОО в содержании музыкального образования »
«Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» для
2 класса образовательных учреждений» (УМК «Музыка» для 1–4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)»
Содержание
1.Цель, задачи проекта…………………………………………………….3
2.Актуальность изучения требований ФГОС для реализации содержания музыкального образования в начальной школе…………………………………………………………….3
3.Пояснительная записка к рабочей программе 2 класса… 4
4.Тематическое планирование уроков музыки в 2классе……10
5.Выводы………………………………………………………….25
6.Литература……………………………………………………...26
Цель проекта:
Систематизировать знания, полученные на курсах повышения квалификации в ходе изучения темы «Проектирование рабочей программы по предмету « музыка» и формирование универсальных учебных действий», разработать рабочую программу, закрепляя структуру основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования (ООП), в Российской системе образования, мобилизуя собственный педагогический потенциал, обусловленный модернизацией и демократизацией образовательной системы.
Задачи:
Повысить уровень профессионального мастерства;
Изучить основные понятия ФГОС второго поколения (2009г.)
разработать рабочую программу, календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 2 класс начальной школы.
Освоить виды УУД , которые формируются в процессе деятельности младших школьников и соответствуют различным видам музыкально-практической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки .
Изучить и расширить федеральный перечень методической и учебной литературы.
Изучение требований ФГОС при реализации содержания музыкального образования в начальной школе актуально - является необходимостью, в изменившихся условиях деятельности образовательных учреждений , которые ставят новые цели, диктуют особые требования к учебному плану, так как структура и содержание учебных планов должны быть ориентированы на соответствие с основным положением ФГОС образовательного стандарта начального общего образования.
Сегодня можно отметить, что значительно выросла инновационная активность педагогов и образовательных учреждений. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – это образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Умение проектировать рабочую программу по предмету «музыка» на основе формирования УУД и введение в образовательный процесс рабочих образовательных программ актуален и является одним из путей развития в условиях модернизации Российского образования.
Пояснительная записка к рабочей программе 2 класса:
Предмет «музыка»- является одной из ступеней в образовании, содержание которого соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения. Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, на основе программы «Музыка» для 2 класса образовательных учреждений» (УМК «Музыка» для 1–4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)» Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Для реализации данной программы основными механизмами формирования ключевых компетенций обучающихся являются;
Кадровые:
– профессиональная компетентность и опытность преподавателя;
– инициативность, стремление к профессиональному росту и творческой самореализации;
– ответственность за выполняемую работу;
– готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
– желание заниматься обучением и воспитанием детей.
Методические:
– изучение педагогической и специальной литературы;
– изучение и использование эффективных методик обучения и опыта других преподавателей;
– систематическая работа над совершенствованием методики занятий;
– посещение преподавателем открытых занятий, семинаров, курсов
повышения квалификации по специальности.
Дидактические:
– использование аудиовизуальных и мультимедийных материалов.
Материально-техническое обеспечение:
– оборудованный класс для занятий, отвечающий санитарно- гигиеническим
требованиям;
– качественные инструменты хорошим строем;
– наличие в классе фортепиано (синтезатора);
– наличие в классе аудио- и видеоаппаратуры или компьютерной техники.
5. Организационные:
– систематичность и регулярность занятий.
– вариативность программы в зависимости от способностей и уровня
обучаемых.
– участие в концертной деятельности на уровне школы, города.
6. Психологические:
– учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей;
– создание образовательной среды, способствующей развитию учащихся, сохранению его индивидуальности;
– создание условий равноправного сотрудничества (преподаватель - ученик);
– создание условий положительной мотивации детей к занятиям;
– создание условий для адаптации детей, формирование у них чувства
принадлежности к коллективу;
– стимулирование самостоятельной деятельности учеников;
– ориентирование педагогической оценки на относительные показатели
успешности учащихся (сравнение его последних достижений
с предыдущими достижениями).
Цель:
Создать условия для формирования УУД, направленных на развитие духовной культуры, музыкального вкуса учащихся, их эмоционального и осознанного отношения к различным направлениям - фольклору, религиозной, классической и современной музыке.
Задачи:
Обучающие:
Вызвать познавательный интерес к музыкальному искусству, к музыке, ее интонационно-образной природе в жанровом и стилевом многообразии, особенностям музыкального языка, сопоставляя различные образцы народной ,классической, современной и религиозной музыки, в творческом наследии композиторов и народов разных стран мира.
Научить слышать, слушать и анализировать музыку.
Развивающие:
Развивать с помощью инновационных методов, УУД, познавательный интерес,музыкальные способности, исполнительские и коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к серьезному музыкальному искусству, любовь к Родине, через воплощение героических образов народной и композиторской музыки.
Содержание программы
Программа « музыка» для 1–4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)» базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками 4 пластов мирового музыкального искусства:
фольклор,
духовная музыка,
произведения композиторов-классиков
сочинений современных композиторов.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, в которых находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей. Включение в программу произведений духовной музыки дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Поскольку образовательные запросы изменяются, для полного удовлетворения спектра образовательных услуг, программа используемого песенного репертуара может дополняться (изменяться).
Структура курса:
2 класс (34 ч)
«Россия - Родина моя» ( 3ч.)
«День, полный событий»(6ч.)
«О России петь - что стремиться в храм» ( 5 ч.)
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 4ч.)
«В музыкальном театре»(5ч.)
«В концертном зале»(5ч.)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»(6ч)
Виды учебной музыкальной деятельности
Восприятие и слушание музыки.
Пение
Инструментальное музицирование
Импровизация
Драматизация музыкальных произведений
Пластическое интонирование и музыкально-ритмическое движение.
Выполнение творческих заданий.
Проектно-исследовательская ( с использованием ИКТ)
(УУД)
Личностные– обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (Не поддаются диагностике.
Регулятивные:- обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.
Познавательные :выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование логические универсальные действия - установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство.
Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «музыка» во 2 классе выделяется 1 час в неделю,34 учебные недели.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Результаты изучения учебного курса и взаимосвязь с внеурочной деятельностью:
. В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка» . Не подлежат диагностике.
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
Метапредметные
Наблюдение, коммуникация, логика, планирование, совместная деятельность.Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
ЗУН в музыкально-творческой деятельности( в динамике).
Планируемые результаты:
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- Научится слышать, слушать и анализировать музыку.
Разовьется познавательный интерес, музыкальные способности, исполнительские и коммуникативные навыки с помощью инновационных методов, УУД, детей младшего школьного возраста.
Разовьется у детей любовь к серьезному музыкальному искусству, любовь к Родине, через воплощение героических образов народной и композиторской музыки.
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Ведущие технологии предмета «Музыка»:
«Пластического интонирование» (Сбруева_)
«Певческая техника» (Варламов,М. Глинка).
«Технология восприятия музыки» (Д. Асафьев, Д. Кабалевский)
«Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой и др..
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»2 класс.
№ п/п
Дата
Тема урока.
(страницы учебника, тетради)
Решаемые проблемы
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личн.
Название раздела (количество часов)
1
07.09
1 четверть Вводное занятие . ИТБ.(инструктаж по технике безопасности).» Музыка и лето….»
( вводное занятие)
Совместима ли музыка и летний отдых? Сочинение попевок на тему «Летнее приключение» Цель: научить слушать учащихся друг друга; развивать коммуникативные навыки
Концерт, слушатель , исполнитель.
Научатся: сочинять распевки .Грамотно выстраивать свою речь.
Р:Готовность класса . быстрое включение учащихся в деловой ритм
К:Координировать свою речь .
Наличие необходимости в отношении к музыкальному искусству.
2
14.09
«В чем секрет Мелодии?!»
(стр.8-9)
( изучение и закрепление новых знаний и умений)
Выполнение задания в р.т. (стр.6-7)
(
О чем рассуждать , как передать характер, при разборе песни? (Т.Муриной «Музыка».
Цель: дать понять, что мелодия- главная мысль музыкального произведения .
«Музыка- искусство музыкальных звуков»Закрепление понятия «мелодия»;Фраза, аккомпанемент, песня. Ноты.
Научатся: Рассуждать о многообразии характера мелодий; Распевать слоги в вокальной музыке.
Р.Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П. Выделять главное слово во фразе, распевая грамотно слог.
К. Формулировать собственное мнение к значению текста в музыке.
Наличие эмоционального отклика в исполнительском мастерстве.
3
21.09
Россия-священная наша держава
с.(14-15)( изучение и закрепление нового материала)
Можно ли подобрать слова, отражающие содержание музыкального материала?
Цель:.Дать информацию о удожественных символах России,( рисуем) слушание и исполнение гимна России( по желанию). Сдать на оценку песню Т.Муриной «Музыка».
Гимн, композитор. Новый термин кульминация.
Научатся: анализировать русскую музыку,в ее многообразии выразительности и изобразительности. Рассвет на Москве –реке . Вступление к опере «Хованщина»;.
Высказываться о характере музыки, определяя свое отношение к родине, Отчизне « Здравствуй,родина моя»;
Научатся строить фразу , показать кульминацию в песне «Музыка»,
Р:Выполнять учебные действия в качестве исполнителя, слушателя..
П: .Знать гимн России.
К Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах музыкальной выразительности.
Отношение, я -концепция , к своей малой родине.
4
28.09
«Очень важный элемент-музыкальный инструмент» с. (8-11) работа по р.тетради( стр. 8-9)(обобщение и систематизация знаний в игровой форме)
Что внутри у инструмента? Цель: Познакомить с музыкальными инструментами , загадать
загадки по теме,( подбор рифмы), работа по тетради. Познакомить с пьесами из «Детского альбома» , П.Чайковского; «Детской музыки « С. Прокофьева.
Научатся :Определять и различать по тембру ,( музыкальная игра ), инструменты;играть на элементарных муз. инструментах, изготавливать их собственными руками. Рассуждать о музыке , применять и воспринимать в качестве жизненного опыта; расширятся знания интонационно-образного словаря на доступном их сознанию музыкальном материале
Р:.Преобразовывать познавательную задачу в практическую.
П:Использовать познавательный опыт в жизненных обстоятельствах.
К:формулировать собственное мнение.
Мотивация учебной деятельности.
5
05.10
«Природа и музыка».( изучение нового материала; урок-экскурсия)
Может ли музыка рисовать картины природы? Цель: Научить находить общее между музыкой и природой. Развивать ассоциативно-образное мышление.
. Песенность ,регистр.
Научатся: Применять знания в незнакомых , или нестандартных ситуациях .Анализировать
Р. Ассоциировать музыкальный материал с картинами в природе.
П. поиск информации; Понимание изобразительных свойств музыкальной ткани.
К, участие в коллективном обсуждении проблем.
Продуктивное сотрудничество со сверстниками в группе.
6
12.10
Песенность. танцевальность маршевость.( с. 22-23 уч.)
».( изучение закрепление нового материала;
Как определить жанр?
Цель:Раскрыть содержание музыкальныхинтонаций
В темах и образах Мусоргского и Чайковского.
Маршевость
Песенность, танцевальность.
Научатся: Соотносить графическую запись с музыки с ее жанром . композитора.Применять знания основных средств музыкальной выразительности,при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Р.Формировать и удерживать учебную задачу.
П.ориентироваться в информации учебника.
К умение слушать и вступать в диалог
Наличие эмоционального отношения к искусству.
7
19.10
Все о танце хочешь знать -будем слушать,танцевать!.( закрепление пройденного материала, изучение нового) (стр25-26 уч.) р.т.(с.14)
Что мы знаем о танце?( обсуждение в малых группах , с применением метода проблемного обучения)
Цель: Научить слушать и определять танцевальную музыку.
Танцевальные ритмы, пластика, движение.
Научатся: Элементарным танцевальным движениям на примере распевки «2 лягушки»;,определять танцевальные ритмы по нотной графической записи.
Р.Организовывать свою учебную деятельность.
П. структурировть знания.Решать проблемные вопросы в группе.
КУчаствовать в коллективном обсуждении .
Развитие мотивации .
8
26.10
В марше поступью шагать-это вам не танцевать !( закрепление пройденного материала, изучение нового) (стр26-27 уч.) р.т.(с.15)
Когда и где могут звучать марши?
Цель: Научить услышать и определять интонацию шага на основе муз. материала С. Прокофьева. П.Чайкоского.
Интонация шага. Ритм марша.
Научатся: различать и определять жанровые особенности (3.кита); ритмично шагать, под музыку.
Р.оценивать результаты своей деятельности.
П.осуществлять поиск необходимой информации ( Д.З.)с ипользованием интернет рес.
К
Развитие мотивации.
9
02.11
Обобщающий урок 1 четверти
(Обобщение и сестематизация знаний; урок- путешествие)
.( р.т. стр 10)
«Угадайка!»( слушаем музыку из пройденного материала , вспоминаем, закрепляем)
Цель: Закрепить знания, полученные в 1 четверти,( ребусы, загадки,) вспомнить название нот ( «Путешествие смычка»).
Длительности нот.
Научатся: Ритмично хлопать в ладоши и записывать простейшие ритмические рисунки;.
Систематизировать пойденный материал.
Р. использовать установки и применять при решении учебных задач.
П, ориентироваться в решении и в разнообразии способов решения учебной задачи.
К, проявлять активность в решении учебной задачи.
Мотивация к разным видам учебно-практической деятельности.
10
09.11
2 четверть(ИТБ)
Звучащие картины.( изучение нового материала на основе проблемного обучения с. Уч. 28-29)
Звучит музыка, которую исполняют пианисты, изображенные на картинах?
Цель: Научить работать и разрешать проблемные вопросы в малых группах. расширяя эмоциональный словарь слов – синонимов.
Пополнение словарных слов- синонимов.
Научатся: Коммуникациям в малых группах, при решении поставленной учебной задачи.
Р.преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П: анализ аргументированной информации членов малой группы.
К. Приобретение коммуникативного опыта при решении учебной задачи
Выработка самости,утверждение индивидуальности и самореализация личности в деятельностном подходе, в малой группе, при решении проблемной ситуаци.
11
16.11
Расскажи сказку.
( закрепление пройденного материала, изучение нового)( уч. Стр. 30-35)
О чем хотели рассказать в своих музыкальных сказках Чайковский и Прокофьев?
Цель: определять выразительные возможности фортепиано; выполнять творческие задания, передавая пластическим движением содержание и образ Яги в музыке.
Мелодия. Аккомпанемент, вступление.
Научатся: Рисовать ,передавая смысл своих фантазий. Исполнять ,изображая образ Бабы Яги в песне «Здравствуй, бабушка Яга»(театрализация ,драматизация).
Р. выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
П. Узнавать. называть и характеризовать, в соотношении с музыкальными образами, музыку композитора.К аргументировать свою позицию.
С каким настроением нужно исполнять колыбельные песни? Вспомни мелодию « Вечер», Похожа она на колыбельную?
Цель: Научить выразительно петь колыбельную, выбирая нужный инструмент для аккомпанемента.
Интонация колыбельной , темп, динамика.
Научатся: Узнавать вокальные интонации колыбельной. Ритмично аккомпанировать и в характере исполнять простейшие мотивы колыбельных песен ( по желанию Д.З.)
Р. Выполнять учебные действия в качестве исполнителя, слушателя.
П Находить информацию Д.З, беседуя с родителями по данной теме.
К.
Продуктивное сотрудничество, взаимодействие с родителями, сверстниками. Наличие мотивации в учебном процессе..
13
30.11
О России петь –что в храм стремиться «Бим, бом, бим, бом- где ты слышал этот звон»?!.(урок- историческое путешествие)( 38-39 уч.)
Цель: Познакомить с оперой, историческими событиями, традициями на Руси.
Опера, О шумовых инструментах оркестра, оркестровая яма.
Научатся: Имитировать на шумовых инструментах «колокольный звон» ( пластич. движений)
Р. Отвечать действием в соответствии с поставленной задачей.
П. расширят кругозор о исторических сведениях.
К Участие в коллективном обсуждении.
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства ..
14
14.12.
Да, Прокофьев написал, как героем Невский стал!(р.т. с 16 уч. Стр.42-43)
.(урок- историеское путешествие)
Чем докажете, что это было на Руси? Как изобразил композитор набат?
Цель :Познакомить с героическим образом в жанре кантата.
Кантата.
Мужской , женский . смешанный хор.
Научатся: Анализировать и рассуждать об изобразительности в музыке,на примере творчества С. Прокофьева. Песнь об Александре Невском” (№ 2) и хора “Вставайте, люди русские»
Р. Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П .определять жанровые особенности кантаты, русской песенности
.К.Аргументировать собственную речь.
Эмоциональный отклик на музыкальные и литературные образы.
15
21.12
Святые земли русской.
Сергий Радонежский( 44-47 уч.) (изучение нового материала,)
Кто такие святые? Чем отличается молитва от песни?
Цель: Познакомить с народными песнопениями.
Рассказать о жизни Сергия Радонежского
Молитва. хорал.
Научатся: Слушать и отличать музыку для храма ( молитву от песни), сопоставляя звучание «Утренней молитвы» с хоровой партитурой (нотная графика).
Р Умение слушать..
П. Осуществлять поиск необходимой информации.
К формулировать собственное мнение.
Развитие духовно-нравственных и этических чувств.
16
28.12
Обобщающий урок – концерт.
Нужен нам такой урок, чтобы знаний было впрок?!
Цель: Закрепить знания . полученные во 2 четверти.
Сценическое поведение..
Научатся: Выступать, свободно держаться на сцене. Проявлять собственную инициативу в любом виде деятельности.
Р. Уверенно выполнять любые учебные действия
П. Принимать участие в групповом музицировании.
К
Наличие стимула в познавательной и исполнительской деятельности.
17
18.01
3 четверть(ИТБ)
Разучи колядок сто, скоро праздник –рождество! (изучение и закрепление нового материала, урок-концерт)( с. Уч. 48-51)
Какие народные праздники ты знаешь?
Цель: Познакомить с праздниками Русской православной церкви.
Коляда, обряд.
Научатся: исполнять рождественские песнопения. Сочинять колядки (драматизация).инсценировать , принимая участие в танце, игре.
Р.выполнять задания в рабочей тетради.
П знать христианские обычаи и праздники..
К Принимать участие в групповом музицировании.
Развитие мотивации в учебной деятельности.
18
25.01
Инструменты хороши – пой, народ, играй, пляши! (с. Уч.54-57)
(изучение и закрепление нового материала).
У тебя дома есть инструмент? Придумай сравнительный образ к русским народным инструментам (домра-чупа- чупс ; балалайка- треугольник и т.д.),
Цель: Познакомиться с тембрами русских народных инструментов.
Оркестр. Об инструментах русского народного оркестра..
Научатся: определять тембр звучания оркестра народных инструментов, музицировать ( оркестр Орфа)( на примере р.н.п .Светит месяц, Камаринская;)
Р. выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя
К Принимать участие в групповом музицировании.
П Самостоятельно находить информацию ( интернет)
Продуктивное сотрудничество со всеми субъектами образовательного процесса, при решении музыкально-творческих задач.
19
01.02.
Фольклорная мудрость.
(изучение и закрепление нового материала. Урок- игра). уч. (58-61)
Что вы знаете о традициях праздников народов России?
Цель: познакомиться с особенностями фольклора, развивая чувство ритма, такта, памяти. (масленичные песенки. ; Бояре, а мы к вам пришли.)
Фольклор
Хоровод. Обряд.
Научатся: Исполнять простейшие напевы,, , разыгрывать русские народные песни, хороводы, игры ( « ходим кругом»). выявлять особенности русского фольклора,
Р. выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя
П. узнавать жанровые особенности русского фольклора.
К использовать опыт общения в различных формах деятельности.
Уважительное отношение к традициям России.
20
15.02
Музыка в народном стиле(изучение старого и закрепление нового материала. стр. уч 62-65), (р.т. 19)
А ты слышал от своих родителей. или бабушек и дедушек русские н. п.? Цель: Познакомиться с формой вариации. (Комаринская)
Напев. Наигрыш, регистр.
Научатся: Определять форму вариации. Узнавать интонацию р,н,п., исполняя и импровизируя р, н, п,.
Р. осуществлять на опыте импровизацию народных песен, оставляя свои замыслы.
П. Контролировать процесс и результат деятельности.
К Взаимодействовать в процессе осуществления коллективной деятельности.
Развитие эмоционального восприятия и отношения к результатам своей деятельности .Наличие опыта.
21
22.02
Праздники русского народа. Масленица(Урок –игра , закрепление, с элементами драматизации) (уч. 64-67)
А вам помогли подготовить родители музыкальные обрядовые игры, песни? Кто может провести?
Цель: Закрепление темы раздела, с применением индивидуальных и групповых форм деятельности учащихся.
Мотив, выразительность.
Научатся: Подбирать простейший аккомпанемент , выразительно петь, танцевать. , осуществляя творческую деятельность на народных праздниках, во внеурочной деятельности.(Песни-диалоги, народные заклички, напевы, наигрыши.)
Р. Установка на свободу и самовыражение .
П. Расширять кругозор о традициях и народных праздниках народов России.
К. наличие коммуникативного опыта.
Наличие эмоционального отношения к традициям и обычаям русского народа.
22
29.02
Детский музыкальный театр (Урок- путешествие, с изучением новой темы стр. уч 74-75)( р, т, 20-23)
Может ли сказка путешествовать по музыкальному театру?
Цель: Познакомить с помощью (ИКТ), методов конкретной ситуации, имитационного моделирования с жанром опера-сказка - «Волк и семеро козлят» М. Коваля, и оперы.
Музыкальный диалог, Опера, Хор, солист.
Научатся: Слушать более объемные произведения искусства; понимать смысл терминов, рассказывая сюжеты
литературных произведений, выполняя творческие задания в рабочей тетради.
Р. использовать речь, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П. расширение жанрового кругозора в
музыкальном искусстве.
К .Наличие опыта в развитии речи.
Внутренняя позиция к воспитанию, как поведенческой основе.
23
07.03
Балет на сказочный сюжет. Урок- путешествие, с изучением новой темы стр. уч 76-77)( р, т, 20-23)
Как же сказочный сюжет, вдруг попал к нам на балет?!
Цель: Познакомить с балетом «Золушка» С. Прокофьева
Балет. Балерина. Танцор.
Научатся: Соотносить ,анализируя сказочный образ , с инструментальным исполнением , выражая свое отношение к музыке.
Р. свободно самовыражаться .
П. расширение жанрового кругозора о музыкальном искусстве.
К Наличие опыта в развитии речи.
Наличие чувства эмпатии к сказочному персонажу.
24
14.03
Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов.
(изучение и закрепление нового материала.),( уч. Стр.(78-81)
Где же песне, танцу жить, с кем же будет марш дружить?
Цель: научиться определять жанры на примере музыкального материала: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» Исполнять песню « Чиколетта»,сочетая формы театрализованной музыкально-творческой деятельности.
Симфонический оркестр, дирижер.
.
Научатся :Различать жанры в музыке, применять формы театрализованной музыкально-творческой деятельности.
Р. Выполнять учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
П. использовать общие приемы решения исполнительской задачи.
К ставить вопросы, умение общаться в коллективе, при театрализации музыкального произведения .
Цель: На примере Симфонической сказки «Петя и волк»,
Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности, понятиях лада, ритма, регистра, темпа, динамики,
Сюжет, тема, партитура.
Научатся: Давать характеристику музыкальным персонажам, познакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Закрепят знания о средствах музыкальной выразительности, понятиях лада, ритма, регистра, темпа, динамики,
Р. выполнять задания в рабочей тетради, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П. систематизировать учебную информацию.
К аргументировать свою речь.
Внутренняя позиция к воспитанию, как поведенческой основе.
26
04.04
Итоговый урок ( обобщение пройденного материала, в форме шуточного устного брейн-ринга)
Что б о музыке все знать- будем дружно вспоминать…
Цель: обобщение и закрепление пройденного материала.( Повторение изученных песен по желанию)
Закрепление терминов и музыкальных понятий.
Научатся: Обобщать, координировать свои мысли.
Р. выполнять учебную задачу.
П. Систематизировать полученные знания.
К. свободно владеть речевыми и коммуникативными навыками .
Наличие мотива в учебной деятельности.
27
11.04
4 четверть ( ИТБ)
Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки”(изучение нового материала)( стр, уч, 94-95)
Чем отличаются образы рисунков художника от музыкальных?
Цель: Раскрыть понятия выразительности и изобразительности , анализируя художественно- образное содержание музыки. В целях познания интонационной природы музыки ,опираясь на синтез видов искусств.( « Картинки с выставки»)
Сюита, выразительность, Изобразительность.
Научатся: аудиально воспринимать и визуально представлять музыкальные образы. Соотнеся их с картинами художника. Рассуждать , связывая грамотно свою речь. Ориентироваться на нотную графику.
Р. чутко реагировать на поставленную задачу.
П. Анализировать художественно- образное содержание музыки. познавать интонационную природу музыки.
К Самостоятельно аргументировать свою речь.
Налиие эмоционального отношения к произведениям музыкального искусства и живописи.
28
18.04
Мир музыки Моцарта .(изучение нового материала)( стр, уч, 98-103)( р.т.2 2-23)
Знакомы ли вы с музыкой гениального композитора?
Цель: Познакомить с жанрами и формами в музыке , сопровождая рассказ удивительными фактами из жизни В.А. Моцарта,( Симфония № 40, « Рондо в турецком стиле», Увертюра к опере « Руслан и Людмила»).
Жанр симфонии. Форма рондо. Опера.
Научатся: Внимательно слушать классическую музыку, узнавая и определяя особенности интонации и стиля венского классика. Самостоятельно находить информацию.
Р. Выработка самости.
П .Осознанно проводить анализ произведения..
К.воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей.
Наличие чувства эмпатии к композитору.
29
25.04
Интонация (Закрепление знаний, изучение нового материала)( стр, уч, 106-107)
О чем «говорит» музыка? Слушание и исполнение Колыбельной ( как должна звучать музыка?) «Песня жаворонка»
Цель: научить различать персонажей музыкальных произведений, понимая настроения , чувства.
Музыкальная речь
Научатся: анализировать музыкальные произведения; различать персонажей музыкальных произведений, понимать и передавать через пение настроения , чувства.
Р Формулировать и удерживать учебную задачу.
П. ставить и формулировать проблему.
К вести диалог, слушать собеседника.
Развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений.
30
02.05
Выразительность и изобразительность в музыке.(изучение нового материала), уч, (уч.110-113, 116-117)
Возможно существование музыкальных и живописных пейзажей? (мелодия, рисунок ,лад-цвет) Имеют какое-нибудь отношение музыкальные инструменты к изобразительности в музыке? «Менуэт», «Токката»«Волынка», « Тойка». « Клоуны»
Цель: научить определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст.
Научатся : Называть и объяснять термины музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Р. использовать речь, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П. Систематизировать полученные знания.
К Самостоятельно аргументировать свою речь.
Развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений.
31
16.05
Жанр инструменталь ного концерта.(изучение нового материала),(уч. 124-127)
Как можно определить стиль композитора?
Цель: вызвать интерес к жанру инструментального концерта, передавая дирижерским жестом торжественный , величественный характер звучания.
Консерватория, конкурс, концерт.
Научатся: Внимательно слушать музыку, узнавая и определяя особенности интонации , стиля русского композитора.
Р.выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.
П. Осознанно проводить анализ произведения..
К. Уверенно отвечать . последовательно строить речь.
Наличие мотивации к учебной деятельности.
32
23.05
Могут ли иссякнуть мелодии?( закрепление пройденного материала)
Чему нас учит музыка? повторное прослушивание полюбившейся музыки ( по желанию учащихся).Импровизация и драматизация на примере музыкального материала.
Научатся: Узнавать жанры и интонации пройденных композиторов. Свободн о выражаться, анализируя и аргументируя свою речь.
Р. чутко реагировать на поставленную задачу.
П. логически рассуждать. Систематизировать полученные знания.
К доказательно аргументировать, продуктивно сотрудничать со всеми субъектами образовательного процесса.
Развитие духовно-нравственных и этических чувств.
33-34
30.05
Заключительный урок- концерт.( обобщение. )
Цель: вызвать интерес к концертной деятельности, помочь в проведении заключительного урока-концерта. «Ура, каникулы!»
Афиша. Программа.
Научатся: Анализировать , слушать, исполнять музыкальный материал, применяя полученные знания , умения и навыки в творческой деятельности, при реализации различных проектов, культурного досуга, во внеурочной и внешкольной деятельности.
Р. Вносить необходимые изменения, дополнения.
П. Систематизировать полученные знания.
К. Использовать опыт взаимодействия в больших и малых группах.
Самоактуализация личности. Обратная связь.
Выводы:
В ходе прохождения курсов повышения квалификации «Проектирование рабочей программы по музыке и формирование универсальных учебных действий» в ходе изучения темы, было разработано проектирование«Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса образовательных учреждений» (УМК «Музыка» для 1–4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)», включающая в себя структуру основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования (ООП), в Российской системе образования. Были проработаны основные понятия ФГОС второго поколения (2009г.). В ходе проектирования программы были освоены основные виды УУД, которые формируются в процессе деятельности младших школьников и соответствуют различным видам музыкально-практической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки . Так же, в процессе обучения и педагогического роста, был освоен федеральный перечень методической и учебной литературы по данному курсу, на основании которого и выполнена «Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса образовательных учреждений»
Литературно-методическое обеспечение:
Балованова М.Е. Музыкальный учебник для детей Р.на Дону 2004