Просмотр содержимого документа
«Работа с молодым специалистом»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №___
от « ____» ________ 2023г.
Руководитель МО
__________Э.Р.Хайритдинова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________Э.А.Азылгараева
«____» ___________2023г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________Р.Р.Тюлегенов
Приказ №____
от «____» ___________2023г.
Рабочая программа наставничества
над молодым специалистом
на 2023-2024 учебный год
Разработала Е.П Мелехина, учитель начальных классов
Общие сведения о педагоге-наставнике
Педагог-наставник: Мелехина Елена Прокофьевна
Специальность: учитель начальных классов
Место работы: МАОУ «СОШ № 35» г. Стерлитамак
Педагогический стаж: 35 лет
Квалификационная категория: высшая
Общие сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Латыпова Рузалина Фанисовна
Специальность: учитель начальных классов
Место работы: МАОУ «СОШ № 35» г. Стерлитамак
Стаж работы: без стажа
Квалификационная категория: без категори
Пояснительная записка.
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство;
профессиональное самоопределение;
творческая самореализация;
проектирование профессиональной карьеры;
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
2.Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Основные принципы:
Принцип уважения и доверия к человеку.
Принцип целостности.
Принцип сотрудничества.
Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Внутришкольный контроль:
1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.
Обязанности наставника:
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.
5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
индивидуальной работы с молодым классным руководителем
Планирование и организация работы по предмету
Планирование и организация воспитательной работы
Работа со школьной документацией
Контроль за деятельностью молодого специалиста
СЕНТЯБРЬ
-Изучение рабочих программ по предметам УМК «Школа России» 1 класс;
Изучение методических рекомендаций и пособий;
Изучение документов по ФГОС НОО;
Индивидуальные консультации.
Помощь в проведении мероприятия по литературному чтению в рамках методической недели.
Планирование
воспитательной работы с классом и родителями на 2023-2024 учебный год.
Определение тематики родительских собраний на 2023-2024 год.
Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей».
Оформление календарно-тематического планирования;
Работа над орфограммами по русскому языку в 1 классе.
ОКТЯБРЬ
Современный урок, его анализ;
Составление конспектов к урокам.
Помощь в составлении индивидуальных заданий по русскому языку и математике, теста по окружающему миру и литературному чтению.
Урок русского языка в УМК «Школа России» 1 класс
Методика проведения родительских собраний.
Помощь в организации индивидуальных консультаций с родителями и проведении родительских собраний.
Построение системы сотрудничества с родителями и учащимися класса.
Практикум по проверке классных работ, устных ответов, контрольных заданий.
Работа над каллиграфией учащихся.
Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе".
Посещение уроков;
Взаимопроверка тетрадей по русскому языку
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
Организация индивидуальной работы с учащимися. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей.
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Урок математики в УМК «Школа России» 1 класс
Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе
Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы
Помощь в подготовке учащихся к комплексной работе..
АПРЕЛЬ
Организация повторения в 1 классе.
Подготовка к итоговой промежуточной аттестации.
Подготовка отчета по воспитательной работе за год.
Составление характеристики классного коллектива.
Составление КИМов к итоговым контрольным работам.
Взаимопроверка тетрадей для контрольных работ по математики.
Помощь в подготовке учащихся к комплексной работе.
МАЙ
Организация проверки УУД у учащихся
при переходе во2 класс.
Итоги воспитательной работы за год.
Оформление и заполнение отчетной документаци: электронный классный журнал, журнал внеурочной деятельности, протоколы итоговой промежуточной аттестации;
Составление годового отчета по движению учащихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости учащихся.
Работа с личными делами учащихся класса.
Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы).