Цели: Методы: Материалы: Листы бумаги, ручки, цветные карандаши. Ход игры 1. “Знакомство” (представиться). “Имя” (“Если бы я была бабочкой , то какой…”). “Мяч” (игра с мячом на запоминание имен, меняться местами). “Деление по учебным предметам ” (встать в круг. По кругу показать свой предмет ( с помощью пантомимы и разделиться по предметным группам). Рефлексия: Как Вы себя чувствуете? 2. По группам: Дайте понятие “молодой специалист”: Кто это? (Один из группы представляет ее, на доске пишутся основные критерии). Психолог: “Мы определили, каким в Вашем понятии должен быть молодой специалист в школе. Вы - молодые специалисты и сейчас мы попробуем разобраться, осмыслить Ваши потребности, индивидуально-личностные ценности в рамках Вашей педагогической деятельности, осознание Вас как учителя и трудности, с которыми Вы встречаетесь в процессе работы. Давайте выработаем правила работы в группе: Конфиденциальность (“Если Вы считаете нужным что-то не рассказывать, то Вы отвечаете сами за себя”). Просьба слушать и слышать. Примечание: Важно не навязывать свои правила и санкции за нарушение правил группе. Для каждого коллектива приемлемы свои правила, традиции, в которых им комфортно. Дайте право выбора. Перед работой выскажите Ваши опасения: “Я боюсь, что я…”. 3. “Самоидентификация”. Сейчас, нарисуйте пожалуйста, как Вы считаете, как Вас видят в школе ученики, учителя, администрация, родители: в роли идеального учителя, я - как плохой учитель, каким меня видят в школе, какой я в реальности (отказаться от масок). Рисуйте, после каждого рисунка название мысли. Рефлексия: - Сесть в круг. Ваши чувства, впечатления. Зачастую мы не те, кто есть на самом деле, а те, кого хотят в нас видеть окружающие. Педагогическое сознание во многом заполнено мифами. Гринбер считает, что есть пять мифов, которые препятствуют работе педагога: Учитель в любой ситуации должен вести себя спокойно. Учитель всегда должен быть сдержан и держать дистанцию. Учитель должен проявлять одинаковую любовь ко всем ученикам. Учитель должен скрывать истинные чувства от учеников. Учитель должен жертвовать собой ради школы. Соблюдение этих факторов приводят педагогов к возникновению таких состояний, как эмоциональное сгорание и психоэнергетическое истощение. Спасибо, что смогли рассказать о своих страхах. 4. “Отработка трудностей”. Психолог: Вы поняли, что Вам мешает в Вашей работе, в личностном восприятии и саморазвитии. Сейчас мы попытаемся решить то, что нам мешает. Нарисуйте 3 “барьера”. Подписать их названия. А теперь, с каждым рисунком нарисуйте 3 “трамплина”, 3 пути решения Ваших проблем”. Психолог: “ Ваши барьеры не уходят, так как Вы не хотите их решать, Вы считаете, что это не решаемо. Но есть “трамплины”, которые помогут Вам в решениях. Вы хотите еще узнать решение Ваших трудностей? Нарисуйте на листе, тревожащий Вас “барьер”, пустите его по кругу, и каждый пытается нарисовать или написать решение данной задачи”. Рефлексия: - Ваши ощущения, эмоции. На практике таким “советником” в Вашей школе может выступить завуч, коллеги, психолог. 5. Заключение: - Закрытыми глазами, поздоровайтесь. Один из Вас- конфликтный человек у Вас на работе, внешний круг показывает без слов Ваше отношение к нему, внутренний – что он при этом чувствовал. Улыбнитесь друг другу. Сели в круг, рефлексия, впечатления о тренинге. Что дал Вам тренинг, плюсы и минусы данного занятия, Произошли в Вас какие-то изменения? Молодой профессионал-педагог должен уметь думать и действовать не наугад, не по приказу, а на совесть, как свободный человек. “Восхождение” к профессионализму лежит через свободу выбора и творчество, что наполнит смыслом его деятельность. |