Муниципальное общеобразовательное учреждение
  Водзимонская средняя общеобразовательная школа
  
 
  Рассмотрено на
  заседании ШМО
  Протокол № 1 от 26.08.2015г.  
  
 
  Принято на заседании
  Педагогического совета
  Протокол №05 от 29.08.2015
  
 
  Утверждено приказом по школе
  От 29.08.15 № 70- ОД
  
 
  
 
  
 
  Рабочая программа  
  по учебному предмету  
  «Математика»  
  для 1 класса
  в 2015-2016 учебном году  
  
 
  
 
  
 
  
 
  Составитель:  
  учитель начальных классов  
  Чукурнева Ольга Николаевна.
  
 
  
 
  Водзимонье, 2015
  
 
  Раздел 1
  азделы ПроРаПояснительная записка
  Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии со следующими документами:  
  -Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 06.10. 2009г № 373);
  -основная образовательная программа начального общего образования МОУ Водзимонская СОШ;
  -Примерные программы по учебным предметам Математика. 1 класс: М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
  Рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы по математике под ред. М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Степановой «Математика. 1-4 классы (УМК «Школа России»), утвержденной МО и Н РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.  
  Для реализации программного содержания используется учебник: М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Степановой. Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011.
  
 
  Основными целями начального обучения математике являются:
  - математическое развитие младших школьников - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск иформации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  - освоение начальных математических знаний- понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  - развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
  
 
  Программа нацелена на решение следующих задач:
  — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);  
  — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;  
  — развитие пространственного воображения;
  — развитие математической речи;
  — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  — формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  — развитие познавательных способностей;
  — воспитание стремления к расширению математических знаний;
  — формирование критичности мышления;
  — развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
  Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
  
 
  Раздел 2
  Общая характеристика учебного предмета
  Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
  Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
  Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
  Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и решения многих практических задач во взрослой жизни.
  Основные разделы учебного предмета: Числа и величины. Арифметические действия. Работа с текстовыми задачами. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины. Работа с информацией.
  
 
  Раздел 3
  Место учебного предмета в учебном плане
  В соответствии с учебным планом МОУ Водзимонская СОШ на изучение учебного предмета «Математика» в 1 классе отводится 132 часа в год. Из расчёта 4 учебных часа в неделю. (При 33 учебных неделях)
  
 
  Раздел 4.
  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
  Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
  Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
  Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
  
 
  Раздел 5.
  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
  Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
  Личностные результаты
  1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  
 
  Метапредметные результаты
  1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
  15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
  
 
  Предметные результаты
  1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  
 
  Требования ФГОС к планируемым результатам по предмету.
  
 
     |   Базовый уровень   |    Повышенный уровень   |  
  |    Обучающиеся научатся:   - назвать числа от 0 до 20; называть и обозначать действия сложения и вычитания;   - называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;   - называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;   - оценивать количество предметов числом и проверять результат подсчетом в пределах 20;   - вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;   - записывать и сравнивать числа в пределах 20;   - находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);   - решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;   - проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;   - строить отрезок заданной длины.   |     Обучающиеся получат возможность научиться:   - сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;   - решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);   - оценивать величины предметов на глаз.       |  
 
  
 
  Особенности организации контроля по математике.
  В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
  В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
  Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках математики. Это даѐт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
  Тематическое оценивание проводится с помощью заданий тетради на печатной основе Волковой С.И. «Проверочные работы. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений», а также тестовых заданий электронного приложения к учебнику «Математика» для первого класса.
  Количество плановых контрольных работ в 1 классе – 4.
  В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Оценкой достижения метапредметных результатов является также защита индивидуального или группового проекта.  
  Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.  
  
 
  Раздел 6.
  Содержание учебного предмета.
  Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов)
  Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и по форме (круглый, квадратный, треугольный и т.д.)
  Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.)
  Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
  Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
  Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, на сколько больше (меньше).
  Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 часов)
  Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа путем прибавления единицы к предыдущему, вычитания единицы из числа, следующего за данным при счете.
  Число 0. Его получение и обозначение.
  Сравнение чисел.
  Равенство, неравенство. Знаки ,=.
  Состав чисел в пределах первого десятка.
  Точка. Линии (кривая, прямая). Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины и стороны многоугольника.
  Длина отрезка. Сантиметр.
  Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе пересчета предметов).
  Практическая работа: сравнение длин отрезков, измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
  Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (60 часа)
  Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «=», «-», «+».
  Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в одно-два действия без скобок.
  Переместительное свойство сложения.
  Приемы вычислений: прибавление числа по частям, перестановка чисел; вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
  Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
  Сложение и вычитание с числом 0.
  Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
  Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
  Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)
  Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
  Сложение и вычитание чисел вида 10+8, 18-8, 18-10.
  Сравнение чисел с помощью вычитания.
  Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
  Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины.
  Единицы массы: килограмм.
  Единицы объема: литр.
   Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (18 часа)
  Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приемов вычислений.
  Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в одно-два действия на сложение и вычитание.
  Итоговое повторение (6 часов)
  Числа от 1 до 20. Нумерация. Табличное сложение и вычитание.
  Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Измерение и построение отрезков.
  Решение задач изученных видов.
  
 
  Раздел 7.
  Тематическое планирование.
  
 
        |   № п/п   |    Разделы программы   |    Количество часов   |    В том числе   |  
  |   Контроль   |    Проекты   |  
  |   1.   |    Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.   |    8   |         |         |  
  |   2.   |    Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.   |    28   |         |    1   |  
  |   3.   |    Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.   |    60   |    2   |         |  
  |   4.   |    Числа от 11 до 20. Нумерация.   |    12   |    1   |         |  
  |   5.   |    Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание.   |    18   |         |         |  
  |   6.   |    Повторение.   |    6   |    1   |    1   |  
  |        |    Итого:   |    132   |    4   |    2   |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Раздел 8
  Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
  Список литературы для обучающихся
  Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
 М.И. Моро, С.И. Волкова. Рабочая тетрадь по математике для 1 класса. – М.: Просвещение, 2015.
 Волкова С.И. Проверочные работы. 1 кл. –М.: «Просвещение» 2015.
 
  Список литературы для учителя
  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 кл. –М.: «Просвещение», 2011.
  2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф.. Поурочные разработки по математике: 1 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс.– М.: Издательство «Вако», 2012.
  3. Волкова С.И. Контрольные работы по математике в начальных классах. – М.: «Просвещение», 2015
  Технические средства обучения
  Оборудование рабочего места учителя:
  - персональный компьютер;
  - электронное приложение к учебнику.
  Оборудование класса
  - Ученические столы, стулья;
  - стол учительский с тумбой;
  - классная магнитная доска;
  - шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.