Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 1 кл»
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана для обучающихся 1 класса и составлена в соответствии с требованиями:
1. Федерального государственного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373
2. Примерной основной образовательной программы начального общего образования . М.: Просвещение, 2011г.
3. Авторской программы по технологии (Е.А. Лутцева «Ступеньки к мастерству», М: Издательский центр «Вентана-Граф» 2012г.).
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно
значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой
деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную
технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В связи с этим задачами курса являются:
• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельность и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно – деятельностные игры, деловые игры, экскурсии).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Личностные ценности
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место учебного предмета в учебном плане
В I классе на изучение технологии (труда) отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 30 ч.
Содержание учебного предмета
1. Обще культурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры
труда, самообслуживание.
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.
Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3. Конструирование и моделирование.
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции
(аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Тематическое планирование
№
Тема раздела
Кол -во часов
Планируемые результаты
Универсальные учебные деятельности
Предметные
Знать
Уметь
1
Что нас окружает.
3 ч
Познавательные
Общеучебные:
поиск необходимой информации;
произвольное построение речевого высказывания;
Логические:
анализ;
синтез;
классификация объектов.
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической речью.
Личностные
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическая ориентация
Наблюдать
сравнивать, делать простейшие обобщения;
Передавать
смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение
2
Кто где живет.
Мир человеческих отношений.
5 ч
Познавательные
Общеучебные:
осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
поиск и выделение необходимой информации;
рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.
Логические:
анализ;
синтез;
сравнение объектов.
Коммуникативные
умение слушать и вступать в диалог;
планирование учебного сотрудничества
владение диалогической и монологической речью
Личностные
самоопределение
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
Регулятивные
прогнозирование
планирование
контроль
коррекция
оценка
О роли и месте
человека в окружающем ребенка мире;
о созидательной,
творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
о человеческой
деятельности утилитарного и эстетического характера;
о некоторых
профессиях, о силах природы, их пользе и опасности для человека;
когда деятельность
человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Самостоятельно
выполнять композицию иллюстрации, выделять и узнавать главное;
передавать
свои наблюдения и переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в поделках смысловые связи между предметами.
3
Азбука мастерства
5 ч
Познавательные
Общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации;
моделирование
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Логические:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов.
Выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества;
постановка вопросов;
управление поведением партнера;
умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
планирование;
контроль;
коррекция
оценка.
Личностные
самоопределение
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
Технику работы с
природными материалами;
правила работы с
несъедобными семенами растений;
приёмы соединения
деталей пластилином.
Выполнять
аппликацию из засушенных растений;
выполнять
мозаику из семян.
Изготавливать
сказочных героев из природного материала.
4
Работаем с бумагой
3 ч
Познавательные
Общеучебные:
выбор эффективных способов решения задач.
структурирование знаний
рефлексия
Логические:
анализ;
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Постановка и решение проблемы:
Самостоятельное создание способов решения проблем.
Регулятивные
планирование;
контроль;
оценка;
коррекция.
Личностные
самоопределение
смыслообразование
Технику выполнения
Аппликации;
технику выполнения
мозаики;
приёмы разметки
складыванием;
приёмы плетения
из бумажных полос.
Выполнять
мозаику из мятой бумаги;
выполнять
мозаику из рваной бумаги;
выполнять
симметричное вырезание;
выполнять
аппликацию из бумажных полос.
5
Помощники мастера
3 ч
Познавательные
Общеучебные:
осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний.
Логические:
анализ;
синтез;
сравнение; и классификация объекта.
Постановка и решение проблемы
самостоятельное создание способов решения проблем
Регулятивные
планирование;
контроль;
коррекция;
оценка
Коммуникативные
планирование
постановка вопросов
управление поведением партнера
умение полно и точно выражать свои мысли
Правила безопасной
работы с иглами и ножницами.
Изображать форму,
общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
6
Сначала нарисуем
3 ч
Познавательные
Общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
структурирование знаний
рефлексия
Постановка решения проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблемы
Регулятивные
планирование;
контроль;
коррекция;
оценка.
Личностные
самоопределение
смыслообразование
Приёмы разметки
складыванием.
Чертить
развёртку.
Выполнять
технику «гармошка».
Выполнять
аппликацию из геометрических фигур.
7
Разметка деталей.
5 ч
Познавательные
Общеучебные:
выбор эффективных способов решения задач.
структурирование знаний
рефлексия
Логические:
анализ;
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Постановка и решение проблемы:
Самостоятельное создание способов решения проблем.
Регулятивные
планирование;
контроль;
оценка;
коррекция.
Личностные
самоопределение
смыслообразование
Технику выполнения
Аппликации;
приёмы разметки
деталей.
Выполнять
симметричное вырезание;
выполнять
аппликацию.
8
Технология обработка ткани.
3 ч
Познавательные
Общеучебные:
выбор эффективных способов решения задач.
структурирование знаний
рефлексия
Логические:
анализ;
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Постановка и решение проблемы:
Самостоятельное создание способов решения проблем.
Регулятивные
планирование;
контроль;
оценка;
коррекция.
Личностные
самоопределение
смыслообразование
Технику обработки ткани.
Приёмы разметки
складыванием.
Выполнять
симметричное вырезание;
выполнять
аппликацию.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол
-во ч
Характеристика основных видов деятельности уч-ся
Планируемый результат освоения
по плану
по факту
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Личностные УУД
1 четверть - 8 ч.
1
7.09
Что ты видишь вокруг? Мир природы.
1
Фронтальная: ознакомление с учебником, его структурой, слушание рассказа учителя «напутствие», беседа.
Групповая: постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение.
Индивидуальная: рассматривание иллюстраций в учебнике, сбор листьев и их засушивание. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Коллективная: экскурсия, прогулка, игра «Предметы окружающего мира», игра с мячом «Природное» или «рукотворное», обсуждение проблем рубрики «Задумайся».
Классификация предметов по признакам.
Р е г у л я т и в н ы е: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролировать свою деятельностью по ориентированию в учебнике, выполнению задания во время экскурсии.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – умение наблюдать связи человека с природой и предметным миром, понимать общие правила создания предметов рукотворного мира; логические – осуществление классификации предметов по признаку «природное - рукотворное»; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов создания проблемы
К о м м у н и к а т и в н ы е: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспроизводить информацию.
Л и ч н о с т н ы е: проявляют интерес к изучению нового предмета; понимают значимость предмета «Технология» в жизни; определяют и объясняют свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения.
2
14.09
Мир рукотворный
1
Фронтальная: слушание рассказа учителя, выступлений одноклассников, беседа, работа с учебником, выставка творческих работ. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Индивидуальная: выполнение творческих работ «Моё любимое занятие», рисование природного и рукотворного предмета.
Коллективная: игра «Отгадай предмет», обсуждение проблем рубрики «Задумайся».
Различать, что сделано руками человека, а что создано природой.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – умение извлекать необходимую информацию из наблюдаемого мира ближайшего окружения, иллюстраций учебника; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Логические - осуществление сравнения конструктивных особенностей предметов быта и декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности; постановка и решение проблемы- формулирование проблемы («Моё любимое занятие»), самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь договариваться, находить общее решение проблемы.
Л и ч н о с т н ы е: высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы.
3
21.09
Окружающий мир надо беречь
1
Фронтальная: слушание рассказа учителя, беседа, работа с иллюстрациями учебника.
Индивидуальная: организация рабочего места; составление орнамента, аппликации, панно из засушенных листьев.
Коллективная: обсуждение проблемы рубрики «Задумайся»; фантазирование «образ в цветке, листке»; составление композиции. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Парная: создание композиции «Листья и звери».
Познакомиться с правилами поведения в природе. Соблюдать правила поведения в природе.
Р е г у л я т и в н ы е: прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера деятельности; осуществлять контроль по результату
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – наблюдение за предметным миром ближайшего окружения, конструкциями и образами объектов природы и окружающего мира; выполнение действия по образцу; логические - классификация объектов по признаку действия, анализ задания и планирование трудового процесса; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (составление орнамента и изготовление аппликации), самостоятельное создании способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспроизводить информацию.
Л и ч н о с т н ы е: самостоятельно определяют и объясняют свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); высказывают свою точку зрения на обсуждаемые
Вопросы.
4
28.09
Кто такой построил дом, чтобы поселиться в нём?
1
Фронтальная: слушание рассказа учителя, работа с учебником, иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради.
Коллективная: обсуждение проблем рубрики «Задумайся», рассуждение и вывод с обоснованием (коллективный обмен мнением).
Парная: рассматривание иллюстраций, сравнение жилища животного и человека, жилищ разных народов.
Различать, какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу, сформулированную учителем.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – умения ориентироваться на страницах учебника, искать, отбирать и использовать необходимую информацию из учебника, справочных материалов; логические – сравнение жилищ животных и человека, жилищ разных народов.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими миром, вступать в коллективное сотрудничество, работать в паре.
Л и ч н о с т н ы е: принимают ценности окружающего мира; проявляют положительное отношение к учению.
5
5.10
Помогаем дома.
1
Групповая: организация обслуживающего труда (полить цветы в классе и на клумбе во дворе, вытереть пыль с мебели, расставить книги на полке и т.д.)
Парная: составление рассказа о брате и сестре по картинке.
Индивидуальная: хозяйственно-практическая помощь взрослым, рассказ «Как я помогаю дома». выполнение заданий в рабочей тетради.
Выполнять общественные важные поручения по благоустройству города (села).
Ре г у л я т и в н ы е: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; организовывать свою трудовую деятельность, контролировать её ход и результат.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные –умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; постановка и решение проблем – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать учителя, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания.
Л и ч н о с т н ы е: осознают необходимость самосовершенствования, трудолюбия; ориентируются на выполнение моральных норм.
6
12.10
Подари сказку «Колобок».
1
Фронтальная: рассматривание образцов материала (пластилин, солёное тесто), слушание рассказа учителя о свойствах пластилина и солёного теста, организация рабочего места.
Групповая: работа с различным материалом: пластилин, солёное тесто.
Коллективная: обсуждение проблемы рубрики «Задумайся».
Индивидуальная: изготовление изделий из пластилина и солёного теста. выполнение заданий в рабочей тетради.
Работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место.
Р е г у л я т и в н ы е:
Принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планировать и последовательно выполнять учебные действия.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации (процесс изготовления колобка) в учебнике, выбор способов деятельности, соблюдение приёмов безопасного труда; логические – сравнение пластилина и солёного теста; постановка и решение проблем - формулирование проблемы (лепка колобка, разыгрывание сказки), самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: исполнять разные социальные роли (уметь слушать, вступать в диалог); уметь использовать речь для регуляции своего действия.
Л и ч н о с т н ы е: понимают значимость организации рабочего места и соблюдения правил безопасности; проявляют познавательный интерес к творчеству.
7
19.10
Готовим праздник.
1
Фронтальная: беседа об общих и семейных праздниках, подготовке к празднику, взаимной помощи людей, членов семьи; рассматривание образцов ваз с цветами в учебнике.
Индивидуальная: составление и изготовление ваз из пластилина и природного материала; составление осеннего букета. выполнение заданий в рабочей тетради.
Коллективная: составление рассказа о празднике по иллюстрации в учебнике; обсуждение проблемы рубрики «Задумайся», рассуждение и вывод с обоснованием (коллективный обмен мнениями).
Работать в коллективе.
Р е г у л я т и в н ы е: осуществлять организацию и планирование собственной деятельности, оценивать её результат; адекватно воспринимать результат своей деятельности.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - извлечение необходимой информации из иллюстраций учебника; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Постановка и решение проблем – умение осуществлять организацию и планирование собственной деятельности.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь договариваться, находить общее решение проблемы, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Л и ч н о с т н ы е: проявлять готовность к сотрудничеству при выполнении учебной задачи.
8
26.10
Пластилин - волшебник.
1
Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах.
Работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место.
Р е г у л я т и в н ы е: учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться программировать последовательность действий; учиться слушать и слышать учителя и одноклассников; понимать возможность различных точек зрения; обсуждать предложенную или выявленную проблему; учиться готовить рабочее место.
П о з н а в а т е л ь н ы е: находить ответы на предлагаемые вопросы используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке
Л и ч н о с т н ы е: развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родителей, друзей, для себя.
2 четверть - 8 ч.
9
9.11
Какие свойства у разных материалов?
1
Фронтальная: слушание учителя и ответов одноклассников, рассматривание рисунков в учебнике.
Групповая: игры: «Какой предмет лишний?», «Кто больше назовёт предметов сделанных из…» (называется материал), «Кто с кем дружит?» (объединение предметов по общему признаку)
Коллективная: обсуждение проблемы рубрики «Задумайся».
Индивидуальная: рассказ от имени любого материала по вопросам из учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Классифицировать, исследовать свойства различных материалов.
Р е г у л я т и в н ы е: прогнозировать получение практических результатов деятельности в зависимости от характера действия.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные –выделение различных видов материалов и их свойств; логические - классификация изделий по определённому признаку (природный материал), воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать учителя и сверстников и вступать с ними в диалог, описывать объект: передавать его характеристики, используя выразительные средства языка.
Л и ч н о с т н ы е: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; формулируют мотив деятельности.
10
16.11
Как устроены разные изделия? Изделие и его детали.
1
Фронтальная: участие в беседе, слушание учителя ответов одноклассников, работа по учебнику.
Коллективная: игры: «Кто больше назовёт предметов, сделанных из ….(называется материал)», «Чья деталь?»; рассуждение и вывод по рубрике в учебнике «Это знают мастера» с. 33
Индивидуальная: изготовление «пряников» из пластилина. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Знать термин «конструкция». Разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с постеленной задачей; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – использование знаково-символических средств для решении учебной задачи, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – умение осуществлять анализ устройства изделия: выделять детали, их форму, определять взаиморасположение; постановка и решение проблем – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь задавать вопросы, договариваться, находить общее решение проблемы, контролировать действия партнёра.
Л и ч н о с т н ы е: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Формирование бережного отношения к труду других людей.
11
23.11
Как соединяют детали?
1
Фронтальная: беседа, слушание учителя и ответов одноклассников, работа по учебнику.
Коллективная: беседа (рассуждение и обобщение информации об изделиях и количествах деталей, из которых может состоять изделие ), обсуждение проблемы рубрики «Задумайся»
Индивидуальная: изготовление медвежонка из пластилина по картинкам в учебнике, рассказ о порядке изготовления изделия. выполнение заданий в рабочей тетради.
Найти, с помощью чего можно соединить детали.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – умение строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, исследование свойств пластилина, физических свойств (цвет, фактура, форма).
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь договариваться, находить общее решение проблемы, формулировать своё мнение и позицию.
Л и ч н о с т н ы е: оценивают свою работу, принимают и осваивают роль ученика.
12
30.11
Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?
1
Фронтальная: работа с алгоритмом изготовления изделия по учебнику.
Коллективная: рассуждение и вывод с обоснованием (коллективный обмен мнениями), обсуждение проблемы рубрики «Задумайся».
Групповая: игра «Отгадай загадку по рисунку»
Индивидуальная: изготовление изделий из пластилина, бумаги и ткани.
Подбирать инструмент и материал. Знать этапы работы.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме; адекватно воспринимать оценку учителя.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием рисунков учебника; выполнение действия по образцу: соблюдение последовательности технологической операции при изготовлении и сборке игрушки; логические - анализ и сравнение порядка изготовления игрушки из пластилина и аппликации из бумаги и ткани по признаку; постановка и решение проблем - формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать речь учителя, адресованную всему классу, не перебивать высказывания других людей.
Л и ч н о с т н ы е: осознают необходимость самосовершенствования.
13
7.12
Нужны ли нам бумага и картон?
1
Фронтальная: наблюдение за реальными предметами, изготовленными из бумаги и картона, работа по учебнику, слушание учителя и ответов одноклассников, вступление в беседу, рассказ по определённому плану и рисунку. Групповая: игра «Найди среди окружающих тебя предметов изделия из бумаги» (выборочно 7-9 учащихся).
Коллективная: обсуждение проблемы рубрики «Задумайся».
Индивидуальная: изделие из бумаги подставка для кисточки. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Работать с ножницами, действовать с опорой на памятку.
Р е г у л я т и в н ы е: удерживать цель деятельности до получения её результата; самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – выделение из известного и неизвестного, осуществление информационного и практического поиска; логические - умение анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы); постановка и решение проблем - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Л и ч н о с т н ы е: проявляют положительное отношение к предметно-практической деятельности; оценивают собственную учебную деятельность.
14
14.12
Как аккуратно наклеить детали?
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, ознакомление со способами наклеивания деталей.
Коллективная: игра-соревнование «Кто сумеет разорвать бумажный лист так, чтобы получилось как можно больше кусочков меньшего размера».
Индивидуальная: практическая работа по изготовлению аппликаций из рваных кусочков бумаги – «Ёжик», «Дерево». Выполнение заданий в рабочей тетради.
Способы наклеивания. Выполнять обрывочную аппликацию.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; уметь действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – ориентировка на разнообразие способов решения задач, выполнение действий по алгоритму; логические – сравнение способов наклеивания.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия и действия партнёра при совместной работе.
Л и ч н о с т н ы е: проявляют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности; оценивают собственную деятельность.
15
21.12
Как клей сделать невидимкой?
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов своих одноклассников на вопросы учителя, работа по учебнику.
Индивидуальная: организация рабочего места, практическая работа по изготовлению аппликации из резаных кусочков бумаги. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Коллективная: рассуждение и вывод с обоснованием (коллективный обмен мнениями), выставка творческих работ.
Способы наклеивания. Выполнять обрывочную аппликацию.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать предстоящую практическую работу; последовательно выполнять учебные операции, контролируя свою деятельность по готовому плану.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, выполнение действий по алгоритму; логические – умение анализировать предлагаемую информацию, сравнение различных объектов, выявление сходства и различия; постановка и решение проблем – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информации.
Л и ч н о с т н ы е: понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.
16
28.12
Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник.
1
Фронтальная: работа с учебником и выполнение заданий, беседа по рисункам учебника с привлечением личного опыта, ознакомление с этапами изготовления аппликации «Бал цветов».
Коллективная: игра «Каждому делу – свой инструмент» (подбери каждому мастеру инструмент).
Групповая: тренировка сообразительности (как из квадратов и кругов получить новые фигуры), выполнение задания без инструментов.
Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу, в соответствии с ней планировать предстоящую практическую деятельность, отбирать оптимальные способы выполнения задания.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – использование рисунков из учебника для решения учебной задачи, умение работать по готовому алгоритму, ориентироваться на страницах учебника; логические - определение особенностей конструкций, материалов и инструментов, умение анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного с помощью учителя; постановка и решение проблем- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать собеседника, вести диалог.
Л и ч н о с т н ы е: владеют культурой поведения и общения.
3 четверть - 8 ч.
17
11.01
Какие бывают аппликации?
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, работа по учебнику, выполнение тестового задания.
Индивидуальная: освоение приёмов работы с ножницами, аппликация из резаных кусочков бумаги. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Знать технику безопасности при работе с ножницами.
Вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании.
Р е г у л я т и в н ы е: действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – ориентирование в учебнике, рабочей тетради; логические – анализ, сравнение; постановка и решение проблем - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, моделирование несложных изделий с использованием разной техники.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать друг друга, понимать позицию партнёра, контролировать свои действия при совместной работе.
Л и ч н о с т н ы е: проявляют положительное отношение к предмету, предметно-практической деятельности, соблюдают гигиену учебного труда и организовывают рабочее место.
18
18.01
Какие ножницы у мастеров?
1
Фронтальная: знакомство с устройством ножниц и правилами работы с ними, рассматривание рисунков в учебнике, беседа по ним.
Индивидуальная: освоение приёмов работы с ножницами. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Групповая: тренировка сообразительности. (Догадайтесь по рисункам, что и чем можно резать, отрезать, разрезать, отпиливать). Игра «Инструмент и материал (предмет)»
Коллективная: слушание сказки про ножницы, поиск ответа на вопрос: почему детские ножницы не большие и не маленькие, тупоконечные; обсуждение рубрики «Задумайся»
Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами.
Р е г у л я т и в н ы е: последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – ориентирование в материале на страницах учебника, нахождение ответов на предлагаемые вопросы с использованием учебника, своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке; логические – установление соотношения объектов, анализ порядка действий при выполнении практической работы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.
Л и ч н о с т н ы е: проявляют положительное отношение к учению, интерес к содержанию предмета технологии; оказывают помощь одноклассникам; испытывают чувство уверенности в себе, веру в свои возможности; оценивают свою работу.
19
25.01
Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам?
1
Фронтальная: анализ и чтение графических изображений (рисунки, схемы), беседа по рисункам и вопросам в учебнике.
Групповая: игра «Чья линия?» (соотнесение линий и людей различных профессий).
Парная: игра «Пройди по линии».
Индивидуальная: проведение линий, раскрашивание рисунка. Выполнение заданий в рабочей тетради. Рисунок «Деревья зимой».
Коллективная: обсуждение проблемы рубрики «Задумайся»
Различать и чертить линии различной конфигурации.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё Действие в соответствии с поставленной задачей.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – использование знаково-символических средств для решения задач;
Логические - сравнение линий, анализ реальных предметов;
Постановка и решение проблем - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, задавать вопросы.
Л и ч н о с т н ы е: понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
20
1.02
Как нарисовать разные фигуры?
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, работа по учебнику.
Индивидуальная: изготовление аппликаций. выполнение заданий в рабочей тетради.
Парная: выполнение рисунка-узора из пряжи.
К о л л е к т и в н а я: обсуждение проблемы рубрики «Задумайся»
Приёмы плетения ниток на бумажной основе.
Выполнять аппликацию из ниток.
Р е г у л я т и в н ы е: высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – использование знаково-символических средств, рисунков для решение учебной задачи; постановка и решение проблем – проектирование изделия с учётом замысла.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать и вступать в диалог, договариваться, находить общее решение проблемы.
Л и ч н о с т н ы е: высказывают своё мнение, уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
21
8.02
Как точно резать ножницами по линиям?
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, работа по учебнику.
Индивидуальная: резание писчей бумаги по намеченным линиям. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Работать с ножницами, соблюдая правила.
Р е г у л я т и в н ы е: с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на образцы, рисунки учебника.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – нахождение ответов н предлагаемые вопросы с использованием учебника, своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке, пользование памятками.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь воспринимать речь учителя, строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог.
Л и ч н о с т н ы е: осуществляют адекватную самооценку собственных учебных достижений.
22
15.02
Шаблон. Как разметить круги?
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя по проблеме, как размечать детали по шаблону, имеющему форму круга.
Коллективная: рассуждение и вывод с обоснованием, как шаблон помогает в работе; выставка работ, обсуждение качества изделий по критериям: точность разметки и вырезания, аккуратность наклеивания деталей.
Индивидуальная: выполнение заданий в рабочей тетради.
Парная: тренировка сообразительности. (Какие предметы могут помочь разметить круги чётко и ровно? )
Знать термин «шаблон»; приёмы наклеивания.
Выполнять разметку по шаблону.
Р е г у л я т и в н ы е: с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - ориентирование на страницах учебника, нахождение ответов на вопросы с использованием своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке; логические -анализ конструкции предлагаемых изделия; постановка и решение проблем - проектирование изделия с учётом замысла.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь договариваться, находить общее решение проблемы.
Л и ч н о с т н ы е: осознают необходимость самосовершенствования, трудолюбия.
23
29.02
Шаблон. Как разметить прямоугольники?
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя по проблеме, как размечать детали по шаблону, имеющему форму прямоугольника; рассматривание аппликации – используемых форм, деталей, цвета.
Парная работа: изготовление домино.
Коллективная: обсуждение проблемы рубрики «Задумайся». Рассуждение и вывод с основанием (коллективный обмен мнениями): _ Какие предметы могут помочь нарисовать прямоугольники? Почему?
- Какие не могут? Почему? Выставка работ.
Выполнять разметку по шаблону.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её выполнение; уметь готовить рабочее место; с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - освоение рациональных способов разметки нескольких деталей; логические - сравнение, анализ шаблонов, аппликаций.
К о м м у н и к а т и в н ы е: воспринимать речь учителя, строить попятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог.
Л и ч н о с т н ы е: имеют желание выполнять учебные действия; проявляют интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности.
24
14.03
Шаблон. Как разметить
треугольники.
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя по проблеме, как размечать детали по шаблону, имеющему форму треугольника.
Парная: называние формы шаблонов, самопроверка.
Индивидуальная: подготовка рабочих мест, выполнение аппликации по рисунку-памятке, изделия; треугольники, аппликация. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Коллективная: обсуждение проблемы рубрики «Задумайся». Рассуждение и вывод с обоснованием (коллективный обмен мнениями). Выставка работ.
Выполнять разметку по шаблону.
Р е г у л я т и в н ы е: высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - освоение рациональных способов разметки нескольких одинаковых деталей; логические - осуществление сравнения, определение сходства и различия; постановка и решение проблем – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать друг друга, понимать позицию партнёра, контролировать свои действия при совместной работе.
Л и ч н о с т н ы е: осознают необходимость самосовершенствования, трудолюбия; проявляют положительное отношение к предметно-практической деятельности.
4 четверть - 6 ч.
25
4.04
Как правильно сгибать и складывать бумажный лист.
1
Фронтальная - слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, рассуждения и выводы при анализе образца, выполнение работы по учебнику.
Индивидуальная: подготовка рабочих мест, выполнение изделия в технике оригами.
Коллективная: выставка работ, обсуждение их качества по следующим критериям: точность выполнения приёма сгибания, аккуратность, эстетичность работы, оценка изделий.
Знать приём сгибания как способ разметки.
Работать в технике «оригами».
Р е г у л я т и в н ы е: формулировать тему и цели урока с помощью учителя; использовать способы взаимодействия с окружающими.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в иллюстрациях учебника, чтение простейшей технологической карты; логические - осуществление анализа объекта с выделением существенных признаков;
Постановка и решение проблем - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь договариваться, находить общее решение проблемы.
Л и ч н о с т н ы е: формулируют собственное мнение.
26
11.04
Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?
1
Фронтальная - слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, рассуждения и выводы при анализе образца, выполнение работы по учебнику.
Индивидуальная: подготовка рабочих мест, выполнение изделия в технике оригами.
Коллективная: выставка работ, обсуждение их качества по следующим критериям: точность выполнения приёма сгибания, аккуратность, эстетичность работы, оценка изделий.
Выполнять разметку по шаблону.
Р е г у л я т и в н ы е: формулировать тему и цели урока с помощью учителя; использовать способы взаимодействия с окружающими.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в иллюстрациях учебника, чтение простейшей технологической карты; логические - осуществление анализа объекта с выделением существенных признаков;
Постановка и решение проблем - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь договариваться, находить общее решение проблемы.
Л и ч н о с т н ы е: формулируют собственное мнение.
27
18.04
Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки.
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, рассуждения и выводы при анализе образца, выполнение работы по учебнику.
Коллективная: слушание сказки про иголки, высказывание предположений при поиске ответа на вопросы: почему испугалась мама, как поступишь ты, если рассыпались иголки; формулирование темы и цели урока, обсуждение проблем рубрики «Задумайся».
Узнать сходство свойств бумаги и ткани, различия между этими материалами.
Р е г у л я т и в н ы е:
Принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (версию0 на основе работы с иллюстрацией учебника; готовить рабочее место.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - ориентирование в материале на страницах учебника, нахождение ответов на предлагаемые вопросы с использование учебника, своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке, пользование памятками; логические – умения сравнивать изучаемые материалы, иглы по их свойствам, по назначению, делать простейшие обобщения, группировать предметы и их образы по общему признаку.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Л и ч н о с т н ы е: понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
28
25.04
Что умеет игла?
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, с помощью рисунка выяснить, какие предметы и инструменты понадобятся для вышивания; рассуждения, выводы, анализ образца, работа по учебнику.
Индивидуальная: выполнение пря-мой строчки, перевивов, изготовление закладки из суровой полотняной ткани, обработка (осыпание) края ткани.
К о л л е к т и в н а я: выставка работ, оценка работы по качеству осыпания, выдёргивания нити и выполнения строчки.
Знать различные виды игл, их строение.
Соединять детали разными приёмами, работать по шаблону.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; готовить рабочее место.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - ориентирование в материале на страницах учебника, нахождение ответов на предлагаемые вопросы с использованием учебника и информации, полученной на уроке; логические – умения анализировать и сравнивать образцы изделий, обобщать, делать выводы, приводить доказательства.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Л и ч н о с т н ы е: проявляют интерес к новому виду деятельности; оценивают свою работу; ощущают чувство удовлетворения от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя; испытывают чувство уверенности в себе, веру в свои возможности.
29
16.05
Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани?
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, демонстрация и анализ образцов.
Индивидуальная: подготовка рабочих мест, выполнение вышивки, закладки.
Коллективная: обсуждение проблем рубрики «Задумайся», сравнение полученных результатов изготовления салфеток.
Выполнять прямую строчку, вышивать по контуру.
Р е г у л я т и в н ы е: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - нахождение ответов на предлагаемые вопросы с использованием своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке; логические – умение делать выводы о результате совместной работы всего класса, преобразование информации из одной формы в другую - в изделия, художественные образы; постановка и решение проблем – создание и воплощение мысленного образа в изделии.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь воспринимать речь учителя, строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог.
Л и ч н о с т н ы е: осуществляют адекватную самооценку собственных учебных достижений.
30
23.05
Бант-заколка.
1
Фронтальная: слушание учителя, ответов одноклассников на вопросы учителя, демонстрация и анализ образцов.
Индивидуальная: подготовка рабочих мест, выполнение изделия с опорой на инструкционную карту, осуществление самопроверки с помощью теста.
Коллективная: планирование последовательности практических действий для реализации замысла, обсуждение и сравнение полученных результатов изготовления бантов-заколок.
Выполнять прямую строчку, вышивать по контуру.
Р е г у л я т и в н ы е: проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя; выполнять практическую работу с опорой на образцы, рисунки учебника; контролировать и оценивать свои действия.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - выполнение работы по алгоритму; логические – анализ графических изображений (рисунки, схемы), обобщение.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь задавать вопросы, делать выводы.
Л и ч н о с т н ы е: проявляют готовность и способность к саморазвитию.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Лутцева. Технология: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е издание. Дополненное – М: Вентана – Граф 2011.
2. Дополнительная литература:
1. Документы, методические письма Минобразования России:
Государственный стандарт общего образования. М., 2004 г.
Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу/Авт. Н.Ф.Виноградова и др. – М., 2000.
О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы (от 22.02.99 г.)
О проблемах и перспективах развития образовательной области “Технология” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности (от 27.06.2000 г.).
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (от 25.09.2000 г.)
Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (от 20.04.2001 г.).
2. Политехнический словарь. Изд. 2. Под ред. А.Ю.Ишлинского. М., Советская энциклопедия, 1980 г.
3. Сборник нормативно-методических материалов по технологии/Авт.сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. М., Вентана-Граф, 2002 г.
3. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
4. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Проектор.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Доска с магнитной поверхностью.
Результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
- о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- соединение деталей называют неподвижным;
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами;
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, чертежи;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
- использовать для сушки изделий пресс;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
Общеучебные умения:
Под контролем учителя:
- рационально использовать рабочее место с используемым материалом;
При помощи учителя:
- проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
- положительно относиться к учению,
- проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
- учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
- группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам):
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
- о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
- о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
- обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
- соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
1) экономно размечать сгибанием, по шаблону;
2) точно резать ножницами;
3) собирать изделия с помощью клея;
4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование.
Знать:
- о детали как составной части изделия;
- конструкциях – разборных и неразборных;
- неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
1) качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
2) степень самостоятельности;
3) уровень творческой деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе. В 1 классе оценка не выставляется. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырёх лет обучения создаёт свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.