kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру. 4класс, УМК «Школа 2100»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета окружающий мир  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы   А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан,0.В.Бурский, планируемых результатов начального общего образования.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое окружайка»

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс «Школа 2100»


Дата

Коррек

тировка

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Человек и его строение - 15ч

1

02.09.15


Строение организма человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела

2

04.09


Кожа – «пограничник» организма. Строение кожи.

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

3

08.09


Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Кости и их прочность. Суставы.

Характеризовать общее представление о строении и основных функциях организма человека. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

4

10.09


Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень.

Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья

5

16.09


Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Практическая работа №1 «Создание макета выделительной системы»

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

6

18.09


Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания.

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

7

23.09


Комплексная работа№1

Выполнять работу комплексного характера: отвечать на вопросы, письменно оформлять его. Проверять себя и оценивать свои достижения.

8

25.09


Круги кровообращения. Сердце – насос.

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.

9

30.09


Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет.

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.

10

02.10


Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы.

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

11

07.10


Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление.

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

12

09.10


Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности.

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).


13

14.10


Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Практическая работа №2 на тему: «Органы чувств»

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

14

16.10


Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случая. Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

15

21.10


Итоговая контрольная работа за 1 четверть

Выполнять работу комплексного характера: отвечать на вопросы, письменно оформлять его. Проверять себя и оценивать свои достижения.

Происхождение человека 3ч

16/1

23.10


Анализ контрольной работы. Наши предки – древесные жители.

Общее представление о строении и основных функциях организма первобытного человека.

17/2

28.10


Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда.

Общее представление о строении и основных функциях организма первобытного человека. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

18/3

30.10


Повторение по теме «Человек и его строение»

Выполнение контрольной работы

Рукотворная природа -15ч

19/1 IIч.


11.11


Рукотворная жизнь. Породы и сорта. Искусственный отбор.

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека

20/2

13.11


На службе у человека. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека

21/3

18.11


Покорение силы. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека

22/4

20.11


Как человек использует свойства воды. Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

23/5

25.11


Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат. Практическая работа №3 на тему: «Свойства воды»

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе.

24/6

27.11


Как человек использует свойства воздуха. Его свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Экскурсия в парковую зону.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха .

Характеризовать свойства воздуха.

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

25/7

02.12


Горные породы и минералы. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха.

Характеризовать свойства воздуха.

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

26/8

04.12


Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха.

Характеризовать свойства воздуха.

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

27/9

09.12


Приручение огня. Торф, каменный уголь, нефть и природный газ. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые.

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

28/10

11.12


Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Практическая работа №4 на тему: «Для любознательных»

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых

Различать изученные полезные ископаемые

29/11

16.12


Повторение пройденного по теме «Рукотворная природа»

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых

Различать изученные полезные ископаемые

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности)

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

30/12

18.12


Обобщение по первой части «Человек и природа»

Выполнять контрольную работу

31/13

23.12


Итоговая контрольная работа за 2 четверть

Выполнять работу комплексного характера: отвечать на вопросы, письменно оформлять его. Проверять себя и оценивать свои достижения.

32/14

25.12


Анализ контрольной работы. Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией. Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства. Экскурсия в кабинет музыки.

Характеризовать свойства звука

Различать изученные средства связи


33/15 IIIч.


13.01.16


Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Характеризовать современные технологии. Описывать изобретение спутника с использованием ИКТ

Человек и человечество 33 ч. Человек и его внутренний мир 4ч.

34/1

15.01


Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

35/2

20.01


Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность.

Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем

36/3

22.01


Переживания, испытанные временем. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

37/4

27.01


Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Практическая работа № 5 «Правила приличия.»

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

Человек и общество 5ч.

38/1

29.01


Что такое общество. Общество как взаимосвязь людей.

Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране

39/2

03.02


Как жить в мире людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране

40/3

05.02


Моё общество. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране

41/4

10.02


Права человека. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Практическая работа № 6 в виде решения моделей реальных ситуаций с защитой прав.

Извлекать информацию и других источников о Конституции и Правах ребенка.

42/5

12.02


Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка. Экскурсия в детскую комнату милиции.

Извлекать информацию и других источников о Конституции и Правах ребенка.

Картина всемирной истории человечества 10ч.

43/1

17.02


Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней.

Извлекать необходимую информацию и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

44/2

19.02


Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете.

Извлекать необходимую информацию и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

45/3

24.02


Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён».

Извлекать необходимую информацию и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

46/4

26.02


Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа.

Извлекать необходимую информацию и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

47/5

02.03


Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Извлекать необходимую информацию и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

48/6

04.03


Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете.

Извлекать необходимую информацию и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

49/7

09.03


Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей.

Извлекать необходимую информацию и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

50/8

11.03


Новое время (XV–XIX века) и Новейшее время (XX век)

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

51/9

16.03


Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом

52/10

18.03


Повторение пройденного по теме «Картина всемирной истории человечества» Практическая работа №7 на тему: «Человек и прошлое человечества»

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его)

Человек и многоликое человечество 4ч.

53/1

23.03


Итоговая контрольная работа за 3 четверть

Выполнять работу комплексного характера: отвечать на вопросы, письменно оформлять его. Проверять себя и оценивать свои достижения.

54/2

25.03


Короли, президенты и граждане. Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

IVч.

55/3

06.04


Расы и народы. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

56/4

08.04


Кто во что верит. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести. Практическая работа №8 на тему: «Нахождение стран мира на глобусе»

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

Человек и единое человечество 10ч.

57/1

13.04


Мировое хозяйство. Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения

58/2

15.04


Мировое сообщество государств. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Экскурсия на хлебозавод.

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе

59/3

20.04


Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли. Практическая работа №9 на тему: «Решение моделей реальных ситуаций и способов защиты главных прав человека»

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его)

60/4

22.04


Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас! Повторение по теме «Человек и человечество».

Применять полученных знаний и умений на уроках в жизни

61/5

27.04


Комплексная работа №2

Выполнять работу комплексного характера: отвечать на вопросы, письменно оформлять его. Проверять себя и оценивать свои достижения.

62/6

29.04


Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения

63/7

04.05


Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения

64/8

06.05


Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения

65/9

11.05


Итоговая контрольная работа за 4 четверть

Выполнять работу комплексного характера: отвечать на вопросы, письменно оформлять его. Проверять себя и оценивать свои достижения.

66/10

13.05


Практическая работа №10 «Защита проекта «Сохраним историю родного края».

Работать с информацией, представленной в виде сформированных умений и навыков. Проверять себя и оценивать свои достижения.

Обобщение 2ч.

67/1

18.05


Обобщение знаний по теме «Человек и единое человечество» 


Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников).

68/2

20.05


Как нам жить? Работа над проектом «Мое человечество»


Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе



Просмотр содержимого документа
«рабочая программа»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета окружающий мир разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан,0.В.Бурский, планируемых результатов начального общего образования.


Актуальность изучения данного предмета

Специфиув предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Курс окружающего мира 4 класса углубляет и расширяет представления детей о мире и месте человека в нем.


Целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  1. Формирование представлений о природе, человеке и обществе;

  2. Осознание характера взаимодействий между ними;

  3. Воспитание правильного отношения к окружающему миру.


Для достижения поставленных целей на уроках необходимо решать следующие задачи:

  1. Систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире.

  2. Формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии.

  3. Знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.).

  4. Социализация ребёнка.

  5. Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.).

  6. Воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности.

  7. Формирование самостоятельной познавательной деятельности.

  8. Развитие мышления, воображения и творческих способностей.

  9. Формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.).

  10. Формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их.

  11. Формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава).

  12. Формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях).

  13. Формирование основ экологической культуры.


Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Школа 2100».

  1. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, О.В.Бурский.«Окружающий мир. Человек и природа» 1-я часть, «Издательство БАЛАСС», 2013 г., учебник имеет гриф (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)

  2. «Окружающий мир».Человек и человечество» 2-я часть; А.А.Вахрушева Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, «Издательство БАЛАСС», 2013 г., учебник имеет гриф (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)

  3. «Рабочие тетради к учебникам «Окружающий мир» (Человек и природа. Человек и человечество.) А.А.Вахрушева Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, «Издательство БАЛАСС»

  4. Дополнительная литература: А.А.Вахрушев и др, методические

рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир».

  1. Диски: электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» и др.


На изучение предмета окружающий мир в 4 классе выделяется 68 часов 2 часов в неделю, 34 (33) учебные недели.

В 4 классе контроль за достижением планируемых результатов предполагается через проведения бесед, фронтального, индивидуального опроса, самостоятельных, контрольных работ, тестов, работы по карточкам, самостоятельной подготовки вопросов по изучаемой теме, самоконтроля по образцу, подготовки творческих работ, презентаций работ учащихся, самопроверки , взаимопроверки.

Для формирования ключевых образовательных компетенций применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового, коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.


Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки,  раздаточный материал).


Виды контрольных измерений.

Дата

Тема

7

23.09

Комплексная работа №1

15

21.10

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

31

23.12

Итоговая контрольная работа за 2 четверть

53

23.03

Итоговая контрольная работа за 3 четверть

61

27.04

Комплексная работа №2

65

11.05

Итоговая контрольная работа за 4 четверть





График практических работ.


Дата

Название работы

5

16.09

Практическая работа №1 «Создание макета выделительной системы»

13

14.10

Практическая работа №2 на тему: «Органы чувств»

23

25.11

Практическая работа №3 на тему: «Свойства воды»

28

11.12

Практическая работа №4 на тему: «Для любознательных»

37

27.01

Практическая работа № 5 «Правила приличия.»

41

10.02

Практическая работа № 6 в виде решения моделей реальных ситуаций с защитой прав.

52

18.03

Практическая работа №7 на тему: «Человек и прошлое человечества»

56

08.04

Практическая работа №8 на тему: «Нахождение стран мира на глобусе»

59

20.04

Практическая работа №9 на тему: «Решение моделей реальных ситуаций и способов защиты главных прав человека»

66

13.05

Практическая работа №10 «Защита проекта «Сохраним историю родного края».



Критерии оценивания в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования.

Нормы оценок

«5»

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя

«4»

удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя

«3»

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

«2»

не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя


Структура курса


Названия разделов и тем

Количество часов

1

Человек и его строение

15ч

2

Происхождение человека

3

Рукотворная природа

15ч

4

Человек и его внутренний мир

4ч.

5

Человек и общество

5ч.

6

Картина всемирной истории человечества

10ч.

7

Человек и многоликое человечество

4ч.

8

Человек и единое человечество

10ч.

9

Обобщение

2ч.


Итого

68ч




Содержание курса.

Содержание систематического курса окружающего мира представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь.

Человек и его строение

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры. Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча? Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких. Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.


Происхождение человека

Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.


Рукотворная природа

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.


Человек и его внутренний мир

Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.


Человек и общество

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества

Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.


Планируемые результаты.



Личностные результаты

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.





Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные УУД:

Ученик научится:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать 

факты и явления;

Ученик получит возможность научиться:

определять причины явлений, событий;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять 

простой план учебно-научного текста;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы4

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Ученик получит возможность научиться:

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

(средством формирования этих действий служит работа в малых группах.)

читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

(средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.


Предметные результаты по курсу:

Человек и природа

Учащиеся научаться:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Человек и человечество

Учащиеся научаться:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Перечень учебно- методического обеспечения.

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. «Человек и природа», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.

2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Окружающий мир. «Человек и человечество», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.

3. Данилов Д. Д. Рабочие тетради к учебникам «Человек и природа», «Человек и человечество» – М.: Баласс, 2009.

4Вахрушев А. А., Бурский О. В. Контрольные и самостоятельные работы. Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс. М.; Баласс, Издательство Школьный дом 2013

5. Вахрушев А. А., Бурский О. В..Контрольные и самостоятельные работы. Окружающий мир. Человек и человечество 4 класс. М.; Баласс, Издательство Школьный дом 2013

6 Окружающий мир. Человек и природа. Методические рекомендации для учителя. Авторы: О.А.Родыгина, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2008 год. 
7. кружающий мир. Человек и человечество. Методические рекомендации для учителя. Авторы: Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.С.Кузнецова. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2008 год.

Просмотр содержимого документа
«титульный лист»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.М.Пучковой»

с. Хороль, Хорольского муниципального района, Приморского края.




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
зам. директора по УВР приказом по школе №
_________ С.Ю.Проневич от «___» _________2015г.

«____» __________ 2015 г.



Рабочая программа по окружающему миру.
4класс, УМК «Школа 2100»










Составитель
Коваленко Н.Г. учитель
высшей квалификационной категории



СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
__________ Рузаева О.Д.
«___» ________ 2015 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру. 4класс, УМК «Школа 2100»

Автор: Коваленко Наталья Геннадьевна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа "Окружающий мир" 2 кл "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-2-kl"
    ["file_id"] => string(6) "126186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415122990"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа окружающий мир 2 кл "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-2-kl-1"
    ["file_id"] => string(6) "129443"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415710228"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочие программы для  2 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochiie-proghrammy-dlia-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "152039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420799523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства