Рабочая программа по межпредметному модулю "Математика и конструирование"
Рабочая программа по межпредметному модулю "Математика и конструирование"
Данная рабочая учебная программа по межпредметному модулю «Математика и конструирование» в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7. Закона «Об образовании Российской Федерации, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, с основной образовательной программой начального общего образования и примерной программой «Математика и конструирование» С.И.Волковой, и на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по межпредметному модулю "Математика и конструирование"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11
города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Согласовано»
Руководитель МО
_____ /Мистюрина М.С_/
ФИО
Протокол № 1 от
« 25 _» августа 2015__г.
Рассмотрена на заседании
методического совета лицея
Протокол № 7 от
« 26 » августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор
МКОУ лицей №11
_____ /Маснева Н.Н./
ФИО
Приказ № 145 от
« 31_» августа 2015_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по межпредметному модулю «Математика и конструирование»
Ступень обучения (класс) начальное, основноеобщее образование , 3 класс
Составитель Пойманова Светлана Викторовна
Количество часов по программе -9
Количество часов по годовому календарному графику - 9
2015 – 2016 уч. г.
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по межпредметному модулю «Математика и конструирование» в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7. Закона «Об образовании Российской Федерации, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, с основной образовательной программой начального общего образования и примерной программой «Математика и конструирование» С.И.Волковой, и на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”)
Используемый УМК:
Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2015г.
Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование», 1—4 классы. Пособие для учителя, авт. С. И. Волкова, издательство «Просвещение» - 2004г
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru
2. Общая характеристика учебного предмета
Геометрический материал курса выстраивается в последовательности постепенного увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Практическая деятельность учащихся включает в себя следующие основные этапы:
изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;
работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов;
фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим или практическим и их использование для выполнения последующих заданий;
изготовление объектов по рисункам, чертежам, технологическим картам, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предлагаемый межпредметный модуль «Математика и конструирование» введён как дополнение к курсам «Математика» и «Технология».
Модуль «Математика и конструирование»рассчитан на 9 часов и будет проведён в 1 четверти 1 раз в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Основные задачи, которые решает этот модуль:
существенное усиление геометрического содержания начального курса математики как за счет углубленного изучения того геометрического материала, который входит в программу основного курса, так и за счет его расширения (так, в курс включается изучение некоторых многогранников: прямоугольного параллелепипеда, куба, пирамиды, конуса, шара и др., строятся их модели, выполняются чертежи в трех проекциях и т. п.) и на этой основе решение задач углубления и расширения геометрических представлений и знаний учащихся;
создание условий для формирования у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышления и усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся.
Модуль создаёт условия для активизации всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-
образного, словесно-логического. Играет важную роль в развитии логического мышления. Для осуществления преемственности при изучении геометрического материала в курсе математики начальной школы, как одного из средств достижения достаточного уровня развития мышления и пространственных представлений, имеются не используемые пока возможности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
В результате освоения предметного содержания предлагаемого модуля «Математика и конструирование» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
-различать обоснованные и необоснованные суждения;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать участие в совместной работе коллектива;
-вести диалог, работая в парах, группах;
-допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
-координировать свои действия с действиями партнеров;
-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
-задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль совместных действий;
-совершенствовать математическую речь;
-высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
-уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
-принимать самостоятельно решения;
-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
-строить прямые кривые линии, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч,
угол, ломаную, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
-различать элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
-распознавать простейшие многоугольники;
-распознавать четырехугольники по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
-определять свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
-определять виды треугольников;
-распознавать круг, окружность, радиус, диаметр;
-единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;
Обучающийся получит возможность научиться:
-изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
-использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
-находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
-находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
-рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
-выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
-прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
-внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
6. Система оценки деятельности.
Деятельность учащихся оценивается согласно Положению о системе оценки, принятому в лицее.
7. Формирование самостоятельной деятельности учащихся.
Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Именно эта самостоятельность и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта грань учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решение специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах (малой группе, классе).
Учебная грамотность проверяется исключительно на предметном материале.
Информационная и коммуникативная грамотность в начальной школе может быть проверена и оценена с помощью проектных задач.
Учебная грамотность как основа ключевой компетентности:
производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
различать оценку личности и оценку действия;
сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты;
выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику;
указывать в определенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
Информационная грамотность как основа ключевой компетентности
поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
проводить самостоятельные наблюдения;
формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
использовать знаково-символические средства (чертежи, схемы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения учебных и практических задач;
Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности
использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Содержание тем межпредметного модуля «Математика и конструирование»
Раздел
учебного курса,
кол-во часов
Элементы содержания (основные изучаемые вопросы, характеристика основных содержательных линий)
Перечень лабораторных и практических работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении
Направления проектной деятельности учащихся
Использование резерва учебного времени
Раздел 1.
Треугольники
(3 ч)
Треугольник. Виды. Построение.
Конструирование фигур из треугольников.
Практическая работа № 1.
Изготовление из бумажных полосок игрушки.
Практическая работа № 2.
Раздел 2.
Многоугольники
(3 ч)
Периметр многоугольника.
Свойства диагоналей прямоугольника.
Вычерчивание прямоугольника на нелинованной бумаге.
Изготовление аппликации «Домик».
Практическая работа № 3.
Раздел 3.
Площадь
(2 ч)
Площадь фигуры.
Вычисление площадей фигур.
Раздел 4.
Проектная работа
(1 ч)
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Краткосрочный творческий проект
9. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
1
Треугольник. Виды. Построение.
1
Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний и равнобедренный ,равносторонний). (Стр. 12)
Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
(Стр. 18-19)
Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками (без измерения их длины).( Стр. 14)
Научатся различать элементы треугольника, их виды;
строить треугольники.
Познавательные: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Знаково-символические действия моделирование). Анализ.Синтез.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, материалу; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
2
Практическая работа № 1.
Конструирование фигур из треугольников.
1
Конструирование фигур из треугольников.( Стр. 15)
Научатся конструировать фигуры.
3
Практическая работа № 2.
Изготовление из бумажных полосок игрушки.
1
Практическая работа № 2. Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексагон — «гнущийся многоугольник»).( Стр. 28)
Научатся рационально размечать материал с помощью угольника, линейки;
выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу; читать технический рисунок и изготовить по нему изделие.
4
Периметр многоугольника.
Свойства диагоналей прямоугольника.
1
Периметр прямоугольника (квадрата). (Стр. 32)
Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников (квадратов) из данных частей (выбор трёх нужных частей из пяти предложенных).( Стр. 38)
Научатся находить периметр многоугольника; определять свойства диагоналей прямоугольника и квадрата.
5
Вычерчивание прямоугольника на нелинованной бумаге.
1
Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
(Стр. 39-40)
Научатся чертить прямоугольник на нелинованной бумаге при помощи циркуля.
6
Практическая работа № 3.
Изготовление аппликации «Домик».
1
Чертёж. Практическая работа № 3. Изготовление по чертежу аппликации «Домик».( Стр. 41)
Научатся рационально размечать материал с помощью угольника, линейки;
выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу; читать технический рисунок и изготовить по нему изделие.
7
Площадь фигуры.
1
Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника ,квадрата. (Стр. 57)
Научатся находить площадь прямоугольника, квадрата.
8
Вычисление площадей фигур.
1
Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников (квадратов). Площадь прямоугольного треугольника.( Стр. 61-65)
Научатся находить площадь фигур, составленных из прямоугольников, квадратов, треугольников.
9
Творческий проект
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
1
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление различных фигур из всех её элементов. (Стр. 92)
Научатся рационально размечать материал с помощью угольника, линейки;
выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу; читать технический рисунок и изготовить по нему изделие.
10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1. Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2015г.
Для каждого учащегося
Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование», 1—4 классы. Пособие для учителя, авт. С. И. Волкова, издательство «Просвещение» - 2004г
1
3.Технические средства обучения
Ноутбук
1
Монитор
1
Проектор
1
Принтер/Копир/сканер
1
Доска интерактивная
1
Доска аудиторная
1
Доска магнитно-маркерная
1
4.Экранно-звуковые пособия, ЭОР
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru