Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями»Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Т. А. Копцевой, В. П. Копцева и Е. В. Копцева.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 33 часа – в 1 классе. Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать, совмещая их с другими темами и за счёт резервных уроков.
Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс Т. А. Копцева. В..П. Копцев, Е. В. Копцев.»Яхонт» «Ассоциация 21 век» 2011г.
Методическое пособие для учителя по изобразительному искусству 1 класс.
Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2009). По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.
Задачи программы: развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой, – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряженность, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений. Способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию. Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я–художник», «я–зритель», «я–слушатель», «я–эксперт», «я–экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника «нет «безгласных вещей», мир художника это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного» заинтересованного освоения искусства, через искусство, в формах искусства и средствами искусства – это «формула» положительного эмоционального фона обучения.
Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог, как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решении связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.
Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность – «диалог культур», в которой ребенок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;
конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.
В первом разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Второй раздел «Художник и мир животных» расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Третий раздел «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В четвёртом разделе «Художник и мир искусства» осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
№ | Тема, тип урока | Решаемые проблемы; цели деятельности учителя | Планируемые результаты | Оборудование |
понятия | предметные умения | УУД | Личностные УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Художник и мир природы (7ч) |
1. | Введение. Творческая папка художника | Знакомство с художественными материалами: гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага пластилин. Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом. Обложка творческой папки для рисования – визитная карточка художника. | Учебник, материалы, инструменты. | Различать изобразитель- ные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с художественны- ми материалами (гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Придумывают и изображают то, что каждый хочет, умеет, любит Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника. | Создают рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом, отражающим сферу интересов ученика. (Обложка творческой папки) |
2- 3. | Художественные материалы. Многообразие цветов | Изобразительное искусств и его основные виды. изобразительных возможностей цветных художественных материалов: фломастеров, цветных карандашей или пластилина при создании образа цветика-многоцветика. | Художник живописец, график, скульптор, архитектор, дизайнер. | Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно- прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных мате- риалов при оформлении декоративной композиции цветка. Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера. Исследуют изобразительные возможности цветных художественных материалов: фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина при создании образа цветика-многоцветика, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного) цветов | Рисунок на тему «Как я повел лето» Барельефное изображение цветка |
4. | Мир природы дарит нам материалы для творчества | Рука – первый инструмент для получения изображения. Природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветную глину, ветки, камни. Выразительность наскальных изображений руки (тёмное – на светлом, светлое – на тёмном). Цветовой круг из осенних листьев. Тёплые цвета, напоминающие огонь, жаркое солнце. Холодные цвета, напоминающие лёд, снег, далёкие небесные просторы. | Знать теплые и холодные оттенки цветов; уметь выполнять простые узоры.; уметь использовать различные материалы и технологии для создания произведения | Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов. Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок. Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому». | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям; работать в паре или коллективно | Узнают, что в древние времена рука была первым инструментом для получения изображения. Делают вывод о том, что природа дарит художнику материалы для творчества. Составляют цветовой круг из осенних листьев. Знакомятся с выразительными свойства- ми цветов: тёплые цвета напоминают огонь, жаркое солнце; холодные цвета напоминают лёд, снег, далёкие небесные просторы. | Коллективная работа «Осеннее дерево» |
5. | Небесные переливы цвета | Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Восход, закат, северное сияние, грозовые об- лака. Тёмные и светлые краски. Выразительность акварельной техники «по-сырому». Приёмы работы акварельными красками по влажному листу | Гамма цвета, «по-сырому»(«по-мокрому»),пейзаж. | Высказывать эмоциональные суждения о красоте небесных переливов цвета. Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок. Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому», придумывать им названия. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Узнают, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины. Анализируют краски восхода, заката, северного сияния, грозовых облаков: тёмные и светлые краски неба. Знакомятся с выразительными возможностями акварельной техники «по-сырому», с приёмами работы акварельными красками по влажному листу. Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Творческое задание: Создают упражнения, используя технику «по-сырому» или пейзаж. Придумывают ему образное название. | Рисунок «Небесные переливы» |
6. | «Есть у солнца друг…» | Дары осени: фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др. Природа щедро делится своими богатствами с человеком. Сравнение природных форм: особенное и всеобщее в образе солнца и подсолнух (солнца и других цветов). Выразительные возможности техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др. Выделение композиционного центра (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие – по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие – по бокам или др.). | Аппликация, техника обрывной аппликации, композиционный центр | Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание). Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги). Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом). Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике аппликации. | Узнают, что дары осени – это фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др., что природа щедро делится своими богатствами с человеком. Сравнивают природные формы: особенное и общее в образе солнца и подсолнуха (солнца и других цветов). Знакомятся с выразительными возможностями техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др. Узнают о приёмах выделения композиционного цен тра на рисунке. Творческое задание: Создают аппликативную ком- позицию «Солнце и подсолнух – друзья» или др. | Аппликация «Подсолнух» |
7. | Капризы природы | Одухотворение при- родных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т. п. Выразительные кар- тины природы: ветер, дождь, снег. Выразительные свойства графических мате- риалов: линия, точка, штрих, пятно. Контраст светлого и тёмного – выразительное средство графики, «искусства чёрно-белого». Книжная иллюстрация: выразительность графического изображения, выполненного тушью (перо, палочка), гелевой ручкой или др. | Контраст, штрих. Графика, графические материалы | Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег. Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации. Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя вы- разительные возможности линии, пятна, точки, штриха. Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно- белых изображений. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | .Знакомятся с литературными зарисовками природы, Анализируют вы- разительные картины природы. Знакомятся с искусством графики Анализируют книжные иллюстрации. Выполняют творческое задание | Иллюстрация к стихотворению А.Плещеева «Скучная картина» |
Художник и мир животных (8ч) |
8. | Художник рисует диких зверей | Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека. Белый мел, цветная глина и уголь – первые художественные мате- риалы человека. Выразительность наскального рисунка. Сангина, уголь, сепия, соус, мел – графические материалы. Приёмы нанесения изображения плашмя, торцом, растиркой. Методы изображения дикого животного одной линией и от пятна. | Первобытный человек, наскальные рисунки, графические материалы (уголь, мел, сангина, соусы). | Различать изобразительные возможности разных графических материалов. Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка (главный герой в центре и крупно). Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Узнают о наскальных рисунках со сценами охоты. о первых художественных материалах чело- века. Анализируют выразительность наскальных рисунков. Знакомятся с графическими Материалами. с методами изображения дикого животного одной линией и от пятна. Создают образ дикого животного в движении, используя графические материалы. | Рисунок дикого животного |
9. | Художник рисует домашних животных | Рисунки животных разными художественными материалами. Название рисунка отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот» и др. Использование выразительных свойств материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т. п.). | Художественные материалы. Характер животного. | Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись). Оценивать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла. Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют рисунки животных, выполненных разны ми художественными материалами. Узнают, что название рисунка отражает замысел автора: «На- пуганный котёнок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот» и др. Используют выразительные свойства материалов для пере дачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т. п.). Творческое задание: Создают образ домашнего животного, придумывают рисунку оригинальное название. | Рисунок домашнего животного |
10. | «В аквариуме есть кусочек моря…» | Богатство природных форм подводного мира: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской конёк и др. Разнообразие форм и окраски аквариумных рыб: золотая рыбка, вуалехвост, меченосец и др. Выразительность смешанной техники: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике «по-сырому». | Форма предмета, образ, окраска коралловые рифы, смешанная техника. | Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира. Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов. Использовать вырази- тельные возможности смешанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла. Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям | Знакомятся с богатством природных форм подводного мира, с образами необычных рыб: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-попугай и др. Анализируют разнообразие форм и окраски аквариумных рыб. Изучают приёмы работы в смешанной технике: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике «по-сырому». Творческое задание: Создают образ подводного царства с использованием смешанной техники: акварель и восковой мелок или др | Рисунок различных рыбок |
11. | Художник рисует птиц | В природе существует большое многообразие птиц. Форма их тела, головы, крыльев и ног зависит от среды обитания. Внешний вид птицы, её повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл–царь, сова – мудрость, лебедь – преданность и др. Приёмы изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно. Рисунки птиц художников В. Ватагина, Е. Чарушина. | Многообразие, среда обитания аллегория, поза. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц. Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т. п.), используя вырази- тельные возможности художественных материалов. Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку мате- риала по заданным критериям. | Узнают о большом многообразии птиц. Узнают, что внешний вид птиц, их повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл – царь, сова – мудрость, лебедь – преданность и др. Разгадывают и придумывают загадки про птиц. Знакомятся с приёмами изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно. Анализируют рисунки птиц художников В. Ватагина, Е. Чарушина. Творческое задание: Создают иллюстрацию к загадке про птиц, изображают птицу в характерной позе или др. | Иллюстра-ция к загадкам о птицах |
12. | Букашки-таракашки | Иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Оригинальность замысла, индивидуальный изобразительный стиль художника. Приёмы получения рельефного изображения из цветного пластилина. | Композиция, техника лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление). | Сравнивать выразительность форм разных насекомых. Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление). Составлять целостную композицию, используя части. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям | Анализируют иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» или мультфильмы с участием насекомых. Делают вывод о том, что оригинальность замысла – основа выразительной композиции, что каждому художнику присущ индивидуальный изобразительный стиль. Знакомятся с приёмами получения рельефного изображения из цветного пластилина. Творческое задание: Создают рельефное изображение насекомого, придумывают ему оригинальное название. | Барельеф насекомого. |
13. | У зверей тоже бывают мамы и папы | Образы зверей в творчестве художника-графика Е. Чарушина и художника-скульптора В. Ватагина. Объём – выразительное средство скульптуры. Приёмы лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое. | Скульптура, скульптор, художник-график. | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения. Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький). Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку мате- риала по заданным критериям. | Анализируют образы зверей в творчестве художника- графика Е. Чарушина и художника-скульптора В. Ватагина. Узнают, что объём – выразительное средство скульптуры. Знакомятся с приёмами лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое. Творческое задание: Создают объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже бывают мамы и папы» или выполняют иллюстрацию к стихотворению про животных. | Объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже бывают мамы и папы» или выполняют иллюстрацию к стихотворению про животных. |
14. | «Если б только мы умели понимать язык зверей…» | Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу. Изготовление кормушек для птиц. Животные – символы Нового года. Маски животных. Приёмы изготовления масок, на основе маски «очки». | Красная книга, восточный календарь | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно- прикладное искусство. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности масок животных. Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши – у зайца, нос пяточком – у свиньи, длинные усы – у кота и т. п.).Оценивать выразительность масок, изображающих животных. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с содержанием Красной книги, с животными родного края, занесёнными в Красную книгу. Узнают, что многие виды животных и птиц находятся на грани исчезновения. Анализируют возможные варианты помощи диким животным и птицам. Узнают о животных – символах Нового года. Творческое задание: Создают кормушку для птиц, используя пакет из-под молока, или создают маску любого животного из бумаги. | Кормушка для птиц или маска животного. |
15. | Животные – наши соседи | Экология – наука изучающая проблемы сохранения живых организмов на Земле. | Экология | Высказывать эмоциональные суждения об эко- логических проблемах. Выбирать и использовать способы работы различны- ми художественными мате- риалами для передачи замысла. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике, на экологическую тему. Узнают о задачах экологии – науки о сохранении всего живого на Земле. Знакомятся с цветом как средством художественного выражения, с возможностью тёплой и холодной гаммы цветов. Творческое задание: Создают рисунок на экологическую тему или выполняют иллюстрацию к стихотворению Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» или др. | Рисунок на экологическую тему |
Художник и мир человека(11ч) |
16. | Ты – художник | Название рисунка отражает основную идею автора, его замысел. Этикетаж: имя автора, возраст, класс, название рисунка. Содержание рисунка «Я – художник»: атрибуты изобразительного искусства. Выразительные свойства линии: плавная, не- прерывная, прерывная. | Атрибуты , линейный рисунок. | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т. п.). Использовать вырази- тельные возможности линейного рисунка (линия плавная, извилистая). Оценивать выразительность графического изображения человека. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют содержание детских рисунков и их названия, делают вывод о том, что название рисунка отражает основную идею автора, его замысел. Знакомятся с оформлением этикетки к рисунку, необходимостью указать необходимые сведения об авторе рисунка имя автора, возраст, класс, название рисунка. Анализируют содержание рисунков на тему «Я – художник», помещённые в учебнике: атрибуты изобразительно- го искусства. Знакомятся с выразительными свойствами линии: плавная, корявая, непрерывная прерывная. | Рисунок на тему «Я люблю рисовать» |
17. | Художник рисует родной край | Каждый народ – художник. Выражение природного и национального своеобразия в изобрази- тельном искусстве. Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний подарок», «Хоровод вокруг ёлки» или др. | Декоративно- прикладное искусство, эскимосы, иглу, изба | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразитель ной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к красоте родной при- роды, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Узнают, что каждый народ – художник, который стремится выразить природное и национальное своеобразие в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Узнают о приёмах выделения в рисунке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше; первый, второй план. Анализируют композиции произведений художников и детских рисунков в учебнике: «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне» или др. Творческое задание: Создают рисунок на тему «Масленица», «Школьный праздник» или др. | Рисунок на тему «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний подарок», «Хоровод вокруг ёлки» или др. |
18. | «Какие бывают девчонки…» | Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души». Выражение отношения к портретируемому через изображение глаз, улыбки, причёски и т. д. Цвет как средство выражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контрастный, светлый – тёмный. Приёмы изображения портрета. Учёт основных про- порций в изображении частей человеческого лица. | Портрет, Автопортрет. Художественные выражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контрастный, светлый – тёмный. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка. Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками и др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с жанром портрета (автопортрета). Высказывают своё мнение об изречении: «Глаза – зеркало души». Анализируют произведения художников, изображающих портреты девочек. Делают вывод, что отношение к портретируемому художники выражают по-разному. Анализируют цвет как средство художественного выражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контрастный, светлый – тёмный. Знакомятся с приёмами изображения портрета, с основными пропорциями в изображении частей человеческого лица. Творческое задание: Создают портрет девочки или автопортрет. | Портрет девочки или автопортрет |
19. | «Какие бывают мальчишки…» | Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души». Выражение отношения к портретируемому через изображение глаз, улыбки и т. д. Выразительные сред- ства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета. Учёт основных про- порций в изображении частей человеческого лица. | Портрет, автопортрет. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастера- ми, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую рабо- ту, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вспоминают, что портрет – это жанр изобразительного искусства, а автопортрет – это картина, на которой художник рисует себя, глаза – это зеркало души. Отмечают, что отношение к портретируемому является важным условием изображения портрета (автопортрета). Знакомятся с выразительны- ми средствами графики: точка, линия, пятно, штрих, с приёмами изображения портрета мальчика, с основными пропорциями частей человеческого лица. Творческое задание: Создают изобразительный образ мальчика или автопортрет. | Портрет мальчика или автопортрет |
20. | Мужской портрет | Психологический портрет. «Все профессии важны…». Выражение отношения к портретируемому через композицию: крупные глаза, добрый, суровый, серьёзный или уставший взгляд и др. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета. Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица. | Пропорции Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарный, космонавт или др.). Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастера- ми, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Размышляют над высказыванием «все профессии важны…». Выражают отношение к портретируемому через композицию: добрый, суровый, серьёзный или уставший взгляд и др. Используют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих), учитывают основные пропорции в изображении частей человеческого лица для достижения замысла. Творческое задание: Создают изобразительный образ папы (дедушки) или портрет мужчины мужествен- ной профессии. | Портрет папы (дедушки) или портрет мужчины мужествен- ной профессии. |
21. | Былинные богатыри | Героический и парадный портрет. Былинные герои. Ветераны – участники Вели- кой Отечественной войны. Современные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты – защитники Отечества. Выражение отношения к портретируемым через изображение внешности, а также военных атрибутов: оружие, доспехи, награды и т. д. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения человека во весь рост. Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица. - | Былина, доспехи, кольчуга, палица. Современные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты – защитники Отечества. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображёны русские богатыри – защитники Отечества. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла. Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Выражают своё отношение к результатам творческой деятельности. | Знакомятся с произведениями изобразительного искусства в учебнике: героическим и парадным портретами, с былинными героями. Высказывают своё мнение о ветеранах – участниках Вели- кой Отечественной войны, о современных солдатах, моряках, пехотинцах, танкистах – защитниках Отечества. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Знакомятся с этапами выполнения рисунка. В рисунке выражают своё от- ношение к портретируемым через добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др. Используют выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих и приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица. Творческое задание: Создают портрет былинного героя или современного за щитника Отечества. | Портрет былинного богатыря или современного защитника Родины. |
22. | Рисуем маму | Сюжетная картина. Выражение отношения к портретируемым че- рез движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др. Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Приёмы изображения человека во весь рост, учёт основных пропорций. | «Золотые руки» | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средства- ми изобразительного искусства. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку матери- ала по заданным критериям. | Анализируют детские рисунки учебника и содержание стихотворения М. Родиной «Мамины руки». Стремятся выразить отношение к маме (бабушке) через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др. Используют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит, приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции человеческой фигуры. Творческое задание: Создают изобразительный образ мамы, у которой «руки трудовые». | Портрет мамы или рисунок о жизни мамы |
23. | Моя семья | Сюжетная картина. Выражение отношения к портретируемым через совместные дела, рукопожатие, улыбку, добрый взгляд или др. Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Приёмы изображения человека в движении во весь рост. Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица. | Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Пропорции фигуры человека. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям | Анализируют произведения художников и детские рисунки на тему «Семья», помещённые в учебнике. Стремятся к выражению своего отношения к портретируемым через изображение совместных дел семьи, улыбку, добрый взгляд или др. Анализируют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Используют приёмы изображения человека в движении во весь рост. Учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица. Творческое задание: Изображают портрет своей семьи. | Рисунок из жизни семьи |
24. | Знаменитые скульптуры | Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В. Мухиной. Передача движения в объёме. Приёмы лепки чело- века во весь рост, учёт основных пропорций при изображении фигуры человека в объёме. | Постамент . Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В. Мухиной. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки. Выражать основную мысль через движение фигур. Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.). Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся со скульптурной группой «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, с особенностями передачи движения в объёме, с приёмами лепки человека во весь рост, с основными пропорциями фигуры человека. Знакомятся с этапами выполнения индивидуальной или коллективной объёмной скульптурной группы. Творческое задание: Создают объёмный образ человека в движении. | Объёмный образ человека в движении. |
25. | Транспорт на улицах твоего селения | Пассажирский транс- порт: автобусы, легко- вые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси и др. Городской транспорт: машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и др. Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше, первый, второй план при вы- полнении композиции «Машины и пешеходы у светофора». | Легковой, грузовой, пассажирский транспорт, светофор, техника граттаж. | Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное – впереди, второстепенное – на дальнем плане). Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для пере- дачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.). Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с видами пассажирского транспорта: автобус, легковые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси и др., с городским спецтранспортом: машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и др.Вспоминают правила дорожного движения. Знакомятся с особенностями построения композиции, с выделением в рисунке главного: ближе – больше, дальше – меньше; приёмами изображения первого и второго плана при выполнении композиции «Машины и пешеходы у светофора» или др. Творческое задание: Создают тематический рисунок с изображением городского транспорта. | Рисунок на тему «Транс- порт на улицах твоего селения» |
26. | Фантастический транспорт | Фантастический транс- порт. Аналогии между формами животного мира и формами машин: птица – само- лёт, стрекоза – вертолёт, акула –подводная лодка и т.п. | Наземные, воздушные, водные транспортные средства | Высказывать суждения по поводу сходства и различия природных форм и форм машин. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла. Передавать через название фантастической машины её функциональные качества. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с видами пассажирского транспорта: наземным, воздушным, водным и т. п. Знакомятся с профессией художника-дизайнера. Сравнивают форму насекомых, птиц и рыб с транспортными средствами передвижения. Вспоминают литературные произведения и фильмы с участием чудо-машин, нарисованных в фантастическом жанре. Знакомятся с особенностями изображения чудо-машины, которая умеет и летать, и плавать, и передвигаться по земле. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Творческое задание: Создают образ оригинальной чудо-машины, используя фломастеры или другие материалы, придумывают фантастическому транспорту название. | Изображение или изготовление фантастического транспортного средства |
Художник и мир искусства(7ч) |
27. | В мире книг | Книга – источник знаний. Буквица – первая буква на странице. Красная буква – красивая буква. Образное решение бук- вицы, раскрывающее замысел автора. Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов. | Буквица, красная строка | Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с книгой как источником знаний и мудрости. Узнают, что буквица – первая буква на странице – красная буква – красивая буква. Анализируют образное решение буквиц, помещённых в учебнике, раскрывающих замысел автора. Учатся использовать тёплые и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов при изображении буквицы. Творческое задание: Создают оригинальный изобразительный образ бук- вы. | Образ буквы |
28. | Музыка цвета. Театр теней | Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка. Искусство мультипликации. Техники кляксография и монотипия: приёмы получения цветных «музыкальных» пятен. Театр – синтез слова, музыки и изображения. Выразительность теневого силуэта. Техника кляксография: приёмы нанесения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, получение симметричных оттисков. | Художники – мультипликаторы, Техника монотипия. Театр теней. Силуэт. Техника кляксография | Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии и кляксографии. . Выбирать и использовать способы работы в технике монотипии и кляксография для оформления замысла: нежные музыка и цвет, ласковые музыка и цвет, тревожные музыка и цвет и т. п. Выражать отношение к объекту изображения через цвет и силуэт. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вычленяют весёлые и грустные цвета, соотносят их с весёлой и грустной музыкой. Знакомятся с некоторыми особенностями искусства мультипликации, техникой монотипии, с приёмами получения цветных «музыкальных» пятен. Знакомятся с выразительностью теневого силуэта, с техникой кляксографии, приёмами нанесения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, со способами получения симметричных оттисков. Творческое задание: Создают оригинальный изобразительный образ кляксы и дорисовывают его, придумывают получившемуся изображению название. | Образ «музыкальных пятен» в технике монотипии и кляксографии. |
29. | Цирковое представление | Цирковое представление – это всегда чудо. Люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п. Цвет – средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Контраст светлых и тёмных цветов. Элементарные приёмы изображения животных в движении (поднятая лапа, хобот и др.). Основы композиционного построения изображений: ближе – больше, дальше – меньше, первый и второй изобразительный план. | Цирк, манеж, цирковое представление. | Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей. Выражать своё отношение к пластичности животных, их ловкости и умению выполнять трюки. Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового кон- траста. Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание, выделение первого плана. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вспоминают, что цирковое представление – это всегда чудо, что люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене, – это виртуозные актёры: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п. Анализируют выразительность детских рисунков в учебнике, умение детьми использовать цвет как средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Знакомятся с приёмами использования контраста светлых и тёмных цветов с целью достижения замысла. Знакомятся с элементарными приёмами изображения животных в движении (поднятая лапа, повёрнутая голова и др.). Повторяют основы композиционного построения изображений: ближе – больше, дальше – меньше; первый и второй изобразительный план. Творческое задание: Создают оригинальную композицию на тему «Цирк». | Композиция на тему «Цирк». |
30. | Планетарий | Первый планетарий в России был открыт в Москве. В планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др. Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Первый искусственный спутник Земли. Первые животные- космонавты: Белка и Стрелка. Первый космонавт планеты – Ю. А. Гагарин. | Планетарий, астрономия, космонавтика. Планеты солнечной системы, искусственный спутник Земли, космонавт. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве. Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные планеты солнечной системы. Выбирать и использовать способы работы художественными материала- ми для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т. п.). Передавать в самом общем виде пропорции животных. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с первым планетарием в России в Москве. Узнают о том, что в планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др. Вспоминают планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Знакомятся с героями космоса, с собаками-космонавтами Белкой, Стрелкой. Вспоминают первого космонавта планеты – Ю. А. Гагарина. Творческое задание: Изображают собак-космонавтов или здание планетария. | Изображение собак-космонавтов или здание планета- рия. |
31. | В мире музея | Музей декоративно- прикладного искусства. Представления о строении мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводно-подземное. Пасхальное яйцо. Элементы декоративно- го узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др. | Музей, искусство, Пасхальное яйцо. | Осознавать роль музеев в жизни общества. Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с музеем декоративно-прикладного искусства и с некоторыми его экспонатами. Узнают о строении мира в древние времена через образ трёх царств: небесное, земное и подземно-подводное. Вспоминают о празднике Пасхи и о его символе – пасхальном яйце. Анализируют элементы декоративного узора, знакомятся с символическим значением некоторых элементов (линия, круг, спираль, звезда и др.). Творческое задание: Создают оригинальный образ пасхального яйца. | Рисунок пасхального яйца. |
32. | Народные промыслы | Народные промыслы, характерные для региона. Влияние природных факторов на развитие народных промыслов. Симметричное изображение. Элементы декоративно- го узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др. | Народные промыслы, Декоративно-прикладное искусство, симметричное изображение | Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно- прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Уметь получать симметричное изображение. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора для украшения предметов симметричной формы. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с народными промыслами региона. Выявляют влияние климатических и геологических факторов на развитие на- родных промыслов. Узнают особенности симметричного изображения предметов. Повторяют элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др.Творческое задание: Украшают декоративную тарелку или любой другой шаблон (валенки, варежки, поднос, вазу или др.), придумывают своей работе название. | Украшенный шаблон тарелки и (валенки, варежки, поднос, ваза или др.),. |
33. | Москва – город-музей. Государственная Третьяковская галерея | Москва – столица Российской Федерации – город-музей. Памятники архитектуры Красной площади. Московский Кремль (деревянный, белокаменный, кирпичный). Выделение главного в композиции: ближе больше, дальше – меньше. Павел Михайлович Третьяков – коллекционер произведений изобразительного искусства. Выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Третьяковской галерее: А. Иванов «Явление Христа народу», О. Кипренский «Портрет А. С. Пушки- на»,М. Антокольский «Царь Иоанн Васильевич Грозный» и др. | Москва – столица России, город-музей, Кремль Павел Михайлович Третьяков, Третьяковская галерея. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте столицы, её архитектурных памятников, к произведениям искусства. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла «Я любуюсь Царь-колоколом, Царь-пушкой, башнями Московского Кремля» или др. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Различать основные виды и жанры изобразительного искусства. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вспоминают название столицы Российской Федерации, размышляют над тем, почему Москву называют городом-музеем. Анализируют памятники архитектуры Красной площади, репродукции которых помещены в учебнике. Знакомятся с основными вехами истории Московского Кремля (деревянный, белокаменный, кирпичный).Повторяют особенности выделения главного в композиции: ближе – больше, дальше – меньше. Знакомятся с деятельностью Павла Третьякова – коллекционера произведений изобразительного искусства. Анализируют выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Третьяковской галерее. Выполняют творческое задание. | Тематическая композиция «Что я хочу по- смотреть в Москве?» или «Что интересного я видел в Москве?». |