Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 4 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Дмитриева, И. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 4 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Программы начального общего образования Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева, Бухалова С.В. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
Смирнова, Т. В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения / Т. В. Смирнова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах / И. П. Товпинец. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» в 4 классе призван решать в системе общего развития учащихся следующие цели и задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ, на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 4 классе - 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Согласно действующему в лицее учебному плану, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом лицейского стандарта реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Характеристика проекта:
по числу участников - индивидуальный;
по длительности - среднесрочный;
по предметному содержанию - метопредметный;
по внешнему виду деятельности - информационный, исследовательский, практико-ориентированный, практический.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе:
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Человек и мир, созданный им (5 часов)
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Лекарственные растения. Условия жизни европейцев в Средние века. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.
Практические работы:
осенние работы на пришкольном участке;
составление комплекса упражнений утренней гимнастики;
составление режима дня;
определение своего роста и веса;
наблюдение за работой мышц и их утомляемостью;
рассматривание клетки под микроскопом;
оказание первой помощи при ушибах и порезах;
работа с гербарными экземплярами лекарственных растений;
работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
Наши соседи на Западе (16 часов)
Где и как жили рыцари. Почему осанка выделяла рыцаря. Тело человека. «Черная смерть».На подступах к Новому времени. Расширение знаний о Земле. Развитие науки. Победа над эпидемиями. Зачем нужна гигиена. Особенности кожного покрова.
Преобразования в России Россия при Петре 1 (10 часов)
Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов - основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом. Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. План местности.
Практические работы:
определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов;
работа с физической картой России (полезные ископаемые);
работа с исторической картой;
составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий музей.
Разнообразие природы Земли (7 часов)
Северные земли России. Самый маленький материк. Русские на шестом континенте. Дальний Восток России. Особенности природы гор. Человеческие расы.
Мир человека в Новое время (20 час)
Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор. События в России в начале XX века. Великая Отечественная война (1941-1945). Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Выделительная система и ее значение для организма.
Практические работы.
сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период;
оказание первой помощи при легких травмах;
подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений;
определение количества дыхательных движений в минуту;
составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ;
весенние работы на пришкольном участке;
работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа.
Экскурсии в музеи
Современная Россия(10 часов)
Россия - многонациональное государство. Москва - столица государства, ее достопримечательности. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция - Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства - соседи России.
Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Исследовательская работа. Беларусь (Англия, Франция, Германия, Китай...).
Экскурсии в краеведческий музей, художественный музей.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
Обучающиеся должны
между производственной деятельностью человека и природой;
между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;
уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир - государства - Россия - республика, область (край) - город (село) и т.д.);
систематизировать изученные в 1-4 классах естественнонаучные и исторические понятия;
описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
работать с простейшими моделями;
достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
оформлять результаты исследовательской работы;
знать/понимать:
названия основных органов человека и их значение;
некоторые правила предупреждения травм;
нормы здорового образа жизни;
полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
основные этапы истории России;
государственную символику;
даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
народы, населяющие Россию (не менее трех);
название основного закона страны;
достопримечательности родного края;
названия наиболее крупных стран мира и их столиц;
уметь:
находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;
различать полезные ископаемые (не менее трех);
иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожении, простуде;
узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
соблюдать правила охраны природы;
ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России;
соотносить год с веком;
узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России.