Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Волшебный мир творчества»для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения М: «Просвещение» 2011г., на основе методических пособий Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома», Соколовой С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика».
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования и рассчитана на работу с детьми 6-10 лет.
Программа «Волшебный мир оригами» является модифицированной программой общекультурного направления. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в следующих классах.
№ | Тема занятия | Дата | Теория | Практика | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Плани- руемая | Скор- ректи- рован- ная | УУД (регулятивные познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты |
1 | Вводное занятие. Беседа по охране труда. | | | 1 | | Познавательные –перерабатывать новую информацию; Коммуникативные – слушать и понимать новый материал. Регулятивные – умение осуществлять собственный художественный замысел. | Интерес к новым видам прикладного творчества |
2 | Знакомство с оригами. | | | 1 | | Познавательные – познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; Регулятивные - обрабатывать и оценивать информацию; Коммуникативные – слушать и понимать новый материал; | Осознание своей этнической принадлежности |
3 | Термины, принятые в оригами. | | | 1 | | Познавательные – знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания Коммуникативные – умение объяснять свои действия; Регулятивные - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. | Формирование интереса и желания выполнить работу правильно и аккуратно |
4 | Базовая форма «Треугольник». Стилизованный цветок. | | | 0,5 | 0,5 | Познавательные – знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания Коммуникативные – умение задавать вопросы по существу; Регулятивные - освоение способов ориентировки в пространстве. | Устойчивый интерес к новым видам творчества |
5 | Базовая форма «Треугольник». Лисенок и собачка. | | | 0,5 | 0,5 | Познавательные - систематизация знаний о форме предметов, Коммуникативные – умение объяснять свои действия; Регулятивные - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. | Осознание и оценивание алгоритма своего действия. |
6 | Базовая форма «Треугольник». Котик и бычок. | | | - | 1 | Познавательные – использование знаков, символов Коммуникативные – умение объяснять свои действия; Регулятивные - освоение способов складывания листа бумаги. | Формирование интереса и желания выполнить работу правильно и аккуратно |
7 | Базовая форма «Треугольник». Яхта и пароход. | | | - | 1 | Познавательные – умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, строить осознанное и произвольное высказывание, анализировать информацию. Коммуникативные – умение рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, правильно выражать свои мысли. Регулятивные – проявление познавательной инициативы, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу с соблюдением мер безопасности.адекватно воспринимать информацию учителя и товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе. | Формирование первичных умений оценки работ одноклассников на основе заданных критериев. |
8 | Базовая форма «Треугольник». Композиция «Кораблик в море». | | | - | 1 | Познавательные – добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений Коммуникативные – умение рассуждать, правильно выражать свои мысли. Регулятивные- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; | Имеют мотивацию к творческой деятельности, проявляют интерес к предмету. |
9 | Базовая форма «Треугольник». Стаканчик и фуражка. | | | - | 1 | Познавательные – умение извлекать информацию из прослушанного объяснения, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) Коммуникативные – умение рассуждать, правильно выражать свои мысли, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные – умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в творческом сотрудничестве. | Проявляют интерес к предметно-практической деятельности. |
10 | Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. | | | - | 1 | Познавательные – осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; Коммуникативные – задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Устойчивость учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
11 | Базовая форма «Треугольник». Композиция «Птицы в лесу». | | | - | 1 | Познавательные – умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, строить осознанное и произвольное высказывание, анализировать информацию. Коммуникативные – задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные - итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания. | Способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности. |
12 | Базовая форма «Воздушный змей». Кролик и щенок. | | | 0,5 | 0,5 | Познавательные – использование знаков, символов Коммуникативные – умение объяснять свои действия; Регулятивные - освоение способов складывания листа бумаги. | Формирование интереса и желания выполнить работу правильно и аккуратно |
13 | Базовая форма «Воздушный змей». Курочка и петушок. | | | 0,5 | 0,5 | Познавательные – знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания Коммуникативные – умение задавать вопросы по существу; Регулятивные - освоение способов ориентировки в пространстве. | Устойчивый интерес к новым видам творчества |
14 | Базовая форма «Воздушный змей». Домашние птицы на лужайке. | | | - | 1 | Познавательные - систематизация знаний о форме предметов, Коммуникативные – умение объяснять свои действия; Регулятивные - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. | Осознание и оценивание алгоритма своего действия. |
15 | Базовая форма «Воздушный змей». Ворона. | | | - | 1 | Регулятивные - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; Познавательные- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникативные - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); | Устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
16 | Базовая форма «Воздушный змей». Сказочная птица. | | | - | 1 | Познавательные - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; Регулятивные - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Использование приобретённых знаний и умений для выполнения безопасных приёмов труда. |
17 | Базовая форма «Воздушный змей». Сова. | | | - | 1 | Познавательные – самостоятельно работать по схеме, пользуясь условными обозначениями Коммуникативные – Сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные - Оценивать свои результаты | Использование приобретённых знаний и умений для практической деятельности и повседневной жизни. |
18 | Базовая форма «Двойной треугольник». Подснежник. | | | 0,5 | 0,5 | Познавательные - систематизация знаний о форме предметов, Коммуникативные – умение объяснять свои действия; Регулятивные - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. | Осознание и оценивание алгоритма своего действия. |
19 | Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка. | | | 0,5 | 0,5 | Познавательные – добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов Коммуникативные – уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Регулятивные- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним. | |
20 | Базовая форма «Двойной треугольник». Бабочка. | | | - | 1 | Познавательные – использование знаков, символов Коммуникативные – умение объяснять свои действия; Регулятивные - освоение способов складывания листа бумаги. | Формирование интереса и желания выполнить работу правильно и аккуратно |
21 | Базовая форма «Двойной квадрат». Головастик и жук. | | | - | 1 | Познавательные - осмысление себя и предметов в пространстве; Коммуникативные – формирование умения использовать в устной речи математические термины, изучаемые в данной теме; Регулятивные - освоение способов складывания листа бумаги. | Устойчивый интерес к новым видам творчества. |
22 | Цветы к празднику 8 марта. Открытка «Букет гвоздик». | | | - | 1 | Познавательные - научиться выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные - умение отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах. | Выражение познавательной мотивации. |
23 | Цветы к празднику 8 марта. Открытка «Букет роз». | | | - | 1 | Регулятивные -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные - умение объяснять свои действия; | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
24 | Базовая форма «Двойной квадрат» Жаба | | | 0,5 | 0,5 | Регулятивные - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникативные - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). | -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
25 | Базовая форма «Двойной квадрат». Островок в пруду. | | | - | 1 | Регулятивные -проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); Познавательные- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации : текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта, -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций Коммуникативные-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
26 | Базовая форма «Конверт». Яхта. | | | 0,5 | 0,5 | Познавательные - распознавание базовых форм оригами (зрительно) Регулятивные - освоение способов определения геометрических форм, их сравнения. Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности. |
27 | Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка. | | | - | 1 | Регулятивные - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; Познавательные - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникативные - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); | Устойчивость познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
28 | Цветочные композиции. Нарцисс. | | | - | 1 | Познавательные - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Регулятивные – проговаривать последовательность действий на занятии; Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Ценностное отношение к природному миру. |
29 | Цветочные композиции. Лилия. | | | - | 1 | Регулятивные – -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалог (побуждающий и подводящий диалог)); | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
30 | Впереди – лето! Волшебный цветок. | | | - | 1 | Познавательные - перерабатывать и оценивать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные – с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; Коммуникативные - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь. | Ценностное отношение к природному миру. |
31 | Впереди – лето! Парусный кораблик. | | | - | 1 | Регулятивные – -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; Коммуникативные - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
32 | Оформление выставочных работ. | | | 1 | - | Познавательные – использовать общие приёмы решения задач; Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные– определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | Формирование личного (эмоционального) отношения к школе, классу. |
33 | Выставка работ | | | - | 1 | Познавательные– обобщать, рассуждать; Регулятивные- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные –договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Осознание ответственности ребенка за общее дело. |
| Итого: | 33 | | | | | |