kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составленна по учебному пособию для общеобразовательных организаций "Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс автор О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова и др. - Москва: Просвящение, 2021.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Учебного предмета

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

4 класс





Составил учитель начальных классов: Бочукова С.А.










Комсомольск-на-Амуре

 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по  литературному  чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации” на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.  № 64100), Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) и с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа направлена на оказание методической помощи образовательным организациям и учителю и позволит:

  1. реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;

  2. определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО; Примерной основной образовательной программой начального общего образования (в редакции протокола от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения  по  общему  образованию,  протокол  от 2 июня 2020 г. № 2/20);

  3. разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:

  • воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;

  • включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;

  • развитие читательских умений.

Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

  • формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;

  • обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

  • совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

  • развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 17 часа в 4 классе. Резерв учебного времени отводится на вариативную часть программы, которая предусматривает изучение произведений, отобранных составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может  рассматриваться  как  время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).

В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря:

а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;

в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.

Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)».

Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги 

Испокон века книга растит человека

Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности.

Д. Н.  Мамин-Сибиряк.  «Из  далёкого  прошлого»  (глава«Книжка с картинками»).

И. А. Гончаров. Фрегат «Паллада» (фрагмент).

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

Я взрослею 

Скромность красит человека

Пословицы о скромности.

Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера.

Л.Л. Яхнин. «Храбрец»

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

Е. В. Клюев. «Шагом марш».

Любовь всё побеждает

Произведения,  отражающие  традиционные  представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания.

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

И. А. Мазнин. «Летний вечер».

Я и моя семья 

Такое разное детство

Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками.

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»).

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).»Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает»

Я фантазирую и мечтаю 

Придуманные миры и страны

Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира.

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

В. П. Крапивин. «Голубятня на Орехове» (фрагменты).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 

Люди земли Русской

 

Родная страна во все времена сынами сильна

Произведения о выдающихся представителях русского народа.

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

К. И. Кунин. «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина», «Афанасий Никитин. Хождение за три моря».

В.А. Гагарин. «Мой брат Юрий»

Ю.А. Гагарин. «Сто восемь минут».

Г.С. Титов. «Наш Гагарин».

Что мы Родиной зовём 

Широка страна моя родная

Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли.

А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ о валдайских колокольчиках»

М. Я. Бородицкая.«В гостях у лесника» .

Г.Я. Снегирев. «Карликовая береза»

В. Г. Распутин. «Саяны».

О родной природе

Мороз не велик да стоять не велит

Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.

Загадки и пословицы.

Морозко. Отрывок из русской народной сказки.

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». 

Д.Б. Кедрин. «Мороз на стекле».

Н.Н. Асеев. «Такой мороз».

В. Д. Берестов. «Мороз». 

На небе стукнет, на земле слышно

Загадки.

М.М. Зощенко. «Гроза».

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (фрагмент).

А.А. Блок. «Перед грозой», «После грозы».

Ветер, ветер, ты могуч...

Загадки.

В.А. Солоухин. «Ветер».









ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:

гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

  • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда  другим  людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

  • сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;

эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

  •  осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

  • неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;

  • познавательные интересы, активность,  инициативность, любознательность и самостоятельность в  познании,  в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

  • объединять объекты (тексты) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;

  • находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;

  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

  • анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;

  • находить ошибку, допущенную при работе с текстами;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации;

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

  • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  • применять опыт чтения произведений русской  литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

  • самостоятельно  выбирать  интересующую  литературу,  формировать и обогащать собственный круг чтения;

  • пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.

Всего часов на учебный год: 17 Количество часов в неделю: 0,5

Уровень: базовый.

Тематическое планирование



урока

Тема

Содержание.

Методы и формы организации обучения.

Характеристика деятельности обучающихся.

Материалы учебного

пособия

Кол- во

часов


Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

Итого по разделу 10ч.

1

Я и книги

Испокон века книга растит человека
 Д. Н.  Мамин-Сибиряк.  «Из  далёкого  прошлого»  (глава «Книжка с картинками»).

И. А. Гончаров. Фрегат «Паллада» (фрагмент).


Учебный диалог: обсуждение вопроса «Что могли в детстве читать знаменитые люди, жившие много лет назад?»;
Слушание текста: восприятие на слух художественных произведений, которые читает учитель, понимание содержания произведения, ответы на вопросы;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми словами; поиск ответов на вопросы, например: «Чем отличались книги того времени, которое вспоминает Д. Н. Мамин-Сибиряк, от современных книг? Как ты думаешь, почему читать о путешествиях нравилось многим мальчикам и девочкам?» Объяснение своей позиции с опорой на информацию, представленную в тексте;
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение историко-культурного комментария к произведениям, отдельных фактов биографии авторов изучаемых текстов;
Учебный эксперимент «Путешествие во времени»: «Пере- несёмся на 160 лет назад…». Сравнение своей читательской позиции со взглядами героев произведения;
Работа в группе: самостоятельное чтение фрагментов книги из детского круга чтения знаменитых людей, сравнение своего восприятия текста с позицией рассказчика. Объяснение значения слов с привлечением словаря;
Чтение вслух: работа с текстом автобиографической повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»;
Учебный эксперимент «Путешествие во времени»: «Пере- несёмся на 220 лет назад…»; чтение отрывков из журнала«Детское чтение», который читал герой повести;
Понимание значения слов и выражений в тексте: обсуждение значения слов;
Творческая работа: составление сообщения о самостоятельном чтении научно-популярных рассказов, написанных в форме диалога;
Пересказ текста; использование в своём пересказе лексики, встретившейся в тексте;
Наблюдение: рассматривание репродукций картин, соотнесение с содержанием прочитанного текста;
Работа в группе: поиск информации в тексте, объяснение смысла высказывания участникам группы;
Творческая работа: создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
Учебный диалог о круге чтения современного читателя.

Стр.4-11

1

2

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).


Стр.12-15

1

3

С. Т.Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).


Стр. 16-22

1

4

Я взрослею

Скромность красит человека

Л.Л. Яхнин. «Храбрец»

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

Е. В. Клюев. «Шагом марш».


Пословицы о скромности. Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера.


Учебный диалог перед чтением текстов раздела: о сильных и слабых сторонах характера растущего человека, о том, какие качества и черты характера хотелось бы в себе воспитать.

Выразительное чтение части текста с целью выразить авторское отношение к герою;

Чтение вслух: чтение произведений малых жанров фольклора; обсуждение проблемного вопроса «Кому чаще свойственна скромность — тому, кто многое умеет, или тому, кто почти ничего не умеет?»;

Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению;

Работа в парах: чтение по ролям стихотворения;
Наблюдение за игрой слов, которую использует автор. Характеристика героев произведения: эмоционально-нравственная оценка поступков героев;
Работа с малыми фольклорными жанрами: объяснение значения пословиц;

Устный ответ при обсуждении итогового вопроса подраздела «Что такое скромность?»; высказывание собственной позиции по этому вопросу, её обоснование;

Учебный диалог, предваряющий чтение произведений подраздела: обсуждение вопроса о том, что такое милосердие, чуткость, сопереживание, сострадание;

Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению;

Понимание значения слов и выражений в тексте: определение особенностей слов, встречающихся в речи героев рассказа; поиск просторечных и разговорных слов, которые не употребляются в литературном языке; определение их назначения в тексте;

Практическое задание - упражнение: создание родословного дерева семьи героев рассказа; выстраивание родственных связей;

Поиск в тексте информации, подтверждающей осознание героем атмосферы страшного военного времени;

Проблемная ситуация: высказывание точек зрения при ответе на итоговый вопрос о смысле заголовка.




Стр. 22-28



1

5

Любовь всё побеждает

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

И. А. Мазнин. «Летний вечер».


Стр. 29-38

1

6

Я и моя семья


Такое разное детство

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).


Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками.

Учебный диалог, предваряющий чтение произведений подраздела: обсуждение вопроса о том, как семья помогает человеку найти своё место в большом мире;

Работа с текстом автобиографической повести К. В. Лукашевич «Моё милое детство». Поиск доказательств в тексте при ответе на вопросы;

Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению;

Работа с тестом М. В. Водопьянова «Полярный лётчик»: обсуждение вопроса «Какие качества характера помогли Михаилу осуществить свою мечту и стать лётчиком?»;

Работа с текстом повести Е. Н. Верейской «Три девочки»: обсуждение проблематики текста: жизнь взрослых и детей, переживших блокаду Ленинграда;
Рассматривание фотографий; осознание с их помощью исторических реалий (блокадный хлеб, бомбоубежище);

Объяснение значения слов и выражений (что такое блокада, блокадный город);

Поиск в тексте ответов на вопрос о характерах главных героев, о том, что помогло им выстоять, сохранить дружбу и радость жизни;

Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются вопросы «Считали ли герои прочитанных произведений своё детство счастливым? Как невзгоды, пережитые в детстве, формируют характер?»;

Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя. (О. В.Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» главы «Про печку», «Про чистоту»).

Стр. 39-47

1

7

М.В.Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»).


Стр.48-51

1

8

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает»


Стр. 52-60

1

9

Я фантвазирую и мечтаю


Придуманные миры и страны

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).


Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира.


Учебный диалог перед чтением произведений подраздела «Я фантазирую и мечтаю»: обсуждение вопросов «Почему люди любят мечтать; зачем писатели увлекают нас рассказами о далёких и близких фантастических мирах?»;

Работа в группе: чтение по ролям диалогов из повести Т. В. Михеевой «Асино лето»;

Обсуждение проблемного вопроса: «Как защитить планету от зла?»

Чтение отрывков из текста В. П. Крапивина «Голубятня на жёлтой поляне» по ролям;

Характеристика текста художественного произведения: формулирование выводов о том, что в произведениях фантастики отражаются проблемы реального мира; актуализация внимательного отношения к деталям в художественных произведениях подраздела;

Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя;

Стр. 61-68

1

10

В.П. Крапивин. «Голубятня на Орехове» (фрагменты).


Стр. 69-78

1


РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Итого по разделу 7ч.

11

Люди земли Русской


Родная страна во все времена сынами сильна

Е.В.Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).


Произведения о выдающихся представителях русского народа.


Учебный диалог перед чтением: обсуждение того, какая связь может быть между купцом, «который несколько лет путешествовал по заморским странам и умер в неизвестности, не дойдя до родной земли», и космонавтом, «который за 108 минут облетел Землю и которого встречали тысячи людей»;

Чтение вслух: работа с текстами об Афанасии Никитине и о Юрии Гагарине;

Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению;

Понимание значения слов и выражений в тексте: поиск значений незнакомых слов в словаре; работа с географическими названиями;

Работа с иллюстрациями к тексту: соотнесение иллюстраций с текстовым материалом;

Работа с картой, на которой показано путешествие русско- го купца Афанасия Никитина: понимание информации, представленной на карте;

Работа в группе: обсуждение проблемного вопроса о композиции текста;

Выразительное чтение вслух отрывков текста;

Учебный диалог: обсуждение вопроса, есть ли что-то общее между Афанасием Никитиным и Юрием Гагариным;

Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя;

Стр.79-83

1

12

К. И. Кунин. «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина», «Афанасий Никитин. Хождение за три моря».


Стр. 84-88

1

13

В.А. Гагарин. «Мой брат Юрий»

Ю.А. Гагарин. «Сто восемь минут».

Г.С. Титов. «Наш Гагарин».


Стр. 88-96

1

14

Что мы Родиной зовем


Широка страна моя родная

А.Д.Дорофеев. «Веретено», «Сказ о валдайских колокольчиках»


Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли.

Учебный диалог перед чтением произведений подраздела: обсуждение мощи нашей страны, особенностей характера русских людей;

Чтение вслух: работа с текстом А. Д. Дорофеева «Веретено», обсуждение вопроса, как большое складывается из малого;

Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению;

Характеристика текста художественного произведения: осознание главной мысли текста;

Работа с новым фольклорным жанром — сказом: выявление позиции и роли рассказчика;

Понимание значения слов и выражений в тексте: расшифровка, перевод на современный русский язык смысла высказывания князя: «Вечу колоколу не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати!»;

Работа в паре: выбор и анализ одного из текстов; обсуждение ключевых вопросов «Может ли природа влиять на характер человека? Какие черты характера могут быть у людей, которые живут рядом со скалами или в тундре?».;

Учебный диалог: формулирование вывода после прочтения произведений подраздела.

Стр. 97-103

1

15

М. Я. Бородицкая.«В гостях у лесника» .

Г.Я. Снегирев. «Карликовая береза»

В. Г. Распутин. «Саяны».


Стр. 104-107

1

16

Мороз не велик да стоять не велит

Загадки и пословицы.

Д.Б. Кедрин. «Мороз на стекле».

Н.Н. Асеев. «Такой мороз».

В. Д. Берестов. «Мороз». 


На небе стукнет, на земле слышно

Загадки.

М.М. Зощенко. «Гроза».

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (фрагмент).

А.А. Блок. «Перед грозой», «После грозы».

Ветер, ветер, ты могуч...

Загадки.

В.А. Солоухин. «Ветер».


Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.

Чтение вслух: чтение фольклорных и художественных произведений: загадок, пословиц, сказок, стихов, рассказов (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст);

Выразительное чтение стихотворений;

Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению;

Лексическая работа: продолжение ряда однокоренных слов;

Выбор стихотворения и выразительное чтение наизусть;

Характеристика текста художественного произведения: сопоставление тематически близких произведений фольклора и русской литературы; поиск в тексте олицетворения; сравнение стихотворений, объединённых одной темой;

Наблюдение: рассматривание репродукций картин, сравнение эмоционального фона;

Характеристика формы художественного произведения: осознание особенностей образов; поиск тропов — эпитетов, олицетворений, метафор;

Проверочная работа;
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя;


1

17

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела «О выдающихся представителях Дальнего Востока (Хабаровского края или Комсомольска-на-Амуре)»


1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ


17

Виды контроля : письменный опрос, устный опрос, контрольная работа, практическая работа, тестирование, сочинение - творческая работа, проектная деятельность.




4 класс

Промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня освоения обучающимися 4 класса предметного содержания курса « Литературное чтение на родном языке» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся и выявления динамики результативности обучения.

Документы, определяющие содержание работы:

-  основная образовательная программа начального общего образования

- стандарт начального общего образования по литературному чтению;

- рабочая учебная программа по литературному чтению на родном языке 4 кл.

Форма промежуточной аттестации: работа с текстом.

Структура работы. Контрольная работа представляет собой текст, который состоит из художественного текста объемом 304 слова для самостоятельного прочтения и 10 заданий к нему.

Содержание работы обеспечивает проверку овладения планируемыми результатами стандарта начального образования. Вся работа состоит из двух частей, где 1 часть предполагает внимательное прочтение текста. Вторая часть работы включает в себя 10 вопросов по данному тексту. Выполняя предложенные задания, учащиеся высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; формулируют выводы; основываясь на тексте, находят аргументы, подтверждающие вывод.

Критерии оценивания заданий работы.

За каждый правильный ответ - 1 балл, максимальная отметка 10 баллов.

Если ответил неправильно или допущена ошибка – 0 баллов.

«5» - оптимальный уровень – 9 - 10 баллов

«4» - допустимый уровень – 7 – 8 баллов

«3» - критический уровень – 6 баллов.

«2» - недопустимый уровень – меньше 6 баллов.

Время выполнения работы. На выполнение работы рекомендуется один урок – 45 мину.

1 часть. Прочитай внимательно и вдумчиво текст.

Кто такие панголины?

В тропиках Африки и Южной Азии живут совершенно уникальные небольшие — длиной не более полутора метров — четвероногие существа, глядя на которых не сведущий в ухищрениях природы натуралист-любитель непременно решит, что перед ним — представитель мира рептилий. А между тем перед нами — именно млекопитающие, которых за их сходство с рептилиями так и называют — ящеры. Еще одно их распространенное название — панголины. Этих уникальных ящероподобных зверей на Земле совсем немного, всего 5-7 видов. У них небольшая вытянутая голова с крохотными глазками и едва заметными ушками. Короткие лапы вооружены когтями, которыми они разрывают землю и термитники. А мощным хвостом эти звери помогают себе лазать по деревьям и прикрываются при опасности. Все их тело, кроме брюха и горла, покрыто костными пластинами-чешуями треугольной или четырехугольной формы, их наружные края весьма острые. При опасности панголин сворачивается в шар, подобно ежу, пряча морду между лап, а сверху прикрываясь хвостом. Острые края чешуи создают дополнительную защиту: тронь лапой — рискуешь порезаться, словно бритвой. Если панголина настигли на холме, свернувшийся зверь, помогая себе хвостом, скатывается вниз по склону, подобно мячу, пока его не остановит кустарник или сухое русло ручья. Основу питания ящеров-панголинов составляют термиты и муравьи. Как и у других зверей, которые питаются муравьями, у панголинов совершенно нет зубов, зато есть длиннющий — около четверти длины тела — язык. Всё в животном приспособлено к добыванию мелких насекомых, укрытых в подземных жилищах, — в этом панголин ни в чем не уступает муравьедам. Обнаружив термитник, панголин усаживается рядом с ним "по-собачьи", опершись на хвост, и пускает в ход мощные когти передних лап. С легкостью вскрыв защитный слой обиталища термитов, зверь запускает внутрь язык и быстро втягивает его обратно вместе с налипшими насекомыми.

Когда единственный детеныш, которого самка рождает в норе, подрастет, мамаша начинает носить его на спине или на хвосте. Так они и путешествуют от термитника к термитнику, шурша друг о друга чешуями. При опасности заботливая родительница сначала хватает передними когтистыми лапами свое чадо и прижимает его к брюху, а затем уже сворачивается в неприступный шар: мать — снаружи, а дитя — внутри, попробуй доберись..

2 часть

К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

1. К какому классу относятся панголины?

1) млекопитающие 2) рептилии 3) земноводные

2. Дополни таблицу

Части тела

функции

Короткие лапы с когтями


Мощный хвост


Длинный язык

для добычи мелких насекомых

Костные пластинки-чешуйки




3.Объясни значение выделенного слова в предложении: Глядя на которых не сведущий в ухищрениях природы натуралист-любитель непременно решит, что перед ним — представитель мира рептилий.________________________________

4. Чем питаются панголины? _______________________________________________

5. На кого похожи панголины по способу питания? ___________________________

6. Сколько детенышей рождается у самки - панголина?  1 2 3

7. Как самка панголина защищает своего детеныша? Подчеркни в тексте предложение, доказывающее твой ответ.

8. Восстанови с помощью цифр последовательность действий панголина во время питания:

-опирается на хвост

-вскрывает слой обиталища термитов

-усаживается

-втягивает язык

-запускает язык внутрь

 

9. Определи жанр произведения:

1) сказка 2) рассказ 3) былина

10. Сформулируй и запиши вопрос по тексту: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бочукова Светлана Анатольевна

Дата: 26.08.2022

Номер свидетельства: 612199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (русский)» для обучающихся 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_rodnoi_iazyk_russkii_dlia_obuchaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "646891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1710013056"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia_programma_po_predmetu_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russkom_iazyke_1"
    ["file_id"] => string(6) "592396"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1637678331"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» для 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_iazyke_rus"
    ["file_id"] => string(6) "639332"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1699119792"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса по программе С.И.Львовой (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-russkii-iazyk-dlia-5-klassa-po-proghrammie-s-i-l-vovoi-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "228533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441369910"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Литературное чтение" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "110738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406538167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства