kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по литературному чтению для 1 класса (ПОУ) «Чтение с увлечением» 28 часов (1 час в неделю).

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Основными целями изучения курса «Чтение с увлечением» являются: 
    развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оце-нивание событий и поступков героев;
    формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через игры с буквами и словами;
    создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок;
    духовно-нравственное развитие личности.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по литературному чтению для 1 класса (ПОУ) «Чтение с увлечением» 28 часов (1 час в неделю).»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы курса:


Основными целями изучения курса «Чтение с увлечением» являются:

  • развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и поступков героев;

  • формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через игры с буквами и словами;

  • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок;

  • духовно-нравственное развитие личности.

Программа определяет ряд задач:

  • совершенствовать навыки чтения обучающихся;

  • формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок;

  • знакомство с детской книгой как явлением культуры;

  • формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;

  • формировать основ читательской культуры;

  • вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка;

  • способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами;

  • развивать воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников;

  • совершенствовать коммуникативные навыки;

  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  • формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.


Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.


    1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).

  • Приказ Министерства образования и науки России от 31марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями и дополнениями;

  • Основная общеобразовательная программа МБОУ «Лицей №3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка (в том числе: учебный план ОУ, календарный учебный график ОУ на 2018-2019 учебный год).

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».



    1. Сведения о программе.

Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта и т.д.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, разносторонняя. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

    1. Общая характеристика курса:

Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

  • все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;

  • все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.


Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической

и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;

  • фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;

  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.


Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:

  • познавательная деятельность;

  • игровая деятельность;

  • художественно-эстетическая деятельность.

Принципы проведения занятий

  1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.

  2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

  3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.

  4. Учёт возрастных особенностей.

  5. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

  6. Связь теории с практикой.

  7. Доступность и наглядность.

  8. Включение в активную жизненную позицию.

  9. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.


    1. Определение места и роли учебного курса в овладении учащимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.


Описание места курса

Программа курса «Чтение с увлечением» рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 1 классов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю с октября по апрель (28 часов в год).

Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Содержание программы занятий по курсу «Чтение с увлечением» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

  1. Содержание рабочей программы.


2.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Сказки о животных (14 ч)

  1. Русская народная сказка «Колобок» - 1 ч

  2. Русская народная сказка «Лиса и журавль» - 1 ч

  3. Русская народная сказка «Теремок» - 1 ч

  4. Русская народная сказка «Рукавичка» - 1 ч

  5. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» - 1 ч

  6. Русские народные сказки «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля» - 1 ч

  7. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 1 ч

  8. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» - 1 ч

  9. Русские народные сказки «Снегурушка и лиса»; «Волк и семеро козлят» - 1 ч

  10. Русские народные сказки «Три медведя», «Петушок – золотой гребешок» - 1 ч

  11. Русская народная сказка «Лиса и волк» - 1 ч

  12. Русская народная сказка «Жихарка» - 1 ч

  13. Русская народная сказка «Медведь и лиса» - 1 ч

  14. Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок», «Мужик и медведь» - 1 ч


Бытовые сказки (3 ч)

  1. Русская народная сказка «У страха глаза велики» - 1 ч

  2. Русская народная сказка «Морозко» - 1 ч

  3. Русская народная сказка «Пастушья дудочка» - 1 ч


Волшебные сказки (11 ч)

  1. Русская народная сказка «Репка» - 1 ч

  2. Русская народная сказка «Петушок и жерновцы» - 1 ч

  3. Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума» - 1 ч

  4. Русская народная сказка «Несмеяна - царевна» - 1 ч

  5. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» - 1 ч

  6. Русская народная сказка «Маша и медведь» - 1 ч

  7. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - 1 ч

  8. Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» - 1 ч

  9. Русская народная сказка «Самое дорогое» - 1 ч

  10. Русская народная сказка «Белая уточка» - 1 ч

  11. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» - 1 ч


Работа с информацией

Представление информации в виде предметных картинок и сюжетных рисунков. Составление последовательности сюжетных картинок по заданному правилу.


На каждом занятии используются задания, которые можно разде­лить на четыре блока:

  • предметный блок;

  • блок по развитию речи;

  • воспитательный блок;

  • занимательный блок.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока (включены задания на отработку знаний по литера­турному чтению и русскому языку):

  • составлять из букв слова;

  • составлять из слогов слова;

  • использовать буквы слова для того, чтобы составить новые слова;

  • убирать лишние буквы, чтобы получились слова;

  • определять количество слогов в слове;

  • переставлять буквы в словах для получения новых слов;

  • восстанавливать слова путём добавления букв;

  • изменять букву, чтобы получилось новое слово;

  • различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»;

  • различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;

  • находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;

  • понимать содержание сказки;

  • отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:

  • подбирать другой заголовок к сказке;

  • определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;

  • пересказывать сказку с использованием картинок;

  • восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;

  • расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;

  • составлять из слов предложения;

  • восстанавливать текст сказки;

  • находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;

  • определять значения слов;

  • соединять слова с их значениями.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока (включены задания на духовно-нравственное развитие):

  • определять смысл пословиц;

  • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки;

  • отличать положительные и отрицательные качества героев сказок;

  • анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:

  • разгадывать кроссворды;

  • разгадывать ребусы;

  • дополнять рисунки недостающими предметами;

  • распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения.



2.2. Учебно – тематический план


Наименование тем

Кол-во часов

1

Сказки о животных.

14

2

Бытовые сказки.

3

3

Волшебные сказки. Итоговое занятие.

11


Итого

28


2.3. Требования к уровню подготовки учащихся на конец года в соответствии с требованиями, установленными ФГОС НОО, образовательной программой ОУ

Планируемые предметные и метапредметные результаты

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;

  • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

  • активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.


Предметные результаты:

  • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.


В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением»:

Обучающиеся получат возможность:

  • закрепить умение работать с книгой;

  • закрепить умение работать с текстом;

  • проявить интерес к книге;

  • расширить читательский кругозор.


Обучающиеся закрепят умение:

  • составлять из букв и слогов слова;

  • использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;

  • убирать лишние буквы, чтобы получились слова; определять количество слогов в слове;

  • переставлять буквы в словах для получения новых слов;

  • различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»,

  • различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;

  • находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;

  • восстанавливать слова путём добавления букв;

  • изменять букву, чтобы получилось новое слово;

  • понимать содержание сказки; отвечать на вопросы по содержанию сказки;

  • подбирать другой заголовок к сказке;

  • определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;

  • пересказывать сказки с использованием картинок;

  • восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;

  • расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;

  • составлять из слов предложения; восстанавливать текст сказки;

  • находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;

  • определять значения слов; соединять слова с их значениями;

  • определять смысл пословиц;

  • отличать положительные и отрицательные качества героев сказки;

  • анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации;

  • разгадывать ребусы, кроссворды;

  • распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения;

  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

  • последовательно рассуждать, доказывать;

  • контролировать свою деятельность; оценивать свою работу на занятии.


В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о доброте, дружбе, о том, как вести себя в обществе, о жадности, об отношении друг к другу.

Влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процессе развития личности будет производить стойкий воспитательный эффект.

На занятиях используются следующие формы контроля:

  • текущий – позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся;

  • итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии;

  • самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».


Способы проверки результатов освоения программы

В ходе изучения каждого раздела предусмотрены коллективные творческие дела: создание книжки-малышки; создание кроссворда; создание сборника иллюстраций; создание праздничного выпуска журнала; конкурс чтецов; игры, конкурсы, викторины, в ходе которых учащиеся смогут продемонстрировать полученные знания, применить умения на практике.


2.4. Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата по

плану

Дата по

факту

1

Русская народная сказка «Колобок».

1



2

Русская народная сказка «Репка».

1



3

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1



4

Русская народная сказка «Теремок».

1



5

Русская народная сказка «Рукавичка».

1



6

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

1



7

Русские народные сказки «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».

1



8

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

1



9

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1



10

Русские народные сказки «Снегурушка и лиса», «Волк и семеро козлят».

1



11

Русская народная сказка «Петушок и жерновцы».

1



12

Русские народные сказки «Три медведя», «Петушок - золотой гребешок».

1



13

Русская народная сказка «Лиса и волк».

1



14

Русская народная сказка «Жихарка».

1



15

Русская народная сказка «Медведь и лиса».

1



16

Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума».

1



17

Русская народная сказка «Несмеяна-царевна».

1



18

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1



19

Русские народные сказки «Бычок - смоляной бочок», «Мужик и медведь».

1



20

Русская народная сказка «Маша и медведь».

1



21

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1



22

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1



23

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик».

1



24

Русская народная сказка «Морозко».

1



25

Русская народная сказка «Самое дорогое».

1



26

Русская народная сказка «Пастушья дудочка».

1



27

Русская народная сказка «Белая уточка».

1



28

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». Итоговое занятие «По дорогам изученных сказок».

1




УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



  1. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По дорогам к сказок». 1 класс.

  2. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным приложением.


Технические средства обучения

– Персональный компьютер с МФУ.

– Мультимедийный проектор.

– Интерактивная доска.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Съедина Светлана Вадимовна

Дата: 29.04.2019

Номер свидетельства: 508694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа "Страна Правоведия" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-strana-pravoviediia"
    ["file_id"] => string(6) "155559"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421301213"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Рабочая программа по английскому языку 5 класс по УМК В.П.Кузовлева (4 год обучения) "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-5-klass-po-umk-v-p-kuzovlieva-4-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "229311"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441692205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства