РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по литературному чтению для 1 класса (ПОУ) «Чтение с увлечением» 28 часов (1 час в неделю).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по литературному чтению для 1 класса (ПОУ) «Чтение с увлечением» 28 часов (1 час в неделю).
Основными целями изучения курса «Чтение с увлечением» являются: развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оце-нивание событий и поступков героев; формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через игры с буквами и словами; создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок; духовно-нравственное развитие личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по литературному чтению для 1 класса (ПОУ) «Чтение с увлечением» 28 часов (1 час в неделю).»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы курса:
Основными целями изучения курса «Чтение с увлечением» являются:
развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и поступков героев;
формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через игры с буквами и словами;
создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок;
духовно-нравственное развитие личности.
Программа определяет ряд задач:
совершенствовать навыки чтения обучающихся;
формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок;
знакомство с детской книгой как явлением культуры;
вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка;
способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами;
развивать воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников;
совершенствовать коммуникативные навыки;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования и науки России от 31марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями и дополнениями;
Основная общеобразовательная программа МБОУ «Лицей №3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка (в том числе: учебный план ОУ, календарный учебный график ОУ на 2018-2019 учебный год).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Сведения о программе.
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, разносторонняя. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Общая характеристика курса:
Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:
все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.
Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической
и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;
фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:
познавательная деятельность;
игровая деятельность;
художественно-эстетическая деятельность.
Принципы проведения занятий
Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
Связь теории с практикой.
Доступность и наглядность.
Включение в активную жизненную позицию.
Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
Определение места и роли учебного курса в овладении учащимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Описание места курса
Программа курса «Чтение с увлечением» рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 1 классов. На реализацию курса отводится 1 час в неделю с октября по апрель (28 часов в год).
Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание программы занятий по курсу «Чтение с увлечением» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Содержание рабочей программы.
2.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Сказки о животных (14 ч)
Русская народная сказка «Колобок» - 1 ч
Русская народная сказка «Лиса и журавль» - 1 ч
Русская народная сказка «Теремок» - 1 ч
Русская народная сказка «Рукавичка» - 1 ч
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» - 1 ч
Русские народные сказки «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля» - 1 ч
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 1 ч
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» - 1 ч
Русские народные сказки «Снегурушка и лиса»; «Волк и семеро козлят» - 1 ч
Русские народные сказки «Три медведя», «Петушок – золотой гребешок» - 1 ч
Русская народная сказка «Лиса и волк» - 1 ч
Русская народная сказка «Жихарка» - 1 ч
Русская народная сказка «Медведь и лиса» - 1 ч
Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок», «Мужик и медведь» - 1 ч
Бытовые сказки (3 ч)
Русская народная сказка «У страха глаза велики» - 1 ч
Русская народная сказка «Морозко» - 1 ч
Русская народная сказка «Пастушья дудочка» - 1 ч
Волшебные сказки (11 ч)
Русская народная сказка «Репка» - 1 ч
Русская народная сказка «Петушок и жерновцы» - 1 ч
Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума» - 1 ч
Русская народная сказка «Несмеяна - царевна» - 1 ч
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» - 1 ч
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 1 ч
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - 1 ч
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» - 1 ч
Русская народная сказка «Самое дорогое» - 1 ч
Русская народная сказка «Белая уточка» - 1 ч
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» - 1 ч
Работа с информацией
Представление информации в виде предметных картинок и сюжетных рисунков. Составление последовательности сюжетных картинок по заданному правилу.
На каждом занятии используются задания, которые можно разделить на четыре блока:
предметный блок;
блок по развитию речи;
воспитательный блок;
занимательный блок.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока (включены задания на отработку знаний по литературному чтению и русскому языку):
составлять из букв слова;
составлять из слогов слова;
использовать буквы слова для того, чтобы составить новые слова;
убирать лишние буквы, чтобы получились слова;
определять количество слогов в слове;
переставлять буквы в словах для получения новых слов;
восстанавливать слова путём добавления букв;
изменять букву, чтобы получилось новое слово;
различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»;
различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;
понимать содержание сказки;
отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:
подбирать другой заголовок к сказке;
определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;
пересказывать сказку с использованием картинок;
восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;
расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;
составлять из слов предложения;
восстанавливать текст сказки;
находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;
определять значения слов;
соединять слова с их значениями.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока (включены задания на духовно-нравственное развитие):
определять смысл пословиц;
выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки;
отличать положительные и отрицательные качества героев сказок;
анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:
разгадывать кроссворды;
разгадывать ребусы;
дополнять рисунки недостающими предметами;
распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения.
2.2. Учебно – тематический план
№
Наименование тем
Кол-во часов
1
Сказки о животных.
14
2
Бытовые сказки.
3
3
Волшебные сказки. Итоговое занятие.
11
Итого
28
2.3. Требования к уровню подготовки учащихся на конец года в соответствии с требованиями, установленными ФГОС НОО, образовательной программой ОУ
Планируемые предметные и метапредметные результаты
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением»:
Обучающиеся получат возможность:
закрепить умение работать с книгой;
закрепить умение работать с текстом;
проявить интерес к книге;
расширить читательский кругозор.
Обучающиеся закрепят умение:
составлять из букв и слогов слова;
использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;
убирать лишние буквы, чтобы получились слова; определять количество слогов в слове;
переставлять буквы в словах для получения новых слов;
различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»,
различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;
восстанавливать слова путём добавления букв;
изменять букву, чтобы получилось новое слово;
понимать содержание сказки; отвечать на вопросы по содержанию сказки;
подбирать другой заголовок к сказке;
определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;
пересказывать сказки с использованием картинок;
восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;
расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;
составлять из слов предложения; восстанавливать текст сказки;
находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;
определять значения слов; соединять слова с их значениями;
определять смысл пословиц;
отличать положительные и отрицательные качества героев сказки;
анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации;
разгадывать ребусы, кроссворды;
распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения;
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
последовательно рассуждать, доказывать;
контролировать свою деятельность; оценивать свою работу на занятии.
В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о доброте, дружбе, о том, как вести себя в обществе, о жадности, об отношении друг к другу.
Влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процессе развития личности будет производить стойкий воспитательный эффект.
На занятиях используются следующие формы контроля:
текущий – позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся;
итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии;
самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».
Способы проверки результатов освоения программы
В ходе изучения каждого раздела предусмотрены коллективные творческие дела: создание книжки-малышки; создание кроссворда; создание сборника иллюстраций; создание праздничного выпуска журнала; конкурс чтецов; игры, конкурсы, викторины, в ходе которых учащиеся смогут продемонстрировать полученные знания, применить умения на практике.
2.4. Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
1
Русская народная сказка «Колобок».
1
2
Русская народная сказка «Репка».
1
3
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
1
4
Русская народная сказка «Теремок».
1
5
Русская народная сказка «Рукавичка».
1
6
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
1
7
Русские народные сказки «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
1
8
Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
1
9
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
1
10
Русские народные сказки «Снегурушка и лиса», «Волк и семеро козлят».
1
11
Русская народная сказка «Петушок и жерновцы».
1
12
Русские народные сказки «Три медведя», «Петушок - золотой гребешок».
1
13
Русская народная сказка «Лиса и волк».
1
14
Русская народная сказка «Жихарка».
1
15
Русская народная сказка «Медведь и лиса».
1
16
Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума».
1
17
Русская народная сказка «Несмеяна-царевна».
1
18
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
1
19
Русские народные сказки «Бычок - смоляной бочок», «Мужик и медведь».
1
20
Русская народная сказка «Маша и медведь».
1
21
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
1
22
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
1
23
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик».
1
24
Русская народная сказка «Морозко».
1
25
Русская народная сказка «Самое дорогое».
1
26
Русская народная сказка «Пастушья дудочка».
1
27
Русская народная сказка «Белая уточка».
1
28
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». Итоговое занятие «По дорогам изученных сказок».
1
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По дорогам к сказок». 1 класс.
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным приложением.