Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии УМК Перспектива»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии для 3 А класса на 2018 - 2019 учебный год cоставила учитель Рахимьянова
Екатерина Викторовна
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Бирска
Протокол № 1 от «27» августа 2018 года
Руководитель ШМО _________/Чернышова Т.И./
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочие программы. 3 класс. Москва: «Просвещение» 2015 год.
Сведения об УМК
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В. Технология. Учебник. 3 класс. Москва «Просвещение» 2017 год.
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебных занятий в школе является урок, в основе которого лежит технология системно-деятельностного подхода.
Для повышения эффективности урока сочетаются следующие организационные формы:
- фронтальная работа, где осуществляется проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;
- работа в постоянных парах (группах) для тренажа, повторения, закрепления материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;
- индивидуальная работадля самостоятельного выполнения заданий по теме урока.
Формы контроля
Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты.
Тестирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
• уметь донести свою позицию до собеседника;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
• уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
Обучающийся научится:
1. Получать первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формировать первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретать навыки самообслуживания, владеть технологическими приёмами ручной обработки материалов, осваивать правила техники безопасности.
4. Использовать приобретённые знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретать первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета
Основные виды деятельности учащихся
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. (1 ч.)
Путешествуем по городу.
Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними). Планировать изготовление изделия на основе вопросов «юного технолога» и технологической карты. Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия. Создавать и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий.
Человек и земля. (21 ч.)
Архитектура. Изделие «Дом». Инструктаж по охране труда.
Магазин подарков. Изделие «Золотистая соломка». Инструктаж по охране труда.
Магазин подарков. Изделие «Упаковка подарков».
Автомастерская. Изделие «Фургон «Мороженое».
Автомастерская. Изделие «Грузовик», «Автомобиль».
Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования М 1: 2 и М 2 : 1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Находить отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Сопоставлять назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту. Организовывать рабочее место. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки. Применять при изготовлении изделия правила безопасной работы новыми инструментами: плоскогубцами. Острогубцами - и способы работы с проволокой (скручивание, сгибание, откусывание) Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков, использовать при составлении рассказа материалы учебника и собственные наблюдения. Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. Определять назначение инструментов для ухода за растениями. Составлять самостоятельно эскиз композиции. На основе анализа эскиза планировать изготовление изделия, выбирать природные материалы, отбирать необходимые инструменты, определять приёмы и способы работы с ними. Применять знания о свойствах природных материалов, выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объёмную аппликацию на пластилиновой основе. Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту и контролировать с её помощью последовательность выполнения работы. Анализировать структуру технологической карты.
Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Проводить оценку этапов работы и на её основе корректировать свою деятельность.
Создавать объёмный макет из бумаги. Применять приемы работы с бумагой. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Применять при изготовлении деталей умения работать ножницами, шилом, соблюдать правила безопасной работы с ними.
Составлять и оформлять композицию. Составлять рассказ для презентации изделия. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы. Различать разные виды одежды по их назначению. Составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Соотносить вид одежды с видом ткани, из которой она изготовлена. Делать вывод о том, что выбор ткани для изготовления одежды определяется назначением одежды (для школьных занятий, для занятий физической культурой и спортом, для отдыха и т. д.). Определять, какому изделию соответствует предложенная в учебнике выкройка. Сравнивать свойства пряжи и ткани. Определять виды волокон и тканей, рассказывать о способах их производства. Осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков. Различать разные виды украшения одежды - вышивку и монограмму. Различать виды аппликации, использовать их для украшения изделия, исследовать особенности орнамента в национальном костюме. Составлять рассказ (на основе материалов учебника и собственных наблюдений) об особенностях использования аппликации и видах прикладного искусства, связанных с ней. Определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации. Организовывать рабочее место, рационально располагать материалы и инструменты. Применять правила безопасной работы иглой. Осваивать алгоритм выполнения аппликации. Соотносить текстовый и слайдовый план изготовления изделия, контролировать и корректировать по любому из них свою работу. Оценивать качество выполнения работы по «Вопросам юного технолога».
Осваивать и применять в практической деятельности способы украшения одежды («вышивка», «монограмма») Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анализировать и различать виды тканей и волокон.
Сравнивать свойства материалов: пряжи и ткани. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вешей в жизни человека, используя материалы учебника и собственный опыт. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания цепочки из «воздушных петель». Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Знать свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. Осваивать способы и приемы работы с бисером. Подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Соотносить схему изготовления изделия с текстовым и слайдовым планом. Объяснять значение слов «рецепт», «ингредиенты», используя текст учебника и собственный опыт. Выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пиши. Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продукта.
Готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработки и дома с термической обработкой под руководством взрослого. Соблюдать меры безопасности при приготовлении пищи.
Соблюдать правила гигиены при приготовлении пиши. Участвовать в совместной деятельности под руководством учителя: анализировать рецепт блюда, выделять и планировать последовательность его приготовления, оценивать промежуточные этапы, презентовать приготовленное блюдо по специальной схеме и оценивать его качество.
Человек и вода (4 ч.)
Мосты. Изделие «Мост».
Водный транспорт. Изделие «Яхта», «Баржа».
Проект. Океанариум. Изделие «Осьминоги и рыбки».
Фонтаны. Изделие «Фонтан».
Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Заполнять на основе плана изготовления изделия технологическую карту. Выполнять чертеж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготовления изделия, отражающие характеристики или свойства реального объекта, заменять при необходимости основные материалы на подручные. Осваивать и использовать новые виды соединений деталей (натягивание нитей). Самостоятельно оформлять изделие. Анализировать работу поэтапно, оценивать качество её выполнения. Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Выбирать модель («яхта» и «баржа») для проекта, обосновывать свой выбор, оценивать свои возможности. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте: анализировать л- конструкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций. Яхта: самостоятельно выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделий, использовать умения приёмов работы с бумагой, создавать модель яхты с сохранением объёмной конструкции. Баржа: выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей. Презентовать готовое изделие.
Осуществлять самоконтроль и самооценку работы (по визуальному плану или технологической карте); корректировать свои действия.
Человек и воздух. (3 ч.)
Зоопарк. Изделие «Птицы».
Вертолетная площадка. Изделие «Вертолет «Муха».
Вертолетная площадка. Изделие «Воздушный шар».
Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании. Осваивать условные обозначения техники оригами. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Осваивать приемы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполненными операциями по сложению оригами. Презентовать готовое изделие, используя «Вопросы юного технолога» Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора. Анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта (вертолёта). Определять и называть основные детали вертолёта. Определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия. Самостоятельно анализировать план изготовления. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами. Осуществлять при необходимости замену материалов. Оценивать качество изготовленного изделия. Составлять рассказ по презентации изделия. Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги. Составлять на основе плана технологическую карту. Контролировать изготовление изделия на основе технологической карты. Самостоятельно выполнять раскрой деталей корзины. Оценивать готовое изделие и презентовать работу.
Проект «Готовим спектакль». Кукольный театр. Изделие «Куклы для спектакля».
Кукольный театр. Изделие «Сцена и занавес».
Афиша. Изделие «Афиша».
Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика. Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Осваивать технику переплётных работ, способ переплёта листов в книжный блок для "Папки достижений». Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами. Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты. Отбирать информацию и кратко излагать её. Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материалы учебника и собственные наблюдения. Осваивать способы заполнения бланка телеграммы, использовать правила правописания. Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на сё основе составлять рассказ о театре. Анализировать изделие, составлять технологическую карту. Осмыслять этапы проекта и проектную документацию.
Оформлять документацию проекта. Использовать технологическую карту для сравнения изделий по назначению и технике выполнения.
Создавать изделие по одной технологии. Использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками. Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу. Самостоятельно
выбирать способы оформления изделия. Распределять в группе обязанности при изготовлении кукол для спектакля. Оценивать качество выполнения работы. Рассказывать о правилах поведения в театре.
Делать вывод о значении книг, писем, телеграмм, афиш, театральных пpoгpaмм, спектаклей при передаче информации.
Анализировать способы оформления афиши, определять особенности её оформления. Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Мiсrosоft Оffiсе word. Создавать и сохранять документ в программе Мicгosoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления афиши. На основе заданного алгоритма создавать афишу и программу для кукольного спектакля. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль».
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график проверочных работ
Четверть
Количество часов в четверти
Проекты
Количество проверочных работ
I четверть
9
1
1
II четверть
8
III четверть
9
1
1
IV четверть
8
1
1
Итого в год
34
3
3
Количество часов в неделю – 1 час
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в году
№ урока в разделе
Темы уроков
Дата
Примечания
планируемая
фактическая
I четверть – 9 часов.
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. (1 ч.)
1
1
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу.
01.09
Человек и земля. (21 ч.)
2
1
Архитектура. Изделие «Дом». Инструктаж по охране труда.
08.09
3
2
Городские постройки. Изделие «Телебашня».
15.09
4
3
Парк. Изделие «Городской парк».
22.09
5
4
Проект «Детская площадка». Парк. Изделие «Качалка», «Песочница».
29.09
Приложение 1
6
5
Парк. Изделие «Игровой комплекс», «Качели».
06.10
7
6
Проверочная работа №1 по разделу «Человек и земля». Ателье мод. Изделие «Украшение платочка монограммой».