Программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы, под редакцией Воронковой В.В., для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2011 г.
№ п/п | критерий | параметры оценки | индикаторы |
1 | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину | Сформированность основ гражданской идентичности | Элементарные представления о знаменательных для Отечества исторических событиях |
Элементарные представления о своей культурной принадлежности |
Элементарные представления о Государственных символах России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках |
Элементарные представления о своем крае: название, столица, название своего города, окружающей природе. |
2 | Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Умение выслушать иное мнение уважительно относиться к иному мнению |
Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир | Выстраивает отношения, общение со сверстниками, на элементарных основах общекультурных принципов |
3 | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
| Сформированность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | Первичное умение оценивать свои возможности и силы (Различает с помощью учителя «что я хочу» и «что я могу»). |
Умение обратиться к взрослому за помощью и кратко сформулировать просьбу, описать затруднение |
Умение понимать, что существуют запреты в жизнедеятельности |
Знание правил самообслуживания и применение их (под контролем учителя) |
4 | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Сформированность навыков адаптации | Умение выстраивать бесконфликтные отношения в учебном коллективе |
Принятие и освоение социальной роли учащегося |
5 | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
| Сформированность социально-бытовых умений
| Знакомство с ТБ: правила поведения на уроке, перемене, в природе и при общении с незнакомыми людьми. |
Знание первичных правил поведения в школе, прав и обязанностей ученика |
Элементарные представления о предназначении окружающих в быту предметов и вещей |
Умение ориентироваться в пространстве школы; в расписании (при помощи учителя) |
Наличие интереса к участию в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы |
6 | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
| Сформированность навыков коммуникации с взрослыми | Знание элементарных правил коммуникации |
Способность поддерживать коммуникацию с взрослыми |
Способность обращаться за помощью |
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками | Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
Способность обращаться за помощью |
Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | Элементарные представления о ритуалах социального взаимодействия согласно ситуации |
7 | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Сформированность представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, с взрослыми разного возраста и детьми | Знание правил поведения с людьми разного возраста, статуса |
Сформированность необходимых ребёнку социальных ритуалов | Умение привлечь к себе внимание |
Умение отстраниться от нежелательного контакта |
Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, и др. |
8 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности | Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | Восприятие важности учебы, элементарный интерес к новому |
Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания |
Ученик посильно участвует в процессе обучения |
9 | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми | Умение сотрудничать с взрослыми в повседневной жизни с использованием правилустного общения (обращение, вежливые слова). |
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками | Бесконфликтное участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни первичных норм коммуникации |
Умение выслушать другое мнение в совместной работе |
10 | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств | Умение различать «красивое» и «некрасивое» |
Готовность к восприятию «прекрасного», которая выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда |
11 | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей | Сформированность этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей | Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональной отзывчивости и сопереживания к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в школе |
12 | Развитие и формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
| Сформированность установки на здоровый и безопасный образ жизни | Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня |
Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях |
Потребность в двигательной активности |
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям | Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда |
Сформированность опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, адекватного представления об опасности и безопасности | Адекватность бытового поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя |
Знание правил поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды |
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком |
Наличие желания включаться в совместную с взрослым деятельность. |
Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира |
Умение устанавливать взаимосвязь школьного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе с помощью взрослых (приготовить материал и инструменты к уроку, убрать материал соответствующим способом, привести рабочее место в порядок и т.д.) |
13 | Проявление готовности к самостоятельной жизни | Социальная готовность | Знание и соблюдение школьных норм поведения |
Профессионально-трудовая готовность | Знание некоторых профессий |
Наличие предпочтений к типу трудовой деятельности |
Морально-волевая готовность, способность к организации личной жизни | Знания о простых способах проведения досуга |
Знания о составе семьи, близких родственниках, о возможностях оказания им помощи в быту |
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Наименование разделов учебного предмета | Количество часов, отведенных на изучение разделов учебного предмета | Содержание тем учебного предмета | Основные виды учебной деятельности |
Вводный урок | 1 | Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений обучающихся. | Соблюдение правильной рабочей позы, правил техники безопасности. Называние профессий по картинкам, по описанию. Запоминать, что относится к материалам, а что к инструментам. |
Работа с пластилином | 9 | Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. | -Организация личного рабочего места. -Выполнение задания по предлагаемому алгоритму. -Сравнение своего изделия с образцом -Называть инструменты для работы с пластилином. -Запоминать и соблюдать правила хранения и обращения с пластилином, -санитарно-гигиенические требования при работе с пластилином. -Определять и называть цвет пластилина (синий, красный, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый), его пластические свойства и готовность к работе. Развивать физическую силу рук. Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей. Регулировать мышечное усилие кистей рук. Развивать координацию движений рук. |
Работа с природным материалом | 9 | Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). | Сбор и заготовка природных материалов. Практическое знакомство с приёмами работы с различными природными материалами, инструментами. Называние и использование правил техники безопасности. |
Работа с бумагой | 10 | Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятия: «линейка», применение и устройство; Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). | Просмотр учебной презентации. Практическое знаком ство с сортами, видами бумаги. Работа с коллекцией видов бумаги, картона. Работа по шаблону, с помощью линейки. Вырезание ножницами с соблюдением правил техники безопасности. Тренировочные упражнения: обрывание бумаги, складывание фигурок, сминание, скатывание бумаги по показу, по инструкции, по технологической карте. Определение ошибок при изготовлении своего изделия и способа устранения. Практическое использование приемов клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Участие в диалоге, называние технических сведений о материале, инструментах, приспособлениях. |
Работа с текстильными материалами | 4 | Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз», Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). | Просмотр учебной презентации. Практическое знаком ство с нитками, тканями, их свойствами, цветом и др. Тренировочные упражнения: в наматывании, связывании ниток, определении лицевой и изнаночной сторон ткани, свойств ткани.. Называние и применение правил техники безопасности при работе и хранении иголок, работе с ножницами. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Краткий анализ своего изделия с помощью учителя. |
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | 1четверть 8ч. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. |
1 |
07.09. | |
2 | Работа пластилиномИзготовление лесенки, забора, домика, елки, дерева из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
14.09. | |
3 | Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. | 1 | 21.09. | |
4 | Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов. | 1 | 28.09. | |
5 | Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции овощи на тарелке. | 1 | 05.10. | |
6 | Работа с природными материалами. Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 12.10 | |
7 | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из бумаги. | 1 | 19.10 | |
8 | Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Букет». | 1 | 26.10 | |
2 четверть 7ч. | |
9 | Работа с бумагой Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 09.11. | |
10 | Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами. | 1 | 16.11 | |
11 | Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея. | 1 | 23.11. | |
12 | Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой. | 1 | 30.11. | |
13 | Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из бумаги желтого, красного, синего цветов. | 1 | 07.12. | |
14 | Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону. Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз | 1 | 14.12. | |
15 | Работа с пластилиномЛепка по образцу моркови, перца. Лепка по образцу груши, грибов. | 1 | 21.12. | |
16 | 3 четверть 9ч. Работа с пластилином с применением инструментов Лепка по образцу рельефов букв на подкладной доске или подложке из картона. |
1 |
11.01 | |
17 | Лепка по образцу рельефов цифр на подкладной доске или подложке из картона. | 1 | 18.01 | |
18 | Лепка по образцу пирамидки. | 1 | 25.01 | |
19 | Работа с природными материалами (многодетальные изделия) Изготовление по образцу птички из шишки ели. | 1 | 01.02 | |
20 | Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха и бумаги. | 1 | 08.02 | |
21 | Изготовление по образцу совы из шишки ели, картона, пластилина. | 1 | 15.02 | |
22 | Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза). | 1 | 01.03 | |
23 | Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина. | 1 | 15.03 | |
24 | Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации. | 1 | 22.03 | |
4 четверть 8 ч. | |
25 | Работа с бумагой. Аппликации Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. | 1 | 05.04 | |
26 | Составление по образцу композиций: лодочка. | 1 | 12.04 | |
27 | Составление по образцу композиций: пирамидка. | 1 | 19.04 | |
28 | Работа с нитками Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание, наматывание в клубок. | 1 | 26.04 | |
29 | Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании,связывание, наматывание цветных ниток. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги. | 1 | 03.05 | |
30 | Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. | 1 | 10.05 | |
31 | Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке. | 1 | 17.05 | |
32 | Работа с пластилином. Макеты.Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на тему сказки «Колобок» «Репка». | 1 | 24.05 | |