Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса. УМК Перспектива»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 3 А класса на 2018 - 2019 учебный год cоставила учитель Рахимьянова
Екатерина Викторовна
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Бирска
Протокол № 1 от «27» августа 2018 года
Руководитель ШМО _________//
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Рабочие программы. 3 класс. Москва: «Просвещение» 2015 год.
Сведения об УМК
Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях. Москва: «Просвещение», 2016 год.
Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Рабочая тетрадь «Русский язык» в двух частях. Москва: «Просвещение», 2018 год.
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебных занятий в школе является урок, в основе которого лежит технология системно-деятельностного подхода.
Для повышения эффективности урока сочетаются следующие организационные формы:
- фронтальная работа, где осуществляется проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;
- работа в постоянных парах (группах) для тренажа, повторения, закрепления материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;
- индивидуальная работадля самостоятельного выполнения заданий по теме урока.
Формы контроля
диктант
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Обучающийся научиться:
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
оценивать свои успехи в освоении языка.
формировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
формировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Обучающийся получит возможность:
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
делать самостоятельные выводы; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметные
Развитие речи. Речевое общение.
Обучающийся научиться:
понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
писать изложения по составленному плану;
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
делать полный и краткий пересказ текста;
устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
делать полный и краткий пересказ текста;
устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный»);
совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Фонетика, графика, орфография.
Обучающийся научится:
проводить звукобуквенный анализ слов;
определять ударение в словах;
делить слова на слоги и на части для переноса; находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм; верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
правильно писать «не» с глаголами;
использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм.
Обучающийся получит возможность научиться:
верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика.
Обучающийся научится:
различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
распознавать в тексте синонимы и антонимы;
находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
выделять в слове основу и окончание;
составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бе-жать);
образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология.
Обучающийся научится:
определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Обучающийся научится:
определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета
Основные виды деятельности учащихся
1 раздел «Мир общения». Повторяем - узнаем новое.(14 ч.)
Собеседники. Диалог
Типы предложений по цели высказывания и интонации.
Разница между диалогом и спором.
Слова речевого этикета.
Общение и его виды.
Входная контрольная работа. Диктант «За семенами».
Культура устной и письменной речи.
Текст.
Тема и основная мысль текста.
Типы текстов.
Части текста. План текста.
Научный и художественный текст.
Проверочная работа по теме: «Речевое общение».
Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, т. е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связно и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основанные на правилах продуктивного общения. Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи. Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану. Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям (после предварительной подготовки). Писать сочинение-описание (после предварительной подготовки). Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образом.
2 раздел «Язык – главный помощник в общении» (42 ч.)
Язык – главный помощник в общении.
Звуки и буквы. Деление слов на слоги. Ударение.
Девять правил орфографии. Прописная буква в именах собственных. Безударная гласная в корне слова. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Парные согласные.
Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова. Непроизносимые согласные.
Проверка непроизносимых согласных.
Разделительные твёрдый (Ъ) и мягкий знаки (Ь).
Р/р. Обучающее изложение. Удвоенные согласные.*
Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Правила переноса слов.
Контрольный диктант «Зимний вечер» по теме «Девять правил орфографии».
Что рассказало слово. Основные функции слова.
Как возникают слова. Откуда слово пришло.
Как «устроено» слово. Синонимы. Роль синонимов в речи. Антонимы. Омонимы. Многозначные слова.
Слово и его значение. Проверочная работа по теме «Слово». Словосочетание. Связь слов в предложении. Предложение. Главные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Распространённые и нераспространенные предложения
Контрольный диктант «Синички» по теме «Слово и его значение»
Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа.
Проводить звуко-буквенный анализ слов.
Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам.
Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.
Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.). Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова.
Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении.
Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
3 раздел «Состав слова» (14 ч.)
Состав слова. Корень.
Однокоренные слова.
Написание корня слова с изученными орфограммами.
Р/р. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.
Приставка.
Написание приставок и предлогов.
Суффикс.
Уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Окончание.
Основа слова.
Как образуются слова.
Сложные слова.
Проверочная работа по разделу «Состав слова».
Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем (корня, приставки, суффикса).
Находить в слове орфограмму, определять её тип, применять нужный алгоритм для её проверки. Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня слова с мягким знаком (ь). Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами: безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении. Самостоятельно определять ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам.
Объяснять написание основных приставок русского языка, различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка.
Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс (простые случаи). Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу.
4 раздел «Части речи» (4 ч.)
Части речи. Определение частей речи с помощью вопросов.
Роль слов разных частей речи в тексте.
Проверочная работа по теме «Части речи»
Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их.
5 раздел «Имя существительное» (39 ч.)
Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Большая буква в именах собственных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Р/р. Сочинение-описание с использованием приема олицетворения.
Число имен существительных.
Р/р. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.
Проверочная работа по теме «Имя существительное».
Род имён существительных.
Р/р. Обучающее изложение «В лесу».
Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.
Проверочная работа по теме «Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода».
Изменение имён существительных по падежам.
Именительный падеж имён существительных.
Родительный падеж имён существительных.
Окончания имён существительных в родительном падеже. Дательный падеж имён существительных.
Употребление имён существительных в дательном падеже. Адресат.
Винительный падеж имён существительных.
Различие именительного и винительного падежа.
Творительный падеж имён существительных.
Значение имён существительных в творительном падеже. Предложный падеж имён существительных.
Контрольный диктант «Летучая мышь» по теме «Имя существительное».
Формирование умения определять падеж имён существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Проверочная работа по теме «Имя существительное».
Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний. Различать имена существительные единственного и множественного числа; находить окончания при изменении существительных по числам; находить имена существительные, не изменяющимися по числам. Определять род имён существительных; согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени), проанализировать трудные случаи в определении рода имён существительных. Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода.
Сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие. Обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе определения рода.
Называть падежи имён существительных по порядку. Писать названия падежей и вопросы к ним; определять падежные вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных, используя таблицу. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму.
Разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж.
6 раздел «Местоимение» (3 ч.)
Местоимение.
Роль местоимений в предложении.
Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения.
7 раздел «Глагол» (27 ч.)
Глагол. Роль глаголов в речи.
Р/р. Обучающее сочинение по рисункам и опорным словам.
Изменение глаголов по временам.
Употребление глаголов в настоящем времени.
Распознавание глаголов в прошедшем времени.
Образование форм глаголов в будущем времени.
Неопределённая форма глагола.
Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.
Контрольный диктант "Степь" по теме: Глагол
Изменение глаголов по числам.
Р/р. Обучающее изложение по теме «Глагол».
Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
Р/р. Сочинение на одну из предложенных тем.
Роль частицы НЕ и правила её написания с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Контрольный диктант по теме «Глагол». «Деревья скрипят».
Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.
Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы.
Наблюдать за изменением глаголов по числам.
Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина).
Писать раздельно не с глаголами.
Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.
8 раздел «Имя прилагательное» (19 ч.)
Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи.
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.
Имена прилагательные с близким и противоположным значением.
Зависимость имени прилагательного от имени существительного.
Изменение имён прилагательных по числам.
Определение числа имен прилагательных по окончанию.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Р/р. Сочинение-описание.
Р/р. Обучающее сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».
Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Анализировать роль имён прилагательных в художественных текстах.
Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи.
Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.
9 раздел «Повторение» (8 ч.)
Повторение. Слово. Предложение. Текст.
Повторение. Слово. Предложение. Текст.
Повторение. Слово. Предложение. Текст.
Повторение изученных орфограмм.
Итоговый контрольный диктант «Соловьиная песня».
Повторение. Правила правописания.
Обобщающий урок
Находить и исправлять ошибки; отличать текст от набора предложений; определять тему и главную мысль текста; озаглавливать текст; находить грамматическую основу предложения; самостоятельно восстанавливать деформированный текст. Находить и исправлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами; аргументировано отвечать и доказывать своё мнение.
* - Для учащегося с ЗПР в тематическом планировании темы, выделенные курсивом, изучаются в ознакомительном порядке.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных работ
Четверть
Количество часов в четверти
Диктанты
Уроки развития речи
I четверть
41
2
1
II четверть
40
2
2
III четверть
51
2
3
IV четверть
38
2
4
Итого в год
170
8
10
Количество часов в неделю – 5 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в году
№ урока в разделе
Темы уроков
Дата
Примечания
планируемая
фактическая
I четверть – 41 час.
«Мир общения». Повторяем - узнаем новое.(14 ч.)
1.
Речевое общение. Диалог. Собеседники.
03.09
2.
Собеседники. Диалог
04.09
3.
Типы предложений по цели высказывания и интонации.
05.09
4.
Разница между диалогом и спором.
06.09
5.
Слова речевого этикета.
07.09
6.
Общение и его виды.
10.09
7.
Входная контрольная работа. Диктант «За семенами».
11.09
Приложение 1
8.
Работа над ошибками. Культура устной и письменной речи.
12.09
9.
Текст.
13.09
10.
Тема и основная мысль текста.
14.09
11.
Типы текстов.
17.09
12.
Части текста. План текста.
18.09
13.
Научный и художественный текст.
19.09
14.
Проверочная работа по теме: «Речевое общение».
20.09
«Язык – главный помощник в общении». (42 ч.)
15.
Работа над ошибками. Язык – главный помощник в общении.
21.09
16.
Звуки и буквы.
24.09
17.
Деление слов на слоги.
25.09
18.
Ударение.
26.09
19.
Девять правил орфографии.
27.09
20.
Прописная буква в именах собственных.
28.09
21.
Безударная гласная в корне слова.
01.10
22.
Способы проверки безударной гласной в корне слова.
02.10
23.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
03.10
24.
Парные согласные.
04.10
25.
Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова.
05.10
26.
Непроизносимые согласные.
08.10
27.
Проверка непроизносимых согласных.
09.10
28.
Разделительные твёрдый (Ъ) и мягкий знаки (Ь).
10.10
29.
Р/р. Обучающее изложение «Елочка».
12.10
30.
Удвоенные согласные
15.10
31.
Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.
16.10
32.
Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Закрепление.
17.10
33.
Правила переноса слов.
18.10
34.
Контрольный диктант «Зимний вечер» по теме «Девять правил орфографии».
19.10
Приложение 2
35.
Работа над ошибками. Что рассказало слово.
22.10
36.
Основные функции слова.
23.10
37.
Как возникают слова.
24.10
38.
Откуда слово пришло.
25.10
39.
Как «устроено» слово.
26.10
40.
Синонимы.
29.10
41.
Роль синонимов в речи.
30.10
II четверть – 40 часов.
42.
Антонимы.
05.11
43.
Омонимы.
06.11
44.
Многозначные слова.
07.11
45.
Слово и его значение.
08.11
46.
Проверочная работа по теме «Слово»
09.11
47.
Работа над ошибками. Словосочетание.
12.11
48.
Словосочетание.
13.11
49.
Связь слов в предложении.
14.11
50.
Предложение.
15.11
51.
Главные члены предложения.
16.11
52.
Главные члены предложения.
19.11
53.
Однородные члены предложения.
20.11
54.
Распространённые и нераспространенные предложения
21.11
55.
Контрольный диктант «Синички» по теме «Слово и его значение».
22.11
Приложение 3
56.
Работа над ошибками. Однородные члены предложения.
23.11
«Состав слова» (14 ч.)
57.
Состав слова. Корень.
26.11
58.
Однокоренные слова.
27.11
59.
Написание корня слова с изученными орфограммами.
28.11
60.
Р/р. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.
29.11
61.
Приставка.
30.11
62.
Написание приставок и предлогов.
03.12
63.
Суффикс.
04.12
64.
Уменьшительно – ласкательные суффиксы.
05.12
65.
Окончание.
06.12
66.
Основа слова.
07.12
67.
Как образуются слова.
10.12
68.
Как образуются слова.
11.12
69.
Сложные слова.
12.12
70.
Проверочная работа по разделу «Состав слова».
13.12
«Части речи» (4 ч.)
71.
Работа над ошибками. Части речи.
14.12
72.
Определение частей речи с помощью вопросов.
17.12
73.
Роль слов разных частей речи в тексте.
18.12
74.
Контрольный диктант за 1 полугодие «Чудесная ёлка»
19.12
Приложение 4
«Имя существительное» (39 ч.)
75.
Работа над ошибками. Имя существительное.
20.12
76.
Собственные и нарицательные имена существительные.
21.12
77.
Большая буква в именах собственных.
24.12
78.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
25.12
79.
Р/р. Сочинение-описание с использованием приема олицетворения.
26.12
80.
Число имен существительных
27.12
81.
Изменение имён существительных по числам.
28.12
III четверть – 51 час
82.
Систематизация знаний об имени существительном.
14.01
83.
Р/р. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.
15.01
84.
Проверочная работа по теме «Имя существительное».
16.01
85.
Работа над ошибками. Систематизация знаний учащихся.
17.01
86.
Род имён существительных.
18.01
87.
Определение рода имён существительных.
21.01
88.
Значение категории рода имён существительных.
22.01
89.
Р/р. Обучающее изложение «В лесу».
23.01
90.
Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.
24.01
91.
Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих.
25.01
92.
Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода
28.01
93.
Проверочная работа по теме «Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода»
29.01
94.
Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам.
30.01
95.
Изменение имён существительных по падежам.
31.01
96.
Определение падежа имён существительных.
01.02
97.
Формирование умения определять падеж имён существительных.
04.02
98.
Именительный падеж имён существительных.
05.02
99.
Родительный падеж имён существительных.
06.02
100.
Окончания имён существительных в родительном падеже.
07.02
101.
Дательный падеж имён существительных.
08.02
102.
Употребление имён существительных в дательном падеже. Адресат.
11.02
103.
Винительный падеж имён существительных.
12.02
104.
Различие именительного и винительного падежа.
13.02
105.
Творительный падеж имён существительных.
14.02
106.
Значение имён существительных в творительном падеже.
15.02
107.
Предложный падеж имён существительных.
18.02
108.
Обобщение о склонении имён существительных.
19.02
109.
Контрольный диктант «Летучая мышь» по теме «Имя существительное».
20.02
Приложение 5
110.
Работа над ошибками. Формирование умения определять падеж имён существительных.
21.02
111.
Морфологический разбор имени существительного.
22.02
112.
Повторение об имени существительном.
25.02
113.
Проверочная работа по теме «Имя существительное».
26.02
«Местоимение» (3 ч.)
114.
Работа над ошибками. Местоимение.
27.02
115.
Местоимение.
28.02
116.
Роль местоимений в предложении.
01.03
«Глагол» (27 ч.)
117.
Глагол.
04.03
118.
Роль глаголов в речи.
05.03
119.
Р/р. Обучающее сочинение по рисункам и опорным словам.
06.03
120.
Изменение глаголов по временам.
07.03
121.
Изменение глаголов по временам.
11.03
122.
Упражнения в определении времени глагола.
12.03
123.
Употребление глаголов в настоящем времени.
13.03
124.
Распознавание глаголов в прошедшем времени.
14.03
125.
Образование форм глаголов в будущем времени.
15.03
126.
Изменение глаголов в форме будущего времени.
18.03
127.
Неопределённая форма глагола.
19.03
128.
Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.
20.03
129.
Контрольный диктант "Степь" по теме: Глагол
21.03
Приложение 6
130.
Закрепление. Изменение глаголов по временам.
22.03
131.
Изменение глаголов по числам.
25.03
132.
Роль окончаний при изменении глаголов по числам. Неопределённая форма глагола.
26.03
IV четверть – 38 часов
133.
Изменение глаголов по числам.
01.04
134.
Р/р. Обучающее изложение по теме «Глагол».
02.04
135.
Роль окончаний при изменении глаголов по числам.
03.04
136.
Р/р. Сочинение на одну из предложенных тем.
04.04
137.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
05.04
138.
Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
08.04
139.
Роль частицы НЕ и правила её написания с глаголами.
09.04
140.
НЕ с глаголами.
10.04
141.
Морфологический разбор глагола.
11.04
142.
Контрольный диктант «Деревья скрипят» по теме «Глагол».
12.04
Приложение 7
143.
Работа над ошибками. Повторение.
15.04
«Имя прилагательное» (19 ч.)
144.
Имя прилагательное.
16.04
145.
Роль имён прилагательных в речи.
17.04
146.
Образование имён прилагательных.
18.04
147.
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.
19.04
148.
Имена прилагательные с близким и противоположным значением.
22.04
149.
Имена прилагательные с близким и противоположным значением.
23.04
150.
Изменение имён прилагательных по родам, числам.
24.04
151.
Зависимость имени прилагательного от имени существительного.
25.04
152.
Изменение имён прилагательных по числам.
26.04
153.
Определение числа имен прилагательных по окончанию.
29.04
154.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
30.04
155.
Р/р. Сочинение-описание.
02.05
156.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
03.05
157.
Алгоритм определения рода, числа и падежа имен прилагательных.
06.05
158.
Р/р. Обучающее сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний.
07.05
159.
Имя прилагательное.
08.05
160.
Морфологический разбор имен прилагательных.
10.05
161.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».
13.05
162.
Работа над ошибками. Повторение темы «Имя прилагательное»
14.05
«Повторение» (8 ч.)
163.
Повторение. Слово. Предложение. Текст.
15.05
164.
Повторение. Слово. Предложение. Текст.
16.05
165.
Повторение. Слово. Предложение. Текст.
17.05
166.
Повторение изученных орфограмм.
20.05
167.
Итоговый контрольный диктант «Соловьиная песня».
21.05
Приложение 8
168.
Работа над ошибками.
22.05
169.
Повторение. Правила правописания.
23.05
170.
Обобщающий урок.
24.05
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕМАТЕРИАЛЫ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 3 А КЛАССА
НА 2018-1019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Приложение 1.
Входная контрольная работа. Диктант «За семенами».
Ранняя осень. Стоят чудные деньки. Дети гурьбой идут в лес. Они ищут семена деревьев.
В лесу растут ели и сосны. Дети находят шишки и бросают их в корзины.
Ярко пылают гроздья рябин. Землю сплошным ковром укрывают желтые листья. Красив осенний лес!
Ребята принесли в школу шишки.
Слова для справок: ранняя, растут, жёлтые, осенний, корзины.
Критерии оценивания.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
дважды записанное одно и то же слово в предложении;3
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
перенос слова.
Приложение 2.
Контрольный диктант «Зимний вечер» по теме «Девять правил орфографии».
Короток зимний вечер. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звёздном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки.
Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.
Слова для справок: повис, появилась, затопили, запылал.
Критерии оценивания.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
дважды записанное одно и то же слово в предложении;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
перенос слова.
Приложение 3.
Контрольный диктант «Синички» по теме «Слово и его значение».
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.
Слова для справок: будто, словно.
Критерии оценивания.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
дважды записанное одно и то же слово в предложении;3
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
перенос слова.
Приложение 4.
Контрольный диктант за I полугодие «Чудесная ёлка».
Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.
Критерии оценивания.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
дважды записанное одно и то же слово в предложении;3
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
перенос слова.
Приложение 5.
Контрольный диктант «Летучая мышь» по теме «Имя существительное».
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходить? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
(По В. Бианка)
Слова для справок: увидели, способность.
Критерии оценивания.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
дважды записанное одно и то же слово в предложении;3
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
перенос слова.
Приложение 6.
Контрольный диктант "Степь" по теме: Глагол.
Степь
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Критерии оценивания.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
дважды записанное одно и то же слово в предложении;3
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
перенос слова.
Приложение 7.
Контрольный диктант «Деревья скрипят» по теме «Глагол».
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночевки под скрипучим деревом и устраивал.
И за веселым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – все скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.
То растут два дерева тесно, уперлись друг в друга сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят.
Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит.
Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своем.
(По Н. Сладкову)
Слова для справок: по-особому, ночевка, лиственном.
Критерии оценивания.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
дважды записанное одно и то же слово в предложении;3
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
перенос слова.
Приложение 8.
Итоговый контрольный диктант «Соловьиная песня».
Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц. Наступает тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился трелью.
Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.
Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.
Слова для справок: щелкнул, снова.
Грамматическое задание:
1.Сделайте звуко-буквенный разбор слов: вариант 1 – «солнце», вариант 2 – «поет».
2. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
3. Разберите предложения по членам: вариант 1 - второе, вариант 2 – третье.
Ключи: Со́лнце→[сонцэ], 2 слога (со-лнце), ударение падает на первый слог.
с [с] — согласный глухой парный, твердый парный;
о [о] — гласный ударный;
л — непроизносимый согласный;
н [н] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
дважды записанное одно и то же слово в предложении;3
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
перенос слова
Грамматическое задание.
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Высокий уровень: 90% -100%.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 65%- 89%.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Средний уровень: 51% - 64%.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий. Низкий уровень: менее 50%