Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе УМК Школа России»
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса общеобразовательной школы на 2018-2019 учебный год разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешаков «Окружающий мир».
Программой предусмотрено 2 ч в неделю, всего -68 ч
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2.Содержание учебного предмета.
Как устроен мир – 7 ч.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы..
Природа в опасности! О маленьких ранах… О больших ранах. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы
Экскурсия:ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. Практические работы:посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа – 19 ч.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания;
Воздух - смесь газообразных веществ: азота, кислорода и углекислого газа. Легко определяемые свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений
Вода. Легко определяемые свойства воды. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Практические работы: свойства воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра..
Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры.
Почва. Состав почвы. Живые существа почвы. Плодородие — главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Образование солей из перегноя. Роль микробов в этих процессах. Поглощение растениями из почвы растворенных в воде солей. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живой природы. Разрушение почвы.
Ботаника — наука о растениях. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и их функции («работа»). Виды растений. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Некоторые отличительные признаки этих групп растений. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ сахара и крахмала, выделении кислорода. Растения — источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Приспособленность организмов к условиям жизни. Размножение и развитие растений: представление об опылении, о распространении плодов и семян, о развитии растения из семени. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений. Охрана растений. Растения Красной книги. Роль ботанических садов в охране растений. Правила поведения в природе.
Практическиеработы: рассматривание гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животным..
Зоология — наука о животных. Разнообразие животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Некоторые отличительные признаки этих групп животных. Виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Роль хищников в природе. Цепи питания, сеть питания (пищевая сеть). Экологическая пирамида. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Приспособленность организмов к условиям жизни. Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных. Значение животных в природе и жизни человека. Уменьшение численности и разнообразия диких животных. Охрана животных. Животные Красной книги. Роль заповедников, национальных парков, зоопарков в охране животных. Правила поведения в природе.
Царство грибов. Особенности строения гриба. Подземная часть гриба – грибница. Её значение для гриба и образования перегноя. Связь грибов и растений: грибница помогает корням всасывать из почвы воду и соли, а взамен получает питательные вещества, которые растения производят на свету. Бережное отношение к грибам. Грибы из Красной книги России. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Великий круговорот жизни – круговорот веществ в природе. Основные звенья круговорота: растения – производители, животные – потребители, бактерии и грибы – разрушители.
Мы и наше здоровье – 10 ч.
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы:знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность – 8 ч.
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
.
Правила дорожного движения: если ты пешеход, если ты велосипедист, если ты пассажир. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Практическиеработы: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Экскурсия:знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Как уберечься от молнии. Ядовитые растения и грибы. Опасности, которые несут змеи. Правила безопасности при общении с кошками и собаками.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защитится от загрязненной воды. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика – 12 ч.
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Практическиеработы: рассматривание образцов полезных ископаемых и определение их названий.
Растениеводство. Зерновые культуры. Овощные и плодовые культуры. Кормовые культуры. Прядильные культуры. Животноводство. Разведение животных на пасеке, на птицеферме, в пруду, на животноводческой ферме. Как трудятся животноводы.
Практическиеработы: рассматривание гербарных культурных растений и составление описаний растений.
Промышленность – отрасль экономики. Какая бывает промышленность: добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность.
Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Деньги. Денежные единицы. Лицевая и оборотная сторона монеты. Заработная плата и сбережения. Бюджет план доходов и расходов. Налоги. Государственный бюджет: доходы и расходы. Семейный бюджет. Какие бывают доходы в семье: зарплата, стипендия, пенсия, прибыль от фирмы, гонорар. Какие бывают расходы в семье. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологическая катастрофа. Две стороны экономики: производство необходимой продукции, вред, который наносится окружающей среде. Значение экологических прогнозов.
Практическаяработа: рассматривание монет.
Путешествие по городам и странам – 12 ч.
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Охрана безопасности жизнедеятельности
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Окружающая среда. Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни? Правила по безопасному пользованию газом в быту. Сигналы: 01, 02, 03, 04. Чем опасна бытовая химия? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. Меры безопасности на водоёмах осенью, зимой, весной. Способы самоспасения на воде и помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства. Меры безопасности и уходе за домашними животными.
3.Календарно - тематическое планирование учебного предмета.
№
Тема
К-во часов
Дата
Коррек
тировка
по
плану
по
факту
I четверть (18 ч)
Раздел «Как устроен мир» (7 ч)
1
Природа.
Ценность природы для людей.
1
2
Человек.
1
3
Проект «Богатства, отданные людям».
1
4
Общество.
1
5
Что такое экология.
Экскурсия.
1
6
Природа в опасности!
Охрана природы.
1
7
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа
1
Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч)
8
Тела, вещества, частицы.
Практическая работа «Тела, вещества, частицы».
1
9
Разнообразие веществ.
«Обнаружение крахмала в продуктах питания».
Практическая работа №1.
1
10
Воздух и его охрана.
«Свойства воздуха».
Практическая работа №2.
1
11
Вода.
«Свойства воды».
Практическая работа №3.
1
12
Превращения и круговорот воды.
Практическая работа №4.
1
13
Берегите воду!
1
14
Что такое почва.
Практическая работа №5.
1
15
Разнообразие растений.
Практическая работа №6.
1
16
Солнце, растения и мы с вами.
1
17
Размножение и развитие растений.
Практическая работа №7.
1
18
Охрана растений.
Проверочная работа.
1
II четверть (14 ч)
19
Разнообразие животных.
Практическая работа №8.
1
20
Кто есть кто?
1
21
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».
1
22
Размножение и развитие животных
1
23
Охрана животных.
1
24
В царстве грибов.
1
25
Великий круговорот жизни.
1
26
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.
1
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)
27
Организм человека. Практическая работа №9.
1
28
Органы чувств.
1
29
Надёжная защита организма.
Практическая работа №10.
1
30
Опора тела и движение.
Практическая работа №11.
1
31
Наше питание. Практическая работа №12.
1
32
Наши проекты: «Школа кулинаров». Практическая работа №13.
1
III четверть (20 ч)
33
Дыхание и кровообращение.
Практическая работа №14.
1
34
Умей предупреждать болезни.
1
35
Здоровый образ
жизни.
1
36
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.
1
Раздел «Наша безопасность» (8 ч)
37
Огонь,
вода и газ.
1
38
Чтобы путь был счастливым.
1
39
Дорожные знаки
1
40
Проект «Кто нас защищает».
1
41
Опасные места. Тест.
1
42
Природа и наша безопасность.
1
43
Экологическая безопасность.
1
44
Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа.
1
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)
45
Для чего нужна экономика.
1
46
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
1
47
Полезные ископаемые.
Практическая работа№15.
1
48
Растениеводство
Практическая работа №16.
1
49
Животноводство.
1
50
Какая бывает промышленность.
1
51
Проект «Экономика родного края».
1
52
Что такое деньги.
Практическая работа №17.
1
IV четверть (16 ч)
53
Государственный бюджет.
1
54
Семейный бюджет.
1
55
Экономика и экология.
1
56
Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа.
1
Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 ч)
57
Золотое кольцо России.
1
58
Золотое кольцо России.
1
59
Золотое кольцо России.
1
60
Проект «Музей путешествий».
1
61
Наши ближайшие соседи.
1
62
На севере Европы.
1
63
Что такое Бенилюкс.
1
64
В центре Европы.
1
65
По Франции и Великобритании.
1
66
На юге Европы.
1
67
По знаменитым местам мира.
1
68
Обобщение знаний по теме: «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.
1
69
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».