Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса»
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом № 373 Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.
Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОиН РФ» от 06.10.2009 г. № 373
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. 3-е изд.,- М. «Просвещение» 2011. (Стандарты второго поколения)
Сборника рабочих программ УМК «Школа России» (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2011 год.
учебного плана на 2019- 2020 учебный год
На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметными результатами изучения предмета«Окружающий мир» являются:
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
определять место человека в мире;
распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
называть основные свойства воздуха и воды;
объяснять круговорот воды в природе;
определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группырастений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
правилам безопасного поведения в быту и на улице,
распознавать основные дорожные знаки;
правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Содержание тем учебного предмета
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии:
Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики —враги здоровья.
Практические работы:Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практические работы: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы:Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Формы контроля освоения учащимися содержания:
текущий контроль: фронтальный индивидуальный опрос, индивидуальный, рассказ – описание, рассказ – рассуждение;
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, моделями.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Как устроен мир (6ч)
1
Природа
1
2
Человек
1
3
Проект «Богатства, отданные людям»
1
4
Общество
1
5
Входной контроль. Приказ № 135 от 09.09.2019 г.
1
6
Что такое экология. Природа в опасности!
1
Эта удивительная природа (18 ч)
7
Тела, вещества, частицы
1
8
Разнообразие веществ
1
9
Воздух и его охрана
1
10
Вода
1
11
Превращения и круговорот воды
1
12
Берегите воду!
1
13
Как разрушаются камни
1
14
Что такое почва
1
15
Разнообразие растений
1
16
Солнце, растения и мы с вами
1
17
Размножение и развитие растений
1
18
Охрана растений
1
19
Разнообразие животных
1
20
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
1
21
Размножение и развитие животных
1
22
Охрана животных
1
23
В царстве грибов
1
24
Великий круговорот жизни
1
Мы и наше здоровье (10 ч)
25
Организм человека
1
26
Органы чувств
1
27
Надежная защита организма
1
28
Опора тела и движение
1
29
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
1
30
Дыхание и кровообращение
1
31
Умей предупреждать болезни
1
32
Здоровый образ жизни
1
33
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
1
34
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
1
Наша безопасность (7 ч)
35
Огонь, вода и газ
1
36
Чтобы путь был счастливым
1
37
Дорожные знаки
1
38
Проект «Кто нас защищает»
1
39
Опасные места
1
40
Природа и наша безопасность
1
41
Экологическая безопасность
1
Чему учит экономика (12 ч)
42
Для чего нужна экономика
1
43
Природные богатства и труд людей – основа экономики
1
44
Полезные ископаемые
1
45
Растениеводство
1
46
Животноводство
1
47
Какая бывает промышленность
1
48
Проект «Экономика родного края»
1
49
Что такое деньги
1
50
Государственный бюджет
1
51
Семейный бюджет
1
52
Экономика и экология
1
53
Экономика и экология
1
Путешествия по городам и странам (15 ч)
54
Золотое кольцо России
1
55
Золотое кольцо России
1
56
Золотое кольцо России
1
57
Проект «Музей путешествий»
1
58
Наши ближайшие соседи
1
59
На севере Европы
1
60
Что такое Бенилюкс
1
61
В центре Европы
1
62
По Франции и Великобритании
1
63
По Франции и Великобритании
1
64
На юге Европы
1
65
По заметным местам мира
1
66
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
1
67
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
1
68
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
1
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
План.
Факт.
Как устроен мир (6ч)
1
Природа
1
2
Человек
1
3
Проект «Богатства, отданные людям»
1
4
Общество
1
5
Что такое экология. Природа в опасности!
1
Эта удивительная природа (18 ч)
6
Тела, вещества, частицы
1
7
Разнообразие веществ
8
Входной контроль. Приказ №111 от 14.09.2020г.
1
24.09
9
Воздух и его охрана
1
10
Вода
1
11
Превращения и круговорот воды
1
12
Берегите воду!
1
13
Как разрушаются камни
1
14
Что такое почва
1
15
Разнообразие растений
1
16
Солнце, растения и мы с вами
1
17
Размножение и развитие растений
1
18
Охрана растений
1
19
Разнообразие животных
1
20
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
1
21
Размножение и развитие животных
1
22
Охрана животных
1
23
В царстве грибов
1
24
Великий круговорот жизни
1
Мы и наше здоровье (10 ч)
25
Организм человека
1
26
Органы чувств
1
27
Надежная защита организма
1
28
Опора тела и движение
1
29
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
1
30
Дыхание и кровообращение
1
31
Умей предупреждать болезни
1
32
Здоровый образ жизни
1
33
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
1
34
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
1
Наша безопасность (7 ч)
35
Огонь, вода и газ
1
36
Чтобы путь был счастливым
1
37
Дорожные знаки
1
38
Проект «Кто нас защищает»
1
39
Опасные места
1
40
Природа и наша безопасность
1
41
Экологическая безопасность
1
Чему учит экономика (12 ч)
42
Для чего нужна экономика
1
43
Природные богатства и труд людей – основа экономики
1
44
Полезные ископаемые
1
45
Растениеводство
1
46
Животноводство
1
47
Какая бывает промышленность
1
48
Проект «Экономика родного края»
1
49
Что такое деньги
1
50
Государственный бюджет
1
51
Семейный бюджет
1
52
Экономика и экология
1
53
Экономика и экология
1
Путешествия по городам и странам (15 ч)
54
Золотое кольцо России
1
55
Золотое кольцо России
1
56
Золотое кольцо России
1
57
Проект «Музей путешествий»
1
58
Наши ближайшие соседи
1
59
На севере Европы
1
60
Что такое Бенилюкс
1
61
В центре Европы
1
62
По Франции и Великобритании
1
63
По Франции и Великобритании
1
64
На юге Европы
1
65
По знаменитым местам мира
1
66
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
1
67
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
1
68
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»