kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Программа разработана на 68 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Используемые организационные формы обучения


Проверочные работы

практические работы, ч.

экскурсии

проекты

I.

Земля и человечество

9

1

4


1

II.

Природа России

10

1

2



III.

Родной край - часть большой страны

15

2

2

3

1

IV.

Страницы Всемирной истории

6

1



1

V.

Страницы истории Отечества

20

1



1

VI.

Современная Россия

8

2


1

1


Итого


68

8

8

3

5

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


/п


Тематическое планирование









Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Дата занятий


по плану

фактически

Причина несоответствия

Земля и человечество (9 ч)


1.

Мир глазами астронома(открытие нового знания).

Учеб., ч. 1., с. 4–8.

1

- Знакомитьсяс учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника,выбиратьпроекты для выполнения; -пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказыватьо мире, с точки зрения астронома; работать в паре: изучатьпо схеме строение Солнечной системы,перечислятьпланеты в правильной последовательности,моделировать строение Солнечной системы; -извлекатьиз текста учебника цифровые данные о Солнце,выписывать их в рабочую тетрадь; - работать со взрослыми: находить дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах,готовитьсообщения; - формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке




2.

Планеты Солнечной системы (открытие нового знания).

Учеб., с. 9–15

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; на основе строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку; - различать планеты и их спутники; - работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца; - практическая работа:моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;- устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; - работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля ( телескопа); - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке




3.

Звездное небо – Великая книга природы (открытие нового знания).

Учеб., с. 16–21

Практическая работа № 2 «Знакомство с картой звездного неба».

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить - работать в паре :изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия; - моделировать изучаемые созвездия; - определять направление на север по Полярной звезде; - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; -работатьс терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке




4.

Мир глазами географа(открытие нового знания).

Практическая работа № 3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».

Учеб., с. 22–29


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сравнивать глобус и карту полушарий; - находить условные знаки на карте полушарий; - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества ;- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; - извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; -работатьс терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке




5.

Мир глазами историка(открытие нового знания).

Учеб., с. 35–41


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - составлять рассказы о мире , с точки зрения историка; - характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого ; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города(села);-работатьс терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке




6.

Когда и где?(открытие нового знания.)

Практическая работа № 4 «Знакомство с историческими картами».

Учеб., с. 42–46 знакомство с историческими картами.


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; - обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; - работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




7.

Мир глазами эколога(открытие нового знания).

Учеб., с. 47–53


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказывать о мире с точки зрения эколога; - работать в группе: анализировать современные экологические проблемы ,предлагать меры по их решению; - знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды ; - находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке




8.

Сокровища Земли под охраной человека(открытие нового знания). Обобщение по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа № 1.

Учеб., с. 48–56


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказать о причинах появления Списка Всемирного наследия; - различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; - работать в паре : знакомиться по карте – схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия , определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; - читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений; - извлекать из дополнительной литературы , Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




9.

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия).

1

В процессе презентации проектов обучающиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; - готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.




Природа России (10 ч)


10.

Равнины и горы России (открытие нового знания). Практическая работа № 5 «Поиск и показ равнин и гор на карте России».

Учеб., с. 64–71

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре : находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте ; - различать холмистые и плоские равнины ; - характеризовать формы земной поверхности России , рассказывать о них по личным впечатлениям; - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; - выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; - работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




11.

Моря, озера и реки России (открытие нового знания).

Учеб., с. 72–77

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте; - различать моря Северного и Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; - характеризовать особенности изучаемых водных объектов; - находить в интернете сведения о загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями; - работа со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»; - готовить сочинения на тему урока; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




12.

Природные зоны России (открытие нового знания). Практическая работа № 6 «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России».

Учеб., с. 30–34

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: знакомится с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку; - устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; -находить на карте природных зон области высотной поясности; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




13.

Зона арктических пустынь (открытие нового знания).

Учеб., с. 78–86

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; -находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенности солнечными лучами; - работа в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания; - рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших в следствии этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - характеризовать зону арктических пустынь по плану; - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




14.

Тундра(открытие нового знания).

Учеб., с. 87–97

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами; - работа в паре: рассматривать вы гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания; -рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь; - изготавливать макет участка тундры; - извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы, энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




15.

Леса России(открытие нового знания).

Учеб., с. 98–105

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов;моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу тундры и лесных зон; - находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




16.

Лес и человек(открытие нового знания).

Учеб., с. 106–113


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов;моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу тундры и лесных зон; - находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




17.

Зона степей (открытие нового знания).

Учеб., с. 114–122


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; - устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - обсуждать экологические проблемы зоны степей и пусти их решения; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; - характеризовать зону степей по плану; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




18.

Пустыни (открытие нового знания).

Учеб., с. 122–131

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительными животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; - обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; - изготавливать макет участка пустыни; - характеризовать зону пустынь по плану; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




19.

У Чёрного моря (открытие нового знания).Обобщение по разделу

«Природа России ».

Проверочная работа № 2.

Учеб., с. 132–142

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; - устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;- обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа; - совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий Г.Сочи, в национальный парк «Сочинский»; - обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; - работать с терминологическим словариком; - характеризовать зону субтропиков по плану; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




Родной край – часть большой страны (15 ч)


20.

Наш край (открытие нового знания). Знакомство с картой родного края

Учеб., с. 144–146


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; - характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; - оценивать свои достижения на уроке.




21.

Поверхность нашего края(открытие нового знания).

Учеб., с. 147–153

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края; - обсуждать меры по охране поверхности своего края; - изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;- работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом(селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения .




22.

Водные богатства нашего края(открытие нового знания).

Учеб., с. 154–158

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работа в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда); - моделировать значение водных богатств в жизни людей; - выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; - обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»; - участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе); -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




23.

Наши подземные богатства (открытие нового знания).

Практическая работа № 7 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».

Учеб., с. 159–170

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; - практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщения и представлять его классу; - сравнивать изученные полезные ископаемые;- работатьсо взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; - обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




24.

Земля – кормилица (построение системы знаний).

Учеб., с. 171–175

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить;- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; - работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку; - выполнять задания из электронному приложения к учебнику;- обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата –под ногами» из книги «Великан на поляне»; - извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.




25.

Жизнь леса (построение системы знаний).

Учеб., с. 175–182

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; - рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; - моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; - обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; - обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; - работатьсо взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




26.

Жизнь луга (построение системы знаний).

Учеб., с. 182–190

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; - рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных, грибах своего региона; - моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию; - характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; - сравнивать природные особенности леса и луга; - приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; - составлять памятку «Как вести себя на лугу»; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




27.

Жизнь в пресных водах(построение системы знаний). Учеб., с. 191–200

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: описывать водоем по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме; - рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края; - моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; - характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; - обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; - извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




28-30.

Природные сообщества родного края (экскурсии)(построение системы знаний).

3

- Наблюдать объекты и явления природы; - определять природные объекты с помощью атласа определителя; - фиксировать результаты наблюдения; - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах.




31.

Растениеводство в нашем крае.(открытие нового знания).

Практическая работа № 8

«Знакомство с культурными растениями края».

Учеб., с. 201–213


1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - выявлять зависимость растениеводства с регионе от природных условий; - работа в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; - практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зерна зерновых культур;- различать сорта культурных растений ( на примерах, характерных для региона); - работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




32.

Животноводство в нашем крае (открытие нового знания).

Учеб., с. 214–222.

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

Проверочная работа № 3.

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; - различать породы домашних животных ( на примерах, характерных для региона); - работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




33.

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия).

1

В процессе презентации проектов обучающиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музее, обрабатывать материалы экскурсий; - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; - готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.




34.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие (развивающий контроль).

Проверочная работа № 4.

1

- Выполнить тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.




Страницы Всемирной истории (6 ч)


35.

Начало истории человечества (открытие нового знания).

Учеб., ч. 2, с. 4–7

1

- Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-ой части учебника, выбирать проекты для выполнения; - понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить; - определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; - обсуждать роль огня и приручения животных; - анализировать иллюстрации учебника; - рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей и жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; - понимать роль археологии и изучении первобытного общества; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




36.

Мир древности: далекий и близкий (открытие нового знания).

Учеб., с. 8–14

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; - находить на карте местоположение древних государств; - извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; - обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; - понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; - работать с терминологическим словариком; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




37.

Средние века: время рыцарей и замков(открытие нового знания).

Учеб., с. 15–21

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья; - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;- сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




38.

Новое время: встреча Европы и Америки.(открытие нового знания).

Учеб., с. 22–27

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; -обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; - обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; - характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; - развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




39.

Новейшее время: история продолжается сегодня(открытие нового знания).

Учеб., с. 28–32

Обобщение по разделу «Страницы Всемирной истории». Проверочная работа № 5.

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; - характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI веков; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




40.

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия).

1

В процессе презентации проектов обучающиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музее, обрабатывать материалы экскурсий; - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; - готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.




Страницы истории России» ( 20 ч)


41.

Жизнь древних славян (открытие нового знания). Учеб., с. 34–39

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - анализировать карту расселения племен древних славян; - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян; - моделировать древнеславянское жилище; - составлять план рассказа на материале учебника; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




42.

Во времена Древней Руси.(открытие нового знания).

Учеб., с. 40–45

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9 11 веках; - характеризовать систему государственной власти в 9-11 веках в Древней Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.




43.

Страна городов (открытие нового знания).

Учеб., с. 46–54

1

-Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения , занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения презентовать их на уроке; - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; - развивать воображение , реконструируя жизнь древних новгородцев; -обсуждать. Почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; - характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы.




44.

Из книжной сокровищницы Древней Руси (открытие нового знания).

Учеб., с. 55–58

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




45.

Трудные времена на Русской земле(построение системы знаний). Учеб., с. 59–64

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - прослеживать по карте нашествия Батыя на Русь; - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия ; - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов ; - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; - находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками ; - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; - высказать своё отношение к личности Александра Невского ; - работать с терминологическим словарём; - заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




46.

Русь расправляет крылья (открытие нового знания).

Учеб., с. 65–69

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; - рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; - прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления ; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




47.

Куликовская битва(открытие нового знания) Учеб., с. 70–74

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; - составлять план рассказа о Куликовской битве; - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; - моделировать ход Куликовской битвы; - отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; - обсуждать, почему так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского ; - рассказывать о поединке богатырей; - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - осознавать роль Куликовской битвы в истории России; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




48.

Иван Третий.(открытие нового знания).

Учеб., с. 75–81

1

-Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказывать об изменении политики в отношении Золотой орды; - описывать по иллюстрации в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждать значение освобождения от монгольского ига; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига , венчания Ивана Грозного на царство; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




49.

Мастера печатных дел (построение системы знаний).

Учеб., с. 82–86

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника(по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; - работать с терминологическим словарём; - развивать воображение , «обучая грамоте « учеников 17 века; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




50.

Патриоты России (открытие нового знания).

Учеб., с. 87–93

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; - отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словарём ; - рассказывать об этом событии от имени участников ополчения; - осознавать роль борьбы за независимость в начале 16 века в истории России; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




51.

Пётр Великий (открытие нового знания).

Учеб., с. 94–100

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре 1, которой нет в учебнике; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга ; - обсуждать, заслуженно ли Пётр 1 стал называться Великим ; - отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - находить на карте приобретения города, основанные Петром 1; - высказывать своё отношение к личности Петра Великого; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




52.

Михаил Васильевич Ломоносов (построение системы знаний).

Учеб., с. 101–104

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета ; - извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; - высказывать своё отношение к личности М.В.Ломоносова; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




53.

Екатерина Великая (открытие нового знания).

Учеб., с. 105–111

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - обсуждать, заслуженно ли Екатерина вторая стала называться Великая; - описывать достопримечательности Петербурга ; - сравнивать положение разных слоёв российского общества; - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва; - прослеживать по карте рост территории государства ; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; - извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в 18 веке; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




54.

Отечественная война 1812 года (открытие нового знания).

Учеб., с. 112–119



- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну1812 года; - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - обсуждать , почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждать, почему после отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; - извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года , готовить доклады, презентовать их в классе; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




55.

Страницы истории XIX века (открытие нового знания).

Учеб., с. 122–126


- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщении и презентовать их на уроке; - работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль; - сопоставлять исторические источники; - извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в 19 веке в регионе; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




56.

Россия вступает в ХХ век (открытие нового знания).

Учеб., с. 127–133


-Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны , Февральской и Октябрьской революций; - составлять план рассказа о событиях начала 20 века и рассказывать о них по плану; - интервьюировать взрослых членов семьи о том , какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи; - развивать воображение, составляя от лица журналиста начала 20 века интервью с учёным, каким он видит наступивший век; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.





57.

Страницы истории 20–30-х годов (открытие нового знания).

Учеб., с. 136–139



- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны; - сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии ,знакомиться с символикой герба СССР; - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; - в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; - знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе внеурочной экскурсии ); -прослушивать в записях песни 1930-х годов; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




58.

Великая война и великая Победа (открытие нового знания).

Учеб., с. 140–146

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны ,рассказывать о ней по плану; - обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - встречаться с ветеранами войны , интервьюировать их; - прослушивать в записи песню «Вставай страна огромная» и другие песни времён войны ; - делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; - выяснять в краеведческом музее , какой вклад внёс город (село) в Победу; - собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе) регионе; - интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне , как они встретили День Победы в 1945 году; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.





59.

Страна, открывшая путь в космос (построение системы знаний).

Учеб., с. 147–152

Обобщение по разделу «Страницы истории России».

Проверочная работа № 6.


- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - извлекать из дополнительной литературы , Интернета информацию об освоении космоса; - интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; - прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина; - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; - интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны , о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; - работать с электронным пособием; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




60.

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия).

1

В процессе презентации проектов обучающиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музее, обрабатывать материалы экскурсий; - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; - готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.





Современная Россия (8 ч)


61.

Основной закон России и права человека (открытие нового знания).

Учеб., с. 156–163

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа , автономные области, города федерального значения; - анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - готовить проекты»Декларация прав» (членов семьи, обучающихся класса, учителей и обучающихся) , обсуждать их в классе; - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




62.

Мы – граждане России (построение системы знаний).

Учеб., с. 164–167

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - различать права и обязанности гражданина ,устанавливать их взаимосвязь; - различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства; - следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; - моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры); - работать с терминологическим словарём; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения.




63.

Славные символы России (построение системы знаний).

Учеб., с. 168–174

1

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - знакомиться с особенностями герба Российской Федерации , его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств; - знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы; - выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения , с историей гимна России , отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств; - обсуждать , зачем государству нужны символы; - моделировать символы своего класса, семьи; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




64.

Такие разные праздники (построение системы знаний).

Учеб., с. 175–179

1

Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - различатьпраздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; - знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина; - выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут обучающиеся; - рассказывать о своих любимых праздниках; - работатьсо взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




65-66.

Путешествие по России(открытие нового знания).

Учеб., с. 180–205

Обобщение по разделу «Современная Россия». Проверочная работа № 7.


2

- Пониматьучебные задачи урока и стремиться их выполнить; - знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; - рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры; - анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику; - пользуясь информацией из различных источников , готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору); -формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы иоцениватьдостижения на уроке.




67.

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия).

1

В процессе презентации проектов обучающиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; - готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.




68.

Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие.

Проверочная работа № 8.


1

- Выполнятьтесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Автор: Шукшина Светлана Николаевна

Дата: 13.10.2019

Номер свидетельства: 522555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_2_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "564731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606549828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа.Окружающий мир (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427376689"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа для 2 класса. Окружающий мир"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_dlia_2_klassa_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "458113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518949117"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства