Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», предметная область "Обществознание и естествознание" составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предметная область: обществознание и естествознание.
Срок реализации: 2018-2019 уч.год.
Кол-во часов в неделю: 2 часа
Кол-во часов в год: 70 часов
Класс: 3
Составитель: Сонголова Оюна Бальжинимаевна
Категория: первая
г.Улан-Удэ,
2017г.
Введение
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», предметная область « Обществознание и естествознание» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Плешакова А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для 3 класса В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2013.
Документы, на основании которых составлена рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, на основании приказа №1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего;
Приказ Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.04. 2014 г. № 253» №581 от 20.06.2017г
Примерные программы ФГОС НОО, ФГОС ООО;
Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №38 г. Улан-Удэ».
Главная цель изучения - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
создание условий для формирования и развития у школьников:
творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметныхрезультатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Они приобретут опыт эмоционально окрашенного. Личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Содержание тем учебного предмета, курса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Содержание
Кол-во часов в авторской программе
Кол-во часов в рабочей программе
проекты
экскурсии
Проверочные работы
Практические работы
1
Как устроен мир
6
6
1
1
1 (тест)
20.09
2
Эта удивительная природа
18
18
1
1
1 тест
01.12
6
3
Мы и наше здоровье
10
10
1
1 пр. раб. (тест)
22.12
2
4
Наша безопасность
8
7
1
1
1 тест
09.02
5
Чему учит экономика
13
12
1
1 тест
23.03
3
6
Путешествие по городам и странам
15
15
1
1 пр. раб. (тест)
18.05
Итого
70
70
6
3
6
13
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Дата
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Домашнее задание
Как устроен мир (7ч)
1 (1)
Природа. Ценность природы для людей.
1ч
- доказывать, пользуясь текстом и иллюстрациями учебника, что природа многообразна; формулировать цели биологии и изучения её; классифицировать объекты живой природы на царства; доказывать, что без природы невозможна жизнь людей; анализировать схему значения природы для человека; различать опасные и полезные микроорганизмы;- оценивать результаты своей работы на уроке.
Стр.4-6 р.т. №4,5 стр.4
2 (2)
Человек.
1ч
- находить общность человека и живых существ и отличия его от животных; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; оценивать богатство внутреннего мира человека и его поступков;
Стр.10-14, р.т. стр.7 №4
3 (3)
Наши проекты: «Богатства, отданные людям».
1ч
-определить цель проекта;
-распределять обязанности по проекту в группах;- собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью; подобрать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды),
Подготовка проекта
4 (4)
Общество.
1ч
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать понятие о человечестве; характеризовать место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; характеризовать функции государства;
Стр.18-23 Р.т.№3стр.8
5 (5)
Что такое экология.
1ч
- сопоставлять вид дневного и ночного неба;
- прослеживать на схемах взаимосвязи между живыми существами в природе;
- приводить примеры взаимосвязей живого – неживого, растений и животных, человека и природы;
- описывать окружающую среду для природных объектов;
- рассказывать о виде дневного и ночного неба;
Стр.26-28 , найти книги по экологии, подготовить сообщение по прочитанному
6 (6)
Природа в опасности! Охрана природы.
1ч
- понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
- сопоставлять положительное и вредное влияние человека на окружающую среду;
- обсуждать проблему работы вредных для природы предприятий;
- характеризовать заказники, заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории;
- обсуждать, как каждый может помочь природе;
Стр.29-34 р.т. стр.11 №1-3, подготовить сообщение о растениях и животных своего края, занесённых в Красную книгу.
С.34-37, с. 38*
С. 39-43, задание
№2, с. 43*
7(1)
Тема, вещества, частицы.
1ч
- характеризовать понятия «тело», «вещество», «частица»;
- приводить примеры тел (естественных и искусственных), веществ, частиц;
- приводить примеры цветков и соцветий;
- различать естественные и искусственные тела;
- разграничивать понятия «тела» и «вещества»;
- различать молекулярное строение твердых, жидких и газообразных веществ;
С. 49-52,задание
№2, с. 52*
8(2)
Разнообразие веществ.
1ч
- характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты;
- в ходе практической работы выявлять наличие крахмала в продуктах питания;
- отличать кислоты от других веществ, различать сахар и соль по вкусу;
- описывать изучаемые вещества по плану;
- оценивать свои достижения на уроке.
Стр.55-58, р.т.: №5 стр.25
9 (3)
Воздух и его охрана.
1ч
- исследовать и характеризовать свойства воздуха в ходе практической работы;
- формулировать выводы из учебного эксперимента;
- предлагать меры по охране чистоты воздуха;
- интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;
Стр.59-63
10(4)
Вода.
1ч
- исследовать и характеризовать свойства воды в ходе практической работы;
- формулировать выводы из учебного эксперимента;
- моделировать в виде схемы увеличение расстояний между молекулами воды при нагревании и уменьшение – при охлаждении;
11(5)
Превращения и круговорот воды.
1ч
- наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадение дождя;
- моделировать кругооборот воды в природе;
Стр.64-66
12 (6)
Берегите воду.
1ч
- моделировать в виде схемы источники загрязнения воды;
- обсуждать меры по экономии воды;
- интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды;
Стр.69-73
13(7)
Что такое почва?
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- исследовать свойства почвы в ходе учебного эксперимента;
- обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в структуре почвы;
- описывать одну из птиц по плану;
- выявлять роль дождевых червей в структурировании почвы;
- характеризовать процессы образования и разрушения почвы;
Стр.74-77
14 (8)
Разнообразие растений.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать предложенный список растений по группам;
- определять с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе;
- рассказывать о разнообразии растений;
Стр.78-81
15 (9)
Солнце, растения и мы с вами.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
- выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
- доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
Стр.82-85
16 (10
Размножение и развитие растений.
1ч
- характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;
- наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
- выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
- характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;
Стр.87-92
18 (11)
Охрана растений.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
Стр.94-97
19 (12)
Разнообразие животных.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
-приводить примеры животных разных групп;
- с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе;
- работать с электронным приложением к учебнику;
- формулировать выводы по изученному материалу;
Подготовка проекта
20 (13)
Кто что ест?
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать и приводить примеры животных по типу питания;
- анализировать схемы цепей питания;
- обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
- оценивать свои достижения на уроке;
- готовиться к выполнению проекта «Разнообразие природы родного края»
Стр.100-105.
21 (14)
Презентация проекта «Разнообразие природы родного края».
1ч
- изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта;
- определить цель и этапы работы;
- распределить обязанности;
- подбирать открытки, делать слайды;
- презентовать «Книгу природы родного края».
Стр.106-111
22 (15)
Размножение и развитие животных.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать животных разных групп по способу размножения;
- моделировать стадии размножения животных разных групп;
- рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;
- работать с терминологическим словариком;
Стр.112-116
23 (16)
Охрана животных.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
- с помощью атласа-определителя определять животных, занесенных в Красную книгу России;
- обсуждать меры по охране животных;
- формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;
- с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее;
Стр.118-120
24 (17)
В царстве грибов.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать строение шляпочных грибов;
- с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
- моделировать различие грибов-двойников;
Не задано
25 (18)
Великий круговорот жизни
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;
- обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;
- моделировать круговорот веществ в природе;
- рассказывать о круговороте веществ на Земле;
Стр.122-124
26 (19)
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.
1ч
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
Стр.126-129
27 (1)
Организм человека.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
- обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
- анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника;
Стр.134-137
28 (2)
Органы чувств.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- самостоятельно изучить материал темы и подготовить рассказы по данному плану (работа в группе);
- опознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
- формулировать правила гигиены органов чувств;
Стр.138-141
29 (3)
Надежная защита организма.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- изучить в ходе практической работы свойства кожи;
- характеризовать средства гигиены и ухода за кожей по их назначению;
- характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;
- подготовить рассказ об уходе за кожей;
Подготовка проекта
30 (4)
Опора тела и движение.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать роль скелета и мышц для опоры тела и движения;
- характеризовать роль правильной осанки для здоровья организма;
Стр.144-146
31 (5)
Наше питание.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать наличие питательных веществ в продуктах питания;
- моделировать строение пищеварительного тракта;
- моделировать схему движения пищи по пищеварительному тракту, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;
- обсуждать правила рационального питания;
- составлять меню здорового питания;
Стр.147-149
32 (6)
Наши проекты «Школа кулинаров»
1ч
- изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта;
- определить цель и этапы работы;
- распределить обязанности;
- подбирать открытки, делать слайды;
- презентовать проект
Стр.150-153
33 (7)
Дыхание и кровообращение.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме;
- моделировать строение дыхательной системы;
- характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;
- моделировать строение кровеносной системы;
- обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;
- учиться находить пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту в ходе практической работы;
Не задано
34 (8)
Умей предупреждать болезни.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать факторы закаливания;
- формулировать правила закаливания;
- составлять памятку по закаливанию;
- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
- работать с терминологическим словариком;
Стр.4-7
35 (9)
Здоровый образ жизни.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;
- обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;
Стр.8-13
36 (10)
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа.
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
Стр.14-17
37 (1)
Огонь, вода и газ.
1ч
- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
- моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;
Стр.20-24
38 (2)
Чтобы путь был счастливым.
1ч
- готовить (в группах) сообщения по самостоятельно подготовленному правилу поведения на улице и в транспорте;
- формулировать правила безопасного поведения;
- обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
- выполнять тесты с выбором ответа о правильном – неправильном поведении на улице и в транспорте;
Стр.25-30
39 (3)
Дорожные знаки.
1ч
- анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;
- выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;
- моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;
Стр.31-36
40 (4)
Наши проекты: «Кто нас защищает»
1ч
- изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта;
- определить цель и этапы работы;
- распределить обязанности;
- подбирать открытки, делать слайды;
- презентовать проект
Не задано
41 (5)
Опасные места.
1ч
- обсуждать потенциальные опасности дома и вне его;
- моделировать опасные места в своем дворе в виде схемы;
- составлять памятку по избеганию опасности;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
Стр.38-41
42 (6)
Природа и наша безопасность.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать опасности природного характера;
- находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;
- характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
- отличать гадюку от ужа;
Стр.42-45
43 (7)
Экологическая безопасность.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать по схеме цепь загрязнения;
- приводить примеры цепей загрязнения;
- моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;
- в ходе практической работы наблюдать за состоянием воды при ее очистке бытовым фильтром;
Стр.46-50
44 (8)
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.
1ч
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
Стр.51-54
45 (1)
Для чего нужна экономика.
1ч
- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить;
- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
- приводить примеры товаров и услуг;
- формулировать роль труда в создании товаров и услуг;
- разграничивать товары и услуги;
- работать с терминологическим словариком;
- прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;
Стр.60-63
46 (2)
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике;
- приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;
- прослеживать взаимосвязь туда людей разных профессий при производстве товаров;
- раскрывать роль науки в экономическом развитии;
- подчеркивать роль профессий родителей в экономике;
Подготовка проекта
47 (3)
Полезные ископаемые.
1ч
- определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;
- выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;
- характеризовать особенности предприятий горнодобывающей промышленности (шахты, карьеры, нефтяные вышки);
- с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;
Стр. 67-70
48 (4)
Растениеводство.
1ч
- в ходе практической работы исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;
- обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;
- различать и классифицировать зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы;
- определять с помощью атласа-определителя культурные растения;
- характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;
- выявлять связь растениеводства и промышленности;
Стр.71-74
49 (5)
Животноводство.
1ч
- классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
- характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных для экономики и труд животноводов;
- выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
- работать с терминологическим словариком;
- исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
Стр.75-78
50 (6)
Какая бывает промышленность.
1ч
- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
- соотносить продукцию и отрасли промышленности;
- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
- характеризовать труд работников отраслей промышленности;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
Стр.79-84
51 (7)
Наши проекты «Экономика родного края»
1ч
- изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта;
- определить цель и этапы работы;
- распределить обязанности;
- подбирать открытки, делать слайды;
- презентовать проект
Не задано
52 (8)
Что такое деньги?
3ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- классифицировать товарно-денежные отношения (бартер и купля – продажа);
- обсуждать, от чего зависит цена товара;
- характеризовать роль денег в товарно-денежных отношениях;
- моделировать ситуации бартера и купли-продажи;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
Стр.86-96
53 (9)
Государственный бюджет.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
- определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
- выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
- моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
Подготовить проект
54 (10)
Семейный бюджет.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
- выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;
- определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;
- обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными;
- моделировать семейный бюджет;
Стр.100-105
55 (11)
Экономика и экология.
1ч
- характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду и меры по его нейтрализации;
- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
- обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;
- приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;
- моделировать экологические прогнозы;
Стр.108-1171ч
56 (12)
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика?». Проверочная работа.
1ч
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
Стр.118-124
57-59 (1-3)
Путешествие по Золотому кольцу.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать туристический маршрут по карте в учебнике и настенной карте России;
- рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
- опознавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
- составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
Стр.132-141
60 (4)
Наши проекты «Музей путешествий»
1ч
- собрать фотографии, открытки, значки, сделать этикетки, кем, когда и где собран материал;
- выделить полки в классном шкафу (на стеллаже в классе, в школьном музее, в рекреации под экспонаты, разместить их;
- подготовить сообщения (экскурсии по музею);
- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.
Стр.142-148
61 (5)
Наши ближайшие соседи.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
- обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
Стр.149-153
62 (6)
На севере Европы.
1ч
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- самостоятельно по группам изучить материал учебника о Скандинавских странах (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны на политической карте Европы и её столицы;
- выступить одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений;
- работать с терминологическим словариком;
- соотносить флаги стран с их принадлежностью государству;
- опознавать по фотографиям достопримечательности Скандинавии; её замечательных людей;
- составлять вопросы к викторине по скандинавским странам;
63 (7)
Что такое Бенилюкс?
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о странах Бенилюкса (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте;
- соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями;
- составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;
- описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;
- выполнять задания электронного приложения к учебнику;
- используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам;
64 (8)
В центре Европы.
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- самостоятельно по группам изучить материал о Германии, Австрии и Швейцарии (по одной стране на группу), используя информацию учебника, подготовить сообщение и выступить с ним, показывая страну и ее города на настенной карте;
- соотносить достопримечательности и страну, где они находятся;
- опознавать достопримечательности по фотографиям;
65 (9)
По Франции и Великобритании.
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- самостоятельно изучать информацию учебника и выступать с сообщениями;
- описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям;
- составлять вопросы для викторины;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- в дополнительной литературе
66 (10)
На юге Европы.
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о Греции и Италии (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте;
- соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями;
- составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;
- описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;
67-70(11-14)
По знаменитым местам
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;
- обсуждать цели международного туризма;
- работать с картой;
- соотносить фотографии памятников с той страной, где они находятся;
16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:
вырубка лесов ради древесины;
загрязнение воздуха;
истребление животных ради меха;
загрязнение водоёмов;
слив сточных вод;
исчезновение некоторых видов животных;
выбросы дыма от заводов и фабрик.
уменьшение количества лесов
17. Сведения о редких растениях и животных занесены:
в Почётную книгу;
в Красную книгу
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме
«Превращения и круговорот воды»
Учащийся ………………………………………………………………………………
1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:
Вода ………………………. при нагревании и ……………………… при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший ……………………… Воду можно очистить с помощью ……………………… .
2.Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры. Ответ напишите.
3.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:
не имеет цвета.
Не имеет запаха.
Расширяется при нагревании.
Сжимается при охлаждении.
Растворитель.
Плохо проводит тепло.
Прозрачность.
Текучесть.
Воздух ……………………………………………………………………………………
Вода ……………………………………………………………………………………….
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме
«Эта удивительная природа»
Учащийся ………………………………………………………………………………
1.Что называют телом?
всё то, что сделано руками человека;
любой предмет, любое живое существо;
любое растение, насекомое, птицу или животное.
2.В какой строчке указаны только тела?
кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
парта, доска, стол, стул, лампа;
карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3.В какой строчке указаны только вещества?
алюминий, железо, медь;
алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?
вода, крахмал, соль, перец;
кефир, ряженка, хлор, фтор;
азот, кислород, углекислый газ.
5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
в твёрдых;
в жидких;
в газообразных.
6.Какие вещества входят в состав воздуха?
водород, медь, цинк;
кислород, азот, углекислый газ;
хлор, фтор, йод.
7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?
азот;
кислород;
углекислый газ.
8.Какими свойствами обладает воздух?
голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;
прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
9.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
при нагревании воздух расширяется;
при охлаждении воздух сжимается;
воздух плохо проводит тепло.
10.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
11.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
вода, превращаясь в лёд, расширяется;
вода, превращаясь в лёд, сжимается;
повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
12.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
вода с поверхности пола испарилась;
вода впиталась в поверхность пола;
вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
13.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?
облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши
испарение воды водяной пар облако;
облако поверхность океанов, морей, рек и суши капельки воды
водяной пар облако;
облако водяной пар поверхность океанов, морей, рек и суши
капелька воды облако.
14.За счёт чего в скалах и в камнях образуются трещины?
за счёт нагревания скал и камней в тёплые солнечные дни;
за счёт остывания скал и камней по ночам;
за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней.
15.Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
животные;
растения;
грибы и микробы.
16.Что образуется при разрушении скал и камней?
песок и глина;
мрамор и гранит;
вода и газ.
17.К какой природе можно отнести почву?
к живой;
к неживой;
неживая и живая природа в почве соединяются.
18.Из чего состоит почва?
из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
19.Что растения получают из почвы?
перегной, песок, глину;
воздух, воду, соли;
остатки растений и животных.
20.Что влияет на плодородие почвы?
наличие в почве перегноя;
наличие в почве воды;
наличие в почве песка и глины.
21.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
благодаря животным, обитающим в почве;
благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;
благодаря микробам, живущим в почве.
22.Как называется наука о растениях?
ботаника;
зоология;
астрономия.
23.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:
16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:
вырубка лесов ради древесины;
загрязнение воздуха;
истребление животных ради меха;
загрязнение водоёмов;
слив сточных вод;
исчезновение некоторых видов животных;
выбросы дыма от заводов и фабрик.
уменьшение количества лесов
17. Сведения о редких растениях и животных занесены:
в Почётную книгу;
в Красную книгу
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме
«Превращения и круговорот воды»
1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:
Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра .
2.Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры. Ответ напишите.
Образуются пещеры. Вода разрушает горные породы, горы, которые сложены горными породами, изменяет поверхность Земли. В морях, океанах, некоторых озёрах вода солёная на вкус. Благодаря растворяющимся свойствам воды образуются минеральные источники.
3.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:
не имеет цвета.
Не имеет запаха.
Расширяется при нагревании.
Сжимается при охлаждении.
Растворитель.
Плохо проводит тепло.
Прозрачность.
Текучесть.
Воздух – 1, 2, 3, 4, 6, 7
Вода – 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме
«Эта удивительная природа»
1.Что называют телом?
всё то, что сделано руками человека;
любой предмет, любое живое существо;
любое растение, насекомое, птицу или животное.
2.В какой строчке указаны только тела?
кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
парта, доска, стол, стул, лампа;
карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3.В какой строчке указаны только вещества?
алюминий, железо, медь;
алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?
вода, крахмал, соль, перец;
кефир, ряженка, хлор, фтор;
азот, кислород, углекислый газ.
5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
в твёрдых;
в жидких;
в газообразных.
6.Какие вещества входят в состав воздуха?
водород, медь, цинк;
кислород, азот, углекислый газ;
хлор, фтор, йод.
7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?
азот;
кислород;
углекислый газ.
8.Какими свойствами обладает воздух?
голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;
прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
9.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
при нагревании воздух расширяется;
при охлаждении воздух сжимается;
воздух плохо проводит тепло.
10.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
11.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
вода, превращаясь в лёд, расширяется;
вода, превращаясь в лёд, сжимается;
повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
12.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
вода с поверхности пола испарилась;
вода впиталась в поверхность пола;
вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
13.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?
облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши
испарение воды водяной пар облако;
облако поверхность океанов, морей, рек и суши капельки воды
водяной пар облако;
облако водяной пар поверхность океанов, морей, рек и суши
капелька воды облако.
14.За счёт чего в скалах и в камнях образуются трещины?
за счёт нагревания скал и камней в тёплые солнечные дни;
за счёт остывания скал и камней по ночам;
за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней.
15.Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
животные;
растения;
грибы и микробы.
16.Что образуется при разрушении скал и камней?
песок и глина;
мрамор и гранит;
вода и газ.
17.К какой природе можно отнести почву?
к живой;
к неживой;
неживая и живая природа в почве соединяются.
18.Из чего состоит почва?
из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
19.Что растения получают из почвы?
перегной, песок, глину;
воздух, воду, соли;
остатки растений и животных.
20.Что влияет на плодородие почвы?
наличие в почве перегноя;
наличие в почве воды;
наличие в почве песка и глины.
21.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
благодаря животным, обитающим в почве;
благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;
благодаря микробам, живущим в почве.
22.Как называется наука о растениях?
ботаника;
зоология;
астрономия.
23.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами: