Раочая программа по учебному курсу " Окружающий мир", разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с возможностями учебно - методического комплекта. с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу « Окружающий мир» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2015),
с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Программа предназначена для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы.
В авторскую программу изменения не внесены.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного курса: представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Задачи курса:
воспитание любви к своему городу, к своей Родине, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств;
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осознание отдельных связей в природе и социальном мире;
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Основные принципы отбора материала:
1.Принцип интеграции.
2.Педоцентрический принцип.
3.Культурологический принцип.
4.Экологизация.
5.Принцип поступательности.
6.Краеведческий принцип.
Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков: выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений;
Компетентностей:
- учебно-познавательной деятельности; сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
- информационные; владение современными средствами информации, поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование. Сохранение и использование в нужных целях.
- коммуникативные; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заполнить анкету и др.
Содержание программы(68 часов)
Введение.
Окружающий мир, предметы и изделия созданные человеком.
Кто ты такой.
Чем люди похожи и чем отличаются один от другого.
Органы чувств.
Ты и твоё здоровье значение режима дня, гигиены и закаливания.
Твоё здоровье и питание.
Культура поведения.
ОБЖ:здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах, при опасных жизненных ситуациях. Помощь человеку попавшему в беду.
Кто живёт рядом с тобой.
Что такое семья. Как семья трудится. Проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье. Твоё участие в жизни семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению. Твои друзья – одноклассники. Как управлять своими эмоциями.
Россия – твоя Родина.
Что такое Родина. Флаг и герб России. Родной край – частица Родины. Труд, быт людей. Хлеб – главное богатство России. Профессии людей. Города России. Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России. Как Русь начиналась. Древняя Русь. Первые русские князья. Особенности быта славян. Как Москва возникла и строилась.
Мы жители Земли.
Солнечная система. Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Царство природы. Природные сообщества. Жизнь леса. Леса России. Леса родного края. Обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоёма. Свойство воды. Растительный и животный мир водоёма. Река как водный поток. Охрана водоёмов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Растения и животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Сезонный труд людей. Природа и человек. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.
Формы организации обучения: урок, урок-практикум, урок-игра, урок-исследования, экскурсии.
Методы обучения: наблюдение (чувственное восприятие), опыт и эксперимент (рассуждение), упражнение, решение проблемной ситуации, наблюдение в уголке природы, экскурсии, целевые прогулки, словесный (рассказ, инструктаж, объяснение, чтение статей учебника, литературы (справочной и дополнительной), беседа, игровые методы обучения, логические задачи, творческие задания.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, интегрированное, дифференцированное, проектное.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение данного предмета во 2 классе отводится 68 ч. (2 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения программы
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 -м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Воспитание уважительного отношения к своей стране, любви к родному краю, к своей семье.
Воспитание гуманного и толерантного отношения к людям.
Принятие норм нравственного поведения в природе.
Формирование основ экологической культуры.
Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменения среды обитания.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» вявляется формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.)
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Способность в связной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира;
расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и в обществе;
использование полученных знаний в продуктивной деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение).
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
кратко характеризовать Солнечную систему;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
К концу обучения во 2 классе обучающиеся могут научиться:
читать информацию, представленную в виде схемы;
проводить несложные опыты и наблюдения;
приводить примеры из Красной книги России;
ориентироваться в понятиях : Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы и т.д.
В период обучения во 2 классе формируются ключевые компетентности: познавательная, коммуникативная, информационная и рефлексивная.
Учебно-тематический план
В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 68часов (2 часа в неделю).
№
п/п
Тематический блок
Коли
чество часов
ИКТ
Проект.
деят.
Исследов. деят.
1
Что окружает человека
2
1
2
Кто ты такой
13
3
1
3
3
Кто живет рядом с тобой
6
2
4
Россия – твоя Родина
12
3
1
2
5
Мы – жители Земли
35
15
7
11
Итого:
68
22
11
16
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего час.
В том числе
Дата по плану
Дата по факту
Тип урока
Прак раб
Сам раб.
Кон раб
Тесты
Экскур.
1 четверть.
1.
Введение.
2
1.
Что тебя окружает. ИКТ
В.
1
4.09
2.
Бывают ли чудеса на свете?
К.
7.09
2.
Кто ты такой
13
3
Все мы –люди.
Н.
11.09
4
Наши помошники-органы чувств. Обоняние.
К.
14.09
5
Вкус и осязание. ИКТ
К.
1
18.09
6
Что такое здоровье?
У.и.
21.09
7
Режим дня школьника.
У.п.
1
25.09
8
Что такое физическая культура?
К.
28.09
9
Закаляться может каждый.
Н.
2.10
10
Что такое правильное питание.
Пр.
1
5.10
11
О витаминах. ИКТ
У.и.
9.10
12
О правилах питания.
Пр.
12.10
13
Правила дорожного движения. ИКТ
К.
1
16.10
14
Чтобы избежать неприятностей.
У.п.
19.10
15
Зачем изменять себя.
Уи.
23.10
3.
Кто живёт рядом с тобой.
6
16
Что такое семья.
В.
1
26.10
17
Домашнее хозяйство.
К.
30.10
2 четверть
18
Семейный досуг.
Пр.
9.11
19
Какие бывают правила.
Пр.
13.11
20
Умеешь ли ты дружить?
У.д.
16.11
21
Умеешь ли ты общаться?
У.п.
20.11
4.
Россия - твоя Родина.
12
22
Родина-что это значит?
У.и.
23.11
23
Города России. ИКТ
Пр.
27.11
24
День России.
30.11
25
Родной край- частица Родины. ИКТ
Экс.
1
4.12
26
История рассказывает о прошлом.
Экс.
7.12
27
Как Русь начиналась.
В..
11.12
28
О труде славян.
Н..
14.12
29
Первые русские князья.
З.
18.12
30
Мы- граждане России.
У.и.
21.12
31
Как трудятся россияне.
У.д.
25.12
32
Все профессии нужны.
У.д.
1
28.12
3 четверть.
33
Знаменитые города России. ИКТ
Экс.
11.01
5.
Мы-жители Земли
35
34
Солнечная система. ИКТ
В.
15.01
35
Земля- планета Солнечной системы.
У.и.
18.01
36
Глобус – модель Земли.
У.п.
1
22.01
37
Бактерии. Грибы. ИКТ
У.и.
25.01
38
Бактерии. Грибы.
У.и.
1
29.01
39
Какие животные живут на земле. ИКТ
У.д.
1.02
40
Как животные воспринимают мир.
Пр.
5.02
41
Как животные защищаются и питаются ,строят жилища.
Пр.
8.02
42
Как животные защищаются и питаются,строят жилища.
Пр.
12.02
43
Животные воспитывают потомство.
Пр.
15.02
44
Какие бывают растения.
Н.
1
19.02
45
Органы растения и их значения для его жизни.
У.и.
1
22.02
46
Органы растения и их значения для его жизни
З.
1
26.02
47
Что такое лес?
Экс.
1
29.02
48
Как развивается растение.
У.п.з.
1
4.03
49
Деревья леса. ИКТ
У.и.
7.03
50
Кустарники леса. ИКТ
У. н.
1
11.03
51
Травянистые растения леса. ИКТ
У.п.з.
1
14.03
52
Лесная аптека. ИКТ
У.и.
1
18.03
53
Звери леса. ИКТ
У.и.
21.03
54
Птицы – лесные жители. ИКТ
У.и.
1
25.03
4 четверть
55
Ужи – обитатели леса. ИКТ
Н.
4.04
56
Насекомые леса. ИКТ
Н.
8.04
57
Мы пришли в лес.
Экс.
1
11.04
58
Путешествие капельки.
У.ск.
15.04
59
Свойства воды.
У.и.
1
18.04
60
Рыбы – обитатели водоёмов. ИКТ
Пр.
22.04
61
Пресный водоём.
Экс.
1
25.04
62
Болото – естественный водоём. ИКТ
У.и.
1
29.04
63
Жизнь луга. Растения луга.
Экс.
1
6.05
64
Животные луга.
К.
13.05
65
Растения и животные поля. ИКТ
К.
1
16.05
66
Растения и животные сада.
К.
1
20.05
67
Контрольная работа
К.р.
1
23.05
68
Будем беречь природу. ИКТ
Пр.
27.05
Итого:
68
11
3
3
5
3
Сокращения:
В- вводный урок
Н.- новый материал
К.- комбинированный урок
У.п.- урок-практикум.
Пр.- урок-проект.
У.д.- урок-диалог.
У.п.з.- урок применения знаний.
У.н.- урок-наблюдения.
У.и.- урок-игра.
У.ск.- урок-сказка
Информационно – методическое обеспечение.
1. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016. – (Начальная школа XXI века).
2. Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016. – (Начальная школа XXI века).
3. Окружающий мир. 2 класс. Электронный образовательный ресурс на CD-диске. – М.: Вентана-Граф, 2012.
список учебно-методической литературы по предмету
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1-4 кл. Программа курса (CD-диск). – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 кл. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2015.
3. Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся. 2 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2016.
4. Литвиненко С.В. Думаем и фантазируем. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2016.
5. Клюева Т.Н., Флоренко Е.Ю. Я становлюсь самостоятельным. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2014.
6. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
7. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты.