Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обучению грамоте»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО И.о. зам. директора по УР И.о. директора МБОУ «СОШ № 15»
учителей начальных классов _______/Чекрыжова Е.Н./ г. Альметьевска РТ
Протокол №_1__ ________/ Мартышова Н.В./
от « 31 » августа 2017 г. Приказ № от .2017г.
Руководитель МО:
_____/ Шакирзянова Л.А./
Рабочая программа
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(В ПЕРИОД ОбучениЯ грамоте ПО БУКВАРЮ)
для 1 класса А
2017-2018 учебный год
Учебно-тематическое планирование
Класс 1Б
Учитель Степанова Е.Л.
Количество часов 44
Всего 44 часа, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе учебно-методического комплекса «Планета знаний».
Учебник:
Андрианова Т.М. Букварь. Учебник. 1класс. – М.: Издательство «Астрель», 2015г;
Плановых контрольных уроков 2.
Дополнительная литература:
1. Т.М.Андрианова. «Букварь». - М.: АСТ, «Астрель». 2015г.
2. Т.М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. – М.: АСТ, «Астрель». 2010г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
4 . Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана;
5.. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты 2 поколения), Москва 2010 г.
6. Волина В.В. « Праздник букваря». – М.: Просвещение , 1996 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению (в период обучения грамоте по Букварю) для 1 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ « Об образовании в РФ»;
Закона РТ от 22.07.13 года №68 – ЗРТ «Об образовании»;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 (зарегистрирован- Минюст № 17785 от 22.12.2009г);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 года, и внесённых изменений в федеральный перечень учебников приказом Минобрнауки Росси №576 от 28.06.2015 ;
Примерной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению ( в пнриод обучения грамоте) для 1 класса автора Т.М. Андриановой (УМК «Планета знаний»), рекомендованной Министерством РФ, М.: «Издательство Астрель», 2014г.;
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №15» г. Альметьевск РТ, утвержденной приказом №165 от 28.08.2015г.;
Учебного плана МБОУ «СОШ№15» г. Альметьевск РТ на 2016/2017 учебный год, введенного в действие приказом
№ ;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, кружков МАОУ «СОШ№15» , утвержденного 01.09.2013г.
Годового календарного учебного графика МБОУ «СОШ №15», утвержденного приказом № г.
Общая характеристика учебного предмета.
В УМК «Планета знаний» обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского зыка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования. Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объем доступного для чтения материала.
Цели:
помочь учащимся овладеть механизмом чтения;
обеспечить речевое развитие детей;
дать первичные сведения о языке и литературе, которые ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего изучения как русского, та и иностранных языков.
Задачи:
Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения;
Обогащение и активизация словарного запаса детей;
Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека;
Воспитание любви к чтению;
понимать содержание и главную мысль произведения;
понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним;
извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального образования. Примерная программа по предмету рассчитана на 92 часа. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на 44 часа (22 недели, в неделю 2 часа).
Содержательная и практическая часть программы будут выполнены за счет уплотнения материала.
Содержание программы «Обучение грамоте и развитие речи»
№
Раздел
Кол-во часов
1
Подготовительный (добуквенный) период
7 ч
2
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
3ч
3
Основной (букварный) период
34 ч
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
название букв алфавита;
различия буквы и звука;
различия гласных и согласных звуков.
Учащиеся должны уметь:
определять отдельные звуки в словах;
определять количество звуков в словах и их последовательность;
различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки;
определять количество слогов в слове;
определять место ударения в слове;
определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте.
Учащиеся могут знать:
парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки;
алфавит.
Учащиеся могут уметь:
распределять слова по алфавиту;
находить среди группы слов родственные слова;
ставить вопросы к словам- предметам, словам- признакам. словам- действиям.
планируемые результаты.
Личностными результатами изучения предмета «обучения грамоте по Букварю» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей,
Средство достижения этих результатов – тексты произведений, вопросы и задания к ним,.
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «обучения грамоте по Букварю» является сформированность следующих умений:
. определять отдельные звуки в словах;- определять количество звуков в словах и их последовательность;- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки - определять количество слогов в слове;- определять место ударения в слове; - определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте. - распределять слова по алфавиту;- находить среди группы слов родственные; - ставить вопросы к словам предметам, словам признакам, словам действиям. Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста - 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.
Календарно-тематический план
№
п/п
Изучаемый раздел.
Тема учебного материала.
Кол-во час
Характеристика учебной деятельности
Планируемые результаты
Дата проведения
план
факт
Подготовительный (добуквенный) период.
7 ч
Личностными результатами
изучения предмета «обучения грамоте по Букварю» являются следующие умения:
оценивать поступки людей,; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей,
Средство достижения этих результатов – тексты произведений, вопросы и задания к ним,.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
1
Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики.
1
ориентироваться в букваре и рабочей тетради; определять смысл условных знаков в учебной книге
08.09
2
Как мы общаемся. Как зарождалась речь. Устная и письменная речь.
1
определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения, участвовать в групповой работе
13.09
3
Предложение. Знаки препинания.
1
Составлять самостоятельно схемы простых предложений; придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы; определять количество слов в предложении
15.09
4
Предмет и слово.
1
Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет;
18.09
5
Слоги.
1
Скандировать по слогам слова-предложения; определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова
20.09
6
Звуки речи (гласные и согласные).(твёрдые и мягкие).
1
Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания;
25.09
7
Ударение. Ударный слог. Звуки и буквы.
1
Выделять ударные слоги при произнесении различных слов; определять на схеме место ударения в слове
27.09
Основной (букварный) период
34 ч
8
Звук [а]. Буквы А , а.
1
Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов; определять количество звуков и их последовательность в словах
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «обучения грамоте по Букварю» является сформированность следующих умений:
. определять отдельные звуки в словах;- определять количество звуков в словах и их последовательность;-
различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки - определять количество слогов в слове;- определять место ударения в слове; - определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте. - распределять слова по алфавиту;-
02.10
9
Звук [у]. Буквы У, у.
1
04.10
10
Звуки [м], [м']. Буквы М, м.
1
Читать двусложные слова; определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] или мягкого [м,]; различать слоги и слова, слова и предложения
09.10
11
Звуки [н], [н']. Буквы Н, н. Большая буква в именах людей и кличках животных.
1
Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова; наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове;
11.10
12
Звук [о]. Буквы О, о.
1
Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки
16.10
13
Звук [э]. Буквы Э, э Использование слов
он, она, оно.
1
Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения; устанавливать связь слов в предложении
11.10
14
Звуки [р], [р']. Буквы Р, р.
1
Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки; читать предложения, перемещая логическое ударение. Читать слова, заменяя буквы «р» на «л» и наоборот;
16.10
15
Звуки [л], [л']. Буквы Л, л.
1
18.10
16
Звук [ы]. Буква ы.
1
Выявлять характерные особенности буквы ы
23.10
17
Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.(Диагностика)
1
выявлять общий признак у изображённых предметов; читать слова с мягкими согласными звуками;
25.11
18
Звук [й']. Буквы Й, й Слова с противоположным значением.
1
определять на слух наличие в словах звука [й,]; правильно произносить и читать слова со звуком [й,] и буквой й;
06.11
19
Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. Звуки [п], [п']. Буквы П, п.
1
находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить; подбирать антонимы к многозначным словам
08.11
20
Звуки [в], [в']. Буквы В, в.
Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф
1
наблюдать за смысловыми оттенками значения слов; читать слова с переносом на другую строку.
правильно называть изученные буквы; образовывать мужские и женские фамилии от данных имён (работа в паре)
13.11
21
Звуки [г], [г']. Буквы Г, г Звуки [к], [к']. Буквы К, к.
1
объяснять специфику образования слов с помощью букв к, г.
15.11
22
Звуки [д], [д']. Буквы Д, д Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.
1
выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных
20.11
23
Большая буква в географических названиях.
1
находить географические названия среди других слов
22.11
24
Звук [ж]. Буквы Ж, ж Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
1
различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»; описывать случаи из собственной жизни
30.11
25
Сочетания букв жи – ши.
1
сравнивать произношение слов (содержащих жи – ши) с их написанием
27.11
26
Звуки [з], [з']. Буквы З, з Звуки [с], [с']. Буквы С, с
1
знания о многозначности слова, о синонимах и антонимах, подбирать эти слова
29.11
27
Слова: в, на, за, над, под, к, с,и др.
1
наблюдать за слабой и сильной позициями звука [з] в предложенных словах; устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлогами);
Объяснять принцип деления слов на слоги.
Выбирать необходимый звук из ряда предложенных. Давать его качественную характеристику.
04.12
28
Сочетания звуков [й'э], [й'о]. Буквы Е, е и Ё, ё.
1
соотносить слова, содержащие буквы е, ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов
Средство достижения этих результатов – тексты произведений, вопросы и задания к ним,.
Личностными результатами
изучения предмета «обучения грамоте по Букварю» являются следующие умения:
оценивать поступки людей,; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей.
Контролировать уместность использования слов в предложениях. Находить случаи неудачного выбора слова.
Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении.
Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении.
06.12
29
Буквы е, ё — показатели мягкости предшествующих согласных звуков.
1
11.12
30
Диалог. Речевой этикет.
1
Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками( в ситуациях учебного и бытового общения).
13.12
31
Сочетание звуков [й 'у]. Буквы Ю, ю.
1
выделять первую букву и первый звук в предложенных словах;
18.12
32
Сочетание звуков [й 'а]. Буквы Я, я.
(Диагностическая работа)
1
использовать ранее полученные знания для проведения звуко-буквенного анализа; находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их сходство и различие; выразительно читать рассказ по ролям.
20.12
33
Устное народное творчество.
1
рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к русским народным песням и сказкам; выявлять в текстах песен и сказок звуковой ряд,
08.01
34
Буква ь. Мягкий знак — показатель мягкости предшествующего согласного звука.
1
сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать свыводы
10.01
35
Разделительный мягкий знак — ь.
1
Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й,], но нет буквы й (разные случаи);
сравнивать написание и произношение слов с разделительным твёрдым знаком;
находить среди группы слов родственные; - ставить вопросы к словам предметам, словам признакам, словам действиям.
Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста - 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.
23.01
36
Буква ъ. Разделительный твердый знак.
1
15.01
37
Звуки [х], [х']. Буквы Х, х.
1
Находить сходство и различие в представленных парах слов; выразительно читать текст по ролям
17.01
38
Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
1
Определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание; дифференцировать похожие звуки [ц],
22.01
39
Звук [ч']. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов.
1
наблюдать за написанием и произношением слов с буквой ч;
наблюдать за написанием и произношением слов с буквой щ/
24.02
40
Звук [ш']. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща и чу-щу.
1
29.01
41
Алфавит.
Необычные азбуки. Из истории букварей. (Диагностика)
1
наблюдать за сходством различных стихотворных азбук;
31.01
Послебукварный этап. Резервные уроки
3 час
42
43
44
Сказки-диалоги о животных.
Сказки –диалоги о животных.
Сказки в сказке.Загадки.
1
1
1
Обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, инсценировать сказки, обсуждать организационные и учебные проблемы( высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей).
05.02
07.02
12.02
14.02
Контрольный уровень обученности.
I полугодие
Игрушки.
У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. У столика куклы Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи.
(22 слова)
По окончанию «Букваря»
Как Алик напугал маму и папу.
Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамонты и слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки. А мама Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки красками. Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну!